События и люди
Печать PDF

Калининградская область как идея


Со времени Потсдамского соглашения Кенигсбергская, а затем и Калининградская область много раз меняла свое предназначение, свое место во всесоюзном, а затем и во всероссийском разделении труда.


Наша новая родина. Разбираем, разламываем и вывозим.
Не секрет, что первые переселенцы в область были направлены скорее для демонтажа и вывоза на территорию СССР всего, что можно было вывезти из полученной в качестве репарации земли Восточной Пруссии, поделенной странами-победителями между социалистической Польшей и СССР.
Многие очевидцы тех лет вспоминают, что все, что можно разбиралось, демонтировалось и отправлялось эшелонами в центр - от немецкого кирпича, остатков заводов, станков и вплоть до металла. Как говорят те, кто первыми приехал в Кенигсбергскую область, было ощущение, что все это очень ненадолго и нас вот-вот либо вернут ГДР, либо передадут Польше. Именно этому ощущению временности и шаткости положения мы обязаны сотнями и тысячами разобранных на кирпич домов, кирх, замков. Именно с этим ощущением жили в еще недавно немецкой Восточной Пруссии переселенцы, разламывая и уничтожая прежнюю жизнь.
Формировалось и новое население области - в Калининград устремились те, кто не нашел себя в послевоенном СССР, поссорился с местными партийцами, был неугоден у себя в селе, городе, республике или просто потерял все и всех у себя на родине. Ну, или те, кому было от чего скрываться.
Переехали в Калининградскую область и советские воины, прошедшие Вторую мировую и посмотревшие Европу. Они, вернувшись в свои города и поселки, в СССР обнаружили все то, что оставили, уходя на фронт, - нищету и разрушение. Только теперь это положение было еще больше усугублено прошедшей опустошительной войной, выкосившей большую часть трудоспособных мужчин. А жить хотелось как в увиденной во время освобождения от фашистов Европе, но так, чтобы в СССР.


Так за относительно короткий срок - 15-20 лет с нуля сформировалась уникальная национально-культурная среда, где перемешались десятки национальностей и народностей СССР, где никто не мог претендовать на звание коренного народа и все вокруг были равны в своих правах на эту землю - все были «понаехавшие». Если где и сформировалась единая общность - советский народ, так это именно в Калининграде и области того времени.
Калининградскую область иногда называют Русской Америкой - в том смысле, что изначально она была заселена именно переселенцами из разных союзных республик, несогласными с тамошней жизнью, решившими попытать счастье вдалеке от родных мест, начать все с нуля. Людьми энергичными и легкими на подъем, людьми, которым на своей малой родине нечего было терять.
Калининградская область была новой, иной возможностью, местом, где тебя никто не знает, никто не помнит и где ты можешь начать все заново, с чистого листа.

Нам здесь жить и рыбу ловить
К началу 60-х стало окончательно ясно, что мы здесь всерьез и надолго и регион не просто останется в составе СССР, а будет некоей отдельной областью в рамках РСФСР - к Литовской ССР его присоединять не станут. В этот момент возникает новое видение «развития» области - она, по мнению партийных чиновников, должна была максимально «советизироваться». Долой все немецкое, долой все западное, строим хрущевки и разрушаем кирхи, замки, взрываем и главное архитектурное достояние области - Королевский замок.
Ну, и понеслось - некогда один из красивейших старых городов Европы за пару десятилетий усилиями партии и правительства, местных партийных руководителей был превращен в «советский город» с его широкими улицами, проспектами и парками, заставленными унылыми и однообразными панельными домами всевозможных серий. Убогими и чужими смотрелись в этом новом советизированном Калининграде остатки всего немецкого - от брусчатки, пожарных гидрантов на улицах до руин Кафедрального собора и до многочисленных ворот города.karta-oblasti-198-148
В это время - в 60-70-х - окончательно определилось и место новой территории в так называемом всесоюзном разделении труда: Калининградусуждено было стать одним большим портом - торговым и рыболовным - и военно-морской базой. Большая часть мужского населения города и области постоянно находилась в море - либо ловили рыбу, либо ходили на торговых судах, либо все там же, в море, охраняли и обороняли Родину. Кроме того, Калининград и область долгие годы были закрытой территорией, куда не всем гражданам СССР можно было приезжать и прилетать.
Таким образом, все более обособляясь от остальной территории СССР, Калининград и ментально все больше и больше отличался от усредненного Советского Союза.
Мужчины в море зарабатывали деньги - валюту и боны, чеки и прочие денежные суррогаты, а женщины и дети на берегу с удовольствием их тратили в специализированном магазине «Альбатрос». К слову, подобными магазинами, торгующими на чеки и боны, могли похвастаться только столицы союзных республик и некоторые портовые города.
Кафе, парикмахерские, предприятия сферы услуг Калининграда тоже отличались в лучшую сторону от существующих в СССР, к тому же их было просто больше. Население области часто бывало за рубежом, в той же соседней социалистической Польше, и поэтому было лучше подготовлено к пониманию рыночных механизмов и морально готово к существованию в условиях открытого рынка.
Именно этим объясняется то, с какой легкостью Калининград и область прошли тяжелое окончание эпохи СССР, развал Союза и переход на полукапиталистические рельсы.


Развал СССР и новая экономическая реальность. Свободная экономическая зона.
Эти времена уже в памяти многих сегодня живущих и активно действующих на территории области предпринимателей и политиков. В одночасье Калининградская область оказалась отделенной двумя границами от Большой России, стали разрушаться десятилетиями сложившиеся экономические связи, производственные цепочки. Начались разговоры о самостоятельности и независимости области, о ее выходе из состава России. matochkin
Первым делом развалились крупные промышленные производства, предприятия ВПК, ориентированные именно на советский госзаказ, затем пришло время рыбопромысловых баз, чьи суда перестали отвечать требованиям времени и тратили топлива больше, чем добывали рыбы.
Затем пришла в запустение и область рыбопереработки, настала очередь деградации калининградских портов - перевалка через них сталаэкономически невыгодна.
Однако в условиях политической и экономической турбулентности начала 90-х Калининградская область быстро адаптировалась к изменившимся правилам игры и, как и вся Россия 90-х, только намного эффективнее и быстрее, начала торговать всем и везде.
Особую и незаслуженно забытую сегодня роль в экономическом выживании области и ее переходе на новые рельсы сыграла команда первого избранного губернатора, профессора Юрия Маточкина.
Пользуясь открывшимися возможностями, опасениями федерального центра по поводу нарастания в области сепаратистских настроений, команде Маточкина удалось, немного попугав Москву, получить особые экономические преференции от федерального центра. Калининградская область перестала быть закрытым субъектом, наоборот, в кратчайшие сроки превратилась в самый открытый регион страны, свободную экономическую зону, обретя новый экономический смысл своего существования (в 1996 году «свободная зона» стала «особой»).
Все 90-е годы и большую часть нулевых область была своеобразным отверточным производством.
Так, из беспошлинно ввезенного на территорию области сахара и какао путем несложных манипуляций - смешивания и нагревания -производилась шоколадная помадка, но уже «российского производства», так же беспошлинно поставлявшаяся на остальную территорию России. В отдельные годы до 70 процентов всей шоколадной помадки для нужд кондитерской промышленности России производилось на небольшом предприятии в Калининградской области.
На нескольких новосозданных крупных предприятиях из полученных беспошлинно запчастей собирались телевизоры и прочая электроника и отправлялись в Россию (снова беспошлинно) - как произведенные на территории РФ. Большая часть «импортных» телевизоров десятков марок, заполонивших российские торговые сети, производились в Калининградской области.
Именно благодаря профессору Маточкину и его команде в Калининграде появился и такой монстр современной промышленности, как «Автотор». После требования первого вице-премьера правительства РФ Бориса Немцова пересадить чиновников на российские автомобили было принято оригинальное решение - начать сборку БМВ, а затем и «Хаммеров», «Хендаев» и прочих «иномарок» на территории Калининградской области - чтобы правительство РФ и чиновники рангом пониже могли покупать в рамках госзакупок автомобили именно «российского производства».
Так же было и с замороженным мясом и фаршем, поступавшим в Калининградскую область из Аргентины и Бразилии и путем присаливания, приперчивания и перемешивания превращавшимся в продукцию российского производства.
Профессора Маточкина на посту губернатора сменил одиозный «Батяня» - губернатор Горбенко, затем адмирал-губернатор Егоров. Несмотря на то что у каждого из них было свое «видение Калининградской области», несмотря противоречиям и на то, что представляли они интересы разных кланов, вопреки всему - никто из них не пытался подвергнуть ревизии достигнутые Маточкиным договоренности с федеральным центром, а лишь в меру сил и способностей старался поддержать статус Особой экономической зоны в Калининградской области.

Черная налоговая дыра. Во что превращаются хорошие идеи
На времена губернаторства Владимира Егорова (2005-2010 годы) пришелся максимальный расцвет ОЭЗ в Калининградской области, наложившийся к тому же еще и на «тучные годы» растущих цен на нефть в мире, на годы процветания, бурного развития и обогащения России.
Калининградская область процветала, цены на недвижимость, на землю на предприятия росли, местные предприниматели стали активно выходить на внутренний российский рынок, торговые сети «Виктория» и «Вестер» совершали головокружительные экспансии в Большую Россию, и даже медиахолдинг «Комсомольская правда в Калининграде» двигался по всей стране, копируя свой калининградский бизнес, запуская журналы и сайты в российских городах, а сам Калининград с достоинством встречал свое 750-летие, получив дополнительные многомиллиардные вливания наприведение в порядок малой родины Людмилы Путиной.
При этом концепция развития Калининградской области в контексте дружбы с Европейским Союзом предполагала создание на базе области региона пилотных проектов Россия - ЕС, обсуждались перспективы совместного российско-европейского управления регионом для отработки, внедрения и апробации последующих механизмов вхождения всей России в Евросоюз.
Будущее области представлялось прекрасным и безоблачным. boos
Однако на самом верху российской власти будущее области не выглядело таким уж оптимистичным - с каждым годом, с каждым месяцем накапливалось негативное отношение экономического блока правительства РФ к стремительно богатеющей за счет недоплаты таможенных пошлин и всяких экономических трюков Калининградской областью. Федеральный центр требовал закрыть «налоговые дыры» в ОЭЗ и пересмотреть закон об Особой экономической зоне в сторону его ужесточения и большего контроля, устранить всяческие лазейки для обхода таможенных платежей, навести наконец порядок.
Как раз в 2010 году в Госдуму был внесен новый закон о ОЭЗ, который лишал область большей части преференций. Стоит отметить, что экономический блок правительства КО в те годы возглавляли сильные и отлично образованные руководители, понимавшие всю опасность для области нового закона без четкого отделения зерен от плевел. Они старались, по требованию федерального центра, закрыть налоговые дыры, раздражавшие Москву, сохранив при этом особый статус региона и не перекрыв пути его дальнейшего развития.


И волки целы, и бабки - сыты! Чем не стала Калининградская область
Одним из требований Москвы в середине 2000-х было прекращение серого импорта автомобилей через Калининградскую область.
Автомобили ввозились в регион беспошлинно, вся «областная растаможка» обходилась примерно в 200 евро за автомобиль 3-7 летнего возраста, а в техпаспорте ставилась отметка о запрете отчуждения автомобиля на территории Большой России. Иными словами, за «растаможку» на область иномарок калининградцы платили сущие копейки, имели возможность ездить на этих машинах в Россию, эксплуатировать личное имущество на всей территории страны, но не имели права продавать эти автомобили в РФ. Именно поэтому они «теряли» оригиналы ПТС, находясь в России, и за незначительные деньги «восстанавливали» утерянные документы, но уже без отметки о запрете отчуждения и, естественно, тут же продавали «областные» автомобили россиянам по сходной цене без дополнительных трат на таможенное оформление.
Так потоком в 50-100 тысяч автомобилей в год через Калининградскую область шел «серый импорт» подержанных иномарок.
Естественно, федеральная власть требовала запретить и прекратить. Естественно, власть областная искала и нашла соломоново решение. Так, по предложению тогдашнего первого вице-губернатора Михаила Цикеля, правила ввоза подержанных иномарок должны были измениться следующим образом: ввозить их беспошлинно на территорию области могли только предприятия или индивидуальные предприниматели, которые в дальнейшем не имели права даже въезжать на этих автомобилях на территорию Большой России. Такое ограничение не могло быть наложено на частную собственность гражданина РФ в соответствии с Конституцией, но легко укладывалось в законы по ограничению использования имущества предприятия, находящегося на территории Особой экономической зоны.
И так по каждому из 12 спорных пунктов, шаг за шагом, решение за решением находили чиновники областной администрации выходы из сложившейся непростой ситуации, готовя большой пакет поправок ко второму чтению в Госдуме закона об ОЭЗ в Калининградской области. Поправки были готовы, согласованы с комитетами и комиссиями Госдумы и, казалось, Калининградская область снова спасена на ближайшие десятилетия. Но тут случился Георгий Боос.

Федеральный проходимец. Калининградская область как место распила.
Что уж там случилось у московских небожителей, можно только догадываться. О том, кто кого и от кого равноудалял и разгонял по России, за эти годы написано много. Могучая кучка вокруг Юрия Лужкова была распределена и равноудалена: Михаила Меня отправили в Ивановскую область, Валерия Шанцева послали рулить в Нижний. А калининградцам досталось чудо под именем Георгий Боос.
Первым же делом Георгий Боос ,не дожидаясь крайнего срока, потребовал у губернатора Владимира Егорова досрочно освободить должность, в один день разогнал весь экономический блок, не пожелав даже выслушать и вникнуть... В итоге новый закон об ОЭЗ был проштампован Госдумой без каких-либо поправок, фактически лишив Калининградскую область всех значимых преференций и поставив крест на ее экономическом будущем. cukanov
Эти недовнесенные поправки стали через четыре года основным драйвером протестных митингов в тишайшем доселе регионе и фактически послужили первопричиной искренней ненависти калининградцев к московскому снобу на посту губернатора области.
Но еще до известных событий Георгий Боос как слон в посудной лавке растоптал и разнес половину калининградского бизнеса, лишив работы многие тысячи простых калининградцев. Еще до всяких кризисов десятками стали разоряться и закрываться предприятия - и не только завязанные на ОЭЗ, но и такие, как «Росбан», строивший качественные дороги по всей области, и десятки других.
Идея господина Бооса относительно Калининградской области была проста и незамысловата - заводить в регион федеральные проекты и весело пилить федеральные деньги своими ручными компаниями.
Так появились мегапроекты строительства «Боосбана» - Янтарного кольца, Балтийской атомной станции, Черняховского металлургического комбината.
Вишенкой на торте безумия Георгия Бооса стал проект строительства завода по выпуску дирижаблей, чтоб продукцию калининградских компаний доставлять в Большую Россию воздухом и дешево.
Калининградцы искренне веселились, узнавая из прессы о новых проектах, и интересовались тем, что же курит наш губернатор. Но экономический спад, вызванный сумасбродным руководством и кадровой политикой Георгия Бооса, привел к выходу 15 тыс. горожан на улицы Калининграда с единым требованием - немедленной отставки губернатора.
Ну, а после того, как Георгий Боос поссорился с Людмилой Путиной, патриархом Кириллом, напялил на себя на парад 9-го мая 2010 года форму полковника ВВС и развесил по груди непонятные награды, он окончательно превратился в «непроходного» губернатора.
Последней каплей на чаше весов за непереназначение ГВБ была публикация в нашей газете письма главного военного прокурора Фридинского о том, что полковник Георгий Боос разжалован в капитаны, так как все звания выше капитанского получены им незаконно.
Господин Боос улетел в Москву так же стремительно, как и появился, а вот Калининградская область осталась лежать в экономических руинах после бурного правления федерального проходимца.

Местный, муниципальный, партийный - никакой
С назначением Николая Цуканова на должность губернатора в экономических кругах области был слышен выдох тех, кто еще остался жив.
«Любой лучше прежнего» - такими словами было встречено назначение бывшего главы Гусевского района, главы Ассоциации муниципальных образований Калининградской области и по совместительству главы регионального отделения правящей партии новым губернатором.
Для самого же региона это назначение и невнятное правление Николая Цуканова (теперь это можно утверждать точно) было передышкой и временем небытия.
Область экономически скатывалась вниз, медленно погружаясь все глубже и глубже по инерции, заданной прежними руководителями.
Кадровая чехарда, сопровождавшая весь период правления Николая Цуканова, ставшая уже притчей во языцех, не позволяла реализовать никакой экономической стратегии развития области, лишь ухудшая и без того плачевное состояние ее экономики - в совокупности с общероссийским экономическим кризисом, начавшимся в 2013 году.
Итогом этого периода для области стали пустота и деградация.
Но кое-что все же сделать удалось. Николай Цуканов войдет в историю области прежде всего тем, что лишил ее туристического потенциала, поставив свой личный крест на этом секторе экономики.
Прекрасно известно, что туристическая привлекательность региона для российских граждан не в теплом море, которого нет, ни в пляжах, которые смыло, а прежде всего в его «немецкости».
Калининград (Кенигсберг) до недавних пор был чуть ли не единственным городом с хорошо сохранившимися орденскими замками.
В Европе они притягивают к себе миллионы туристов, а их владельцы устраивают театрализованные представления, реконструируя рыцарские бои. Вокруг подобных замков растет туристическая инфраструктура... Но все это не про нас.
Именно по инициативе Николая Цуканова за год до вступления в силу закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», так называемого закона о реституции, по которому кирхи должны были вернуться католикам и протестантам, он продавил через областную Думу законы Калининградской области 501 и 502 о досрочной передаче этих объектов РПЦ МП.
Конечно, католикам и протестантам было обидно не получить их законное имущество, досрочно быстро под шумок переправленное РПЦ МП, но при всем уважении к этим конфессиям, дело даже не в этом.
Проблема в том, что по настоянию патриарха Кирилла, ранее служившего митрополитом Калининградским и Смоленским, РПЦ заполучила не только кирхи, которые годами на средства немецких благотворителей восстанавливали из руин, но и замки Восточной Пруссии:
«Вальдау», «Каймен» (руины), «Нойхаузен», «Таплакен», «Рагнит» (руины), «Лабиау», «Гердауэн» (руины), «Инстербург»... Иными словами, все сколь-нибудь значимые рыцарские замки, несмотря на то что они никогда не были объектами религиозного назначения, перешли в собственность РПЦ.
Продолжая ветшать в наше время, они явно и однозначно показывают пропавший туристический потенциал области.


Что день грядущий нам готовит?
Однако наша цель - не только напомнить об упущенных возможностях, рассказать об исторической ретроспективе развития и деградации Калининградской области. Главное - чтобы сегодня и сейчас мы остановились на бегу и в потоке мелких сиюминутных проблем все-таки задались вопросом: кто мы, калининградцы? Куда мы идем? Кем в современном мире хотим быть и какого будущего мы себе желаем в стране, которая все больше живет воспоминаниями о прошлом?
Накануне предстоящих выборов нового губернатора Калининградской области, увы, ни один из четырех претендентов не сформулировал явно и четко, без витиеватых рассуждений, стратегию развития региона.
И, что еще печальней, никто в Москве или в СЗФО и не собирается за нас придумывать, кто мы, чего хотим и к чему стремимся, каково место области в стране и мире.
Калининградцам, а прежде всего экономическому блоку нового правительства области и ее будущему губернатору, предстоит ответить на этот вопрос, представив понятный план, путь, стратегию.
Никто иной, а именно губернатор области должен выступать дирижером, дающим четкие сигналы людям и бизнесу, политической и экономической элите региона.
Сегодня Калининграду не хватает региональной идеи.
Если мы западный форпост России на Балтике, ее непотопляемый авианосец, то логично было бы ставить перед федеральным центром вопрос о выделении существенных средств на восстановление военных городков, промышленных предприятий оборонной промышленности, тех же судоремонтных заводов, и на развитие военной инфраструктуры - активно участвовать в распределении средств, выделяемых на «оборонку». Но в этом случае стоит забыть о дружбе и выстраивании связей с Европой и соседями, о регионе сотрудничества и обкатки совместных проектов.
Да, это реальный сценарий, но он предполагает, что ответственность за экономическое выживание региона должна полностью лечь на Москву, а сама Калининградская область, выполняя федеральные задачи обороны, с учетом этого особого геополитического статуса должна стать максимально дотационным регионом с наполненным Москвой же бюджетом.
Другой вариант - вернуть идею пилотности региона в рамках взаимоотношений с Западом в широком понимании этого слова. Тогда, несмотря на все санкции и взаимные упреки между странами, стоит начать развитие приграничной торговли, выставочной деятельности, обмена технологиями, знаниями, опытом, снова превратив область в главный регион сотрудничества Россия - Европа.
И такую концепцию развития стоит проработать детально и представить в высоких московских кабинетах. В этом случае нас ждет демилитаризация и максимальное раскрытие области перед европейцами - снова нужно вводить 72-часовой безвизовый режим для иностранцев, строить выставочные комплексы и экспоцентры, устраивать совместные семинары, лекции, приглашать в БФУ преподавателей и специалистов из Европы и всячески стимулировать развитие совместных производств.
Ну, а пока Калининградская область замерла на распутье - ни вправо, ни влево, не авианосец и не регион сотрудничества. Мы теряем и теряем с каждым днем свое место в различных рейтингах и собственную значимость, свою самоидентичность и привлекательность, превращаясь в невыразительную российскую провинцию посреди Европы, оставаясь лишь географической точкой на карте и строкой в резюме российских компаний, которым важно написать - «работаем от Калининграда до Владивостока».


 
Печать PDF

С грехом пополам

s-grehom-popolam-1

На прошлой неделе в Калининградскую область с очередным визитом нагрянул министр спорта Виталий Мутко, осмотревший чуть не ушедший под воду стадион, а заодно (чего два раза мотаться) и новый терминал Храброво.


Территория вокруг стадиона, в июле превратившаяся в одну большую лужу, к визиту высокого начальства привести в порядок и не удалось, хотя рабочий процесс значительно ускорился накануне знаменательной даты.
Впрочем, Виталий Леонтьевич был в достаточно благодушном настроении - гулял по стадиону, много улыбался, общался с рабочими, а потом вместе с врио губернатора Антоном Алихановым вышел к журналистам. «Строительство идет хорошими темпами. Мы видим, что все общестроительные работы основные закончены, идет укладка газона, настройка инженерного обеспечения. Работа не такая заметная, но очень трудоемкая, и ее остается много. В целом все в графике», - бодро отчитался министр о проделанной работе, отметив, что во всей программе подготовки Калининградской области к ЧМ наблюдается большой прогресс.
Проблемы подтопления территории возле стадиона глава министрерства спорта объяснил тем, что раньше на объекте было три заказчика на трех различных участках, из-за чего работы были не скоординированы. Теперь же проекты объединены, и началась работа по осушению территории. Также Мутко пообещал, что обустройства всего острова и создание инфраструктуры (дорог, тротуаров, системы берегоукрепления) будет закончено уже до конца этого года: «На данном объекте у нас большой процент выполнения работ по прокладке всех инженерных сетей: дренаж, канализация, водоснабжение и так далее. Поэтому опасений у нас нет. Это достаточно смелый проект, который мы реализуем на такой огромной территории в самом сердце Калининграда. Надеюсь, он откроет для города новые горизонты и перспективы развития», - в практически пасторальных тонах подвел итоги министр.
Вообще же история отношений между Виталием Мутко и Калининградом в рамках подготовки к ЧМ-2018 длится уже не первый год и, как положено любой хорошей истории, полна драматических поворотов, напряженных моментов и сильных эмоций (чаще всего негативных). Еще в далеком 2012 году министр спорта называл город в числе «проблемных» претендентов на право принимать игры чемпионата. Впрочем, из окончательного списка Калининград все-таки не вылетел, и уже в апреле 2013 года прибывший в областной центр министр бодро рапортовал о том, что остров Октябрьский является оптимальным местом для строительства стадиона - тогда как раз затихали споры о том, где именно нужно разместить спортивную арену. Виталий Леонтьевич, побывавший на площадке будущей «стройки века», назвал открывшиеся ему пейзажи очень красивыми (уж не знаем, что его впечатлило больше: заболоченная плоскость, чудеса советской типовой архитектуры или разномастные гаражи).
Год спустя министр спорта был настроен по отношению к Октябрьскому уже не столь радушно, отмечая, что остров заболоченный, а будущий стадион - «немножко дороговастый». Вопрос о финансировании встал ребром: господин Мутко настаивал, что все спортивные арены к ЧМ-2018 должны стоить одинаково и предоставлять Калининграду дополнительные финансы федеральный бюджет не намерен (бесконечные денежные вливания в питерскую «Зенит-Арену» тогда еще не успели стать притчей во языцех).


Затем министр немного оттаял, да так, что немного искривил пространственно-временной континуум: «Это самый центр Калининграда, это 10 метров от могилы Канта, и мы его обязательно построим, несмотря на все сложности», - встал он грудью на защиту спортивной арены на заседании комитета Совета Федерации по социальной политике.
Затем настроение Виталия Мутко вновь кардинально поменялось: в августе 2014 года в эфире телеканала «Россия-2» министр безапелляционно заявил, что место для будущей арены выбрано неудачно, а инвестиции, которые нужно вложить в обустройство острова и строительство стадиона «на болоте», - «запредельные». Вместо этого он предложил реконструировать стадион «Балтика» (который до этого, что характерно, предлагал снести).
Успокаивать общественность пришлось губернатору Николаю Цуканову, который вскоре заявил о том, что Виталий Мутко достиг договоренности с главой ФИФА Йозефом Блаттером о сокращении числа мест на стадионе до 35 тысяч. Тем не менее господин Мутко продолжал настаивать на отказе от проекта и более-менее успокоился только к концу 2014 года, подтвердив, что стадион все-таки построят на острове. При этом проект спортивной арены в срочном порядке перелапачивался - с тем чтобы сократить количество мест и выбросить из планов все, что потребует дополнительного финансирования. Как известно, в результате Калининград получил скучную коробку из стекла и бетона, ныне одиноко торчащую на берегу Преголи.
Впрочем, на изменении проекта стадиона головная боль Виталия Леонтьевича, естественно, не закончилась - после этого началась свистопляска с прохождением государственной экспертизы, да и темпы все-таки начавшихся строительных работ долгое время отставали от заявленных сроков. Кажется, отлегло от сердца у федерального чиновника только в этом марте, когда во время очередного визита он, рассуждая о подготовке области к ЧМ-2018, отметил «серьезные изменения в положительную сторону». Позитивный настрой министру удалось сохранить и во время летнего визита. s-grehom-popolam-2
Свежеобретенный оптимизм Виталия Мутко не смог испортить даже визит в аэропорт, где ему показали новый, только что открытый терминал. Реконструкция Храброво тянется столь долго и столь безнадежно, что от нее, кажется, успели устать уже все: и строители, и работники аэропорта, и правительственные чиновники, но в первую очередь - пассажиры, вынужденные взлетать и приземляться посреди строительной площадки.
В свое время Николай Цуканов был настроен довольно оптимистично и даже уверял, что вскоре Храброво вполне сможет составить конкуренцию аэропортам Риги и Гданьска. Глава региона охотно делился планами создать новую региональную авиакомпанию и превратить калининградский аэропорт в современный международный хаб - масштабный пересадочный узел, который будет обсуживать гостей из российских регионов. Однако строительные работы, по старой русской традиции, чрезвычайно затянулись, требуя все новых и новых инвестиций со стороны бюджета. А вот частный бизнес Храброво так и не смогло заинтересовать. Изрядно раздраженный Николай Николаевич не раз критиковал забуксовавшую реконструкцию воздушных ворот и даже грозил сменить владельца аэропорта, если инвестор не будет соблюдать новые сроки реконструкции и не закончит работу вовремя.

 

Врио губернатора Антон Алиханов подхватил славную традицию инспекции Храброво - в частности, он осмотрел ход работ накануне нового года, еще не зная, что в новогодние праздники пропахавший брюхом взлетное полосу самолет фактически парализует работу аэропорта. В мае Храброво вновь оказалось замешано в неприятной истории, после того как СМИ узнали, что чемоданы и сумки там выдавались на улице без проверки багажных талонов. В пресс-службе воздушной гавани тогда лишь вздохнули и философски ответили, что это - только временная и вынужденная мера из-за строительных работ.
Новый терминал должны были открыть еще 1 июня, но за день до назначенной даты оказалось, что он все еще не готов к выполнению служебных обязанностей. В результате торжественное событие состоялось только 22 июля, а зона прилета международных воздушных линий заработала буквально накануне визита высокопоставленной делегации - 1 августа.
Виталий Леонтьевич по долгу службы также неоднократно был вынужден подгонять ход реконструкции - нормально действующий аэропорт в период проведения чемпионата мира по футболу имеет критическое значение. Еще в прошлом году он предлагал «не танцевать вокруг подрядчика» реконструкции, намекая на то, что если тот не справляется со своими задачами, то его можно и сменить.
Впрочем, во время инспекции работ в марте 2017 года министр спорта был уже не столь категоричен. Обошлось и без необходимости отчитывать подрядчика и на этот раз: осмотрев новый терминал, Мутко отметил, что должны быть выдержаны все сроки и с соответствующим качеством. Антон Алиханов, также прогулявшийся по аэропорту, пообещал, что полностью все работы завершатся 30 марта следующего года. Завершение реконструкции врио губернатора назвал одним из ключевых и знаковых событий предстоящего региона.
В целом визит высокопоставленного гостя в Калининградскую область прошел достаточно спокойно и даже протокольно: традиционные прогулки по намеченным объектам традиционно подкреплялись заверениями в завершении всех работ в срок. Кажется, что и стадион, и аэропорт министру спорта уже порядочно осточертели - впрочем, на фоне той же «Зенит-Арены» калининградские проблемы уже не кажутся столь вопиющими. Видимо, и реконструкция Храброво, и строительство стадиона действительно закончатся более-менее вовремя. Но станут ли они двигателями для стремительного развития Калининградской области, как неоднократно обещали нам чиновники самых разных рангов? Пока что поверить в это довольно трудно.

 
Печать PDF

Полесск: животноводство рядом с кладбищем


В последнее время я очень много пишу о проблемах городка под названием Полесск. Несмотря на то что этот город очень маленький и все друг друга знают, местные чиновники пытаются любыми способами обворовать и без того нищий бюджет. Я получаю большое количество сообщений о незаконных действиях местной администрации, и в этой статье расскажу еще об одном.


Все в Полесске, наверное, знают, где находится горе-свалка, которая по документам не функционирует, а по факту весь мусор по-прежнему свозится туда. Однако платежи с простого люда взымаются, будто бы мусор вывозится как положено - на полигон в Гвардейском районе, ну да ладно, сейчас не об этом... Дело в том, что рядом со свалкой расположено кладбище.
Так вот к чему все это: недавно на публичной кадастровой карте рядом с вышеуказанными объектами появились сведения о двух земельных участках с разрешенным использованием для ведения животноводства. Даже у меня, простого обывателя без специального образования, возникает вопрос: разве у таких специальных территорий, как свалка и кладбище, не должны быть санитарные зоны? Но, видимо такой вопрос совсем не приходил в голову «грамотным» спецам, которые предоставляли эти участки.
Так вот, именно для этих горе-специалистов сообщаю, что есть такие нормы, как СанПин, а еще те, которыми они должны были пользоваться при выделении данных участков, а именно: постановление главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"». В соответствии с данным СанПиНом, первый земельный участок с кадастровым номером 39:10:000000:593 попадает:

- полностью - в санитарно-защитную зону свалки, которая имеет II класс, т. е. составляет 500 м;
- в большей части - в санитарно-защитную зону кладбища (класс IV - 100 м);
- почти полностью - в санитарно-защитную зону второго кладбища (класс III - 300 м).
Второй земельный участок с кадастровым номером 39:10:410006:116 также попадает в санитарно-защитную зону свалки класса II (зона 500 м). Более того, этот же земельный участок наполовину попадает в санитарно-защитную зону здания склада и частично в охранную зону антенно-мачтового сооружения!pol1
Думается мне, что если рядом с этими участками охранных зон было бы больше, то и перечень нарушений можно было бы продолжить... Однаконе мне решать, случились эти нарушения из-за некомпетентности сотрудников или являются следствием осознанной безнаказанности. Непонятно только одно: почему я - непрофессионал в этой области, сразу в этом разобрался, нашел в интернете все необходимые сведения, сопоставил, а госпожа Лаврешова (начальник земельного отдела администрации Полесска), которая курирует предоставление всех участков в районе, не знала о существовании этих норм, и куда смотрели юристы администрации.Или специально закрыли глаза на эти нарушения?..
Так ведь еще и каждый месяц, а то и каждую неделю печатают в «Полесском вестнике» благодарности и прочие хвалебные оды по поводу кропотливой, компетентной работы, получают заработную плату!
Кстати, с приходом в администрацию новых, небезызвестных для нас людей, таких как господа Лаврешова, Алексеева, Воропай, Пасевич и, конечно же, Шишкин, заработная плата на занимаемых ими должностях возросла более чем в 3 раза. pol4
Теперь понятно, почему с приходом этих личностей в районном бюджете образовалась дырка, да такая, что администрация не может погасить долги перед «Янтарьэнерго», после чего энергетики отключили электроснабжение водонасосной станции. Продолжая копить, а не гасить долги перед «Янтарьэнерго» (а долг перевалил за 25 млн рублей), администрация оставляет весь город с тоненькой струйкой воды!
Будем надеяться, что районный прокурор господин Штык обратит наконец свой взор на работу администрации, но пока мы видим, что, как говорят полесчане, он только покрывает своих протеже.
Кстати, по поводу законности формирования и предоставления вышеуказанных участков бывший заместитель председателя Совета депутатов Полесского городского поселения Евгений Николаевич Лабудин направил соответствующие запросы в правительство области и областнуюПрокуратуру.
 
Печать PDF

Жить реально страшно - хорошо хоть зарплата смешная...

Совет митингующим. Если хотите приехать на митинг, скажите, что вы за Путина - и вам предоставят бесплатный автобус. Если захотите уехать с митинга, то скажите, что вы против Путина - и вам также предоставят бесплатный автобус.

Насколько все-таки тонок русский язык. Вы обращали внимание, что выражение «Пора валить!», сказанное о себе и о ком-то другом, имеет совершенно разные значения?

С точки зрения домашних котов тигры - это тупые качки, сидящие на анаболиках.

В условиях низких цен на нефть на продажу приходится выставлять иные природные ресурсы. Кажется, лето тоже кому-то загнали.

Сейчас уже мало кто помнит, что чинить препятствия - это совсем не то, что ремонтировать дороги.

Вот оно какое, наше лето - готовимся его перезимовать.

- Как вежливо сказать, что у нас в жизни началась полная лажа?
- У нас жизнь налаживается.

Российский суд - самый усманный суд в мире!


Если совесть вас не грызет, значит, она уже сыта вами по горло.

Достоевский в лице Раскольникова показал, как раньше поступали с микрозаймовыми организациями.

Для тех, кто не сумел решить свои проблемы, задав в прямом эфире вопрос Путину, в Россию привезли мощи Св. Николая Чудотворца.

Отмена лета началась с отмены летнего времени.

Во время двухчасовой беседы с Владимиром Путиным Дональд Трамп узнал много нового. Например, что на выборах президента США он победил самостоятельно.

Вы замечали, что суперзлодеи хотят все изменить, а супергерои - оставить все как есть?

Президентский срок Алексея Навального по традиции будет условным.

Странно: денег нет, а зависимость от них есть.

В Москве такая погода, что редкая собака поведет гулять своего хозяина.

Когда Путин и Трамп собираются встретиться, они для создания веселой атмосферы берут с собой еще 18 человек и поджигают город.

После многочисленных лесных пожаров на территории России отключили лето. За нарушение правил эксплуатации. Пока на год, а там посмотрят.

Не страшно, когда делают из мухи слона. А вот слон под мухой действительно опасен.

- Нашу экономику нельзя подымать с колен.
- Почему?
- На четвереньках она устойчивее.

Полезный совет: если протереть экран монитора водкой, то вирус Petya становится добрым и начинает расшифровывать файлы.

Путин подписал закон о создании в России реестра коррупционеров. Чиновники уже выясняют, сколько надо занести, чтобы туда не попасть, и сколько надо занести, чтобы оттуда исключили.

Во Львове мусорными кучами выложили «Прощай, немытая Россия».

- Ты за что сидишь?
- Не смог дозвониться по телефону до Путина.
- Не понял.
- А что тут непонятного: дозвонился бы - сел бы не я, а мэр.

Россия - настолько могущественная страна, что какой-то координатор ситуации со свалкой в Балашихе в свободное время назначает американского президента.

Жить реально страшно - хорошо хоть зарплата смешная...

Говорите, от кота пользы никакой нет. А кто диван целый день охраняет?

Интересно, что человек может стать депутатом, а вот депутат человеком стать не может!

 
Печать PDF

Синтия Никсон


Звезда сериала «Секс в большом городе», сумевшая победить страшную болезнь, она успешно сочетает актерскую карьеру с воспитанием троих детей


Синтия Никсон родилась 9 апреля 1966 года в Нью-Йорке в семь радиожурналиста Уолтера Никсона и актрисы Анны Нолл. После развода родителей в 1978 году Синтия осталась с матерью, у которой вскоре обнаружили рак. В дальнейшем Анна Нолл дважды побеждала недуг, а Никсон вспоминала, что ее мать настолько легко и открыто говорила о своей болезни, что она даже не догадывалась, насколько диагноз серьезен.
Детское увлечение Синтии Никсон театром и кинематографом довольно быстро переросло в профессиональную карьеру: ее дебют на сцене состоялся в двенадцатилетнем возрасте в одной пьесе с матерью, а еще через два года она впервые сыграла в кино, снявшись в небольшой роли в комедии «Маленькие прелестницы». Кроме того, девушка начала появляться на телевидении.
С начала восьмидесятых актриса активно играла на Бродвее и к своему восемнадцатилетию была задействована сразу в двух постановках, за что ее прозвали «бродвейским чудом». «В театре у вас всегда есть следующий день. Если что-то не удалось сегодня, вы можете снова попробовать завтра. В то время как на съемочной площадке у вас есть только пара часов, чтобы сыграть сцену, а потом она сохраняется на века», -впоследствии вспоминала Никсон о своем театральном прошлом. Параллельно Никсон училась сначала в школе, а затем в колледже и в 1988 году получила степень бакалавра.
В том же 1988 году состоялась премьера нью-йоркской постановки «Ромео и Джульетты», где Никсон сыграла одну из двух главных ролей. Актриса продолжила активно выступать в театре и в 1990-е годы и к середине десятилетия получила свою первую в карьере номинацию на премию «Тони». Также она стала одной из основательниц театральной труппы Drama Dept, в состав которой вошла ее будущая коллега по съемкам Сара Джессика Паркер.


Настоящим прорывом в телевизионной карьере Синтии Никсон стала одна из главных ролей в сериале «Секс в большом городе». Выходившая с 1998-го по 2004 год хроника жизни четырех подруг продержалась шесть сезонов и завоевала огромную популярность не только в Америке, но и во всем мире. Основанный на одноименной книге журналистки и писательницы Кэндес Бушнелл, сериал завоевал целую армию поклонников и поклонниц, а критики неоднократно отмечали прекрасную актерскую игру, ироничный стиль повествования и остроумный сценарий, позволяющий одновременно поднимать сложные и противоречивые вопросы в одних сериях и откровенно валять дурака - в других. За годы выхода в эфир сериал завоевал 7 премий «Эмми», 8 премий «Золотой глобус» и 11 - Гильдии киноактров, а также получил два продолжения в виде полнометражных фильмов. Сегодня «Секс в большом городе» считается одним из лучших сериалов первого десятилетия XXI века.
Синтия Никсон, воплотившая на экране роль адвоката и феминистки Миранды Хоббс, в 2004 году получила «Эмми» за лучшую женскую роль второго плана в комедийном телесериале. Стоит отметить, что многие считают сериал маленькой победой феминизма на телевидении, ведь чуть ли не впервые главными героями (а точнее - героинями) стали женщины старше тридцати лет, успешно реализующие свои карьеры, не впадающие в зависимость от мужчин. Впрочем, досталось сериалу и критических выпадов - в частности, за экстраординарную зацикленность на отношениях и мужчинах и шаблонность персонажей.
Уже в 2016 году Никсон отметила, что продюсеры сериала предъявляли к исполнительницам главных ролей довольно жесткие требования - в частности, за их рационом тщательно следили, т.к. актрисам нельзя было толстеть. «Нам нельзя было поправляться, за этим тщательно следили».
Закончив съемки в сериале, Синтия Никсон вернулась на сцену - в 2006 году она исполнила главную роль в постановке пьесы Дэвида Линдси-Эбера «Кроличья нора», которая принесла ей «Тони» за лучшую женскую роль в пьесе. Актриса продолжает выступать на сцене, периодически возвращаясь к съемкам в кино и на телевидении. В частности - критики хвалили ее игру в независимых картинах «Стокгольм, Пенсильвания» и «Джеймс Уайт». В 2016 году состоялась премьера биографического фильма «Тихая жизнь», в котором Никсон воплотила образ известной поэтессы Эмили Дикинсон. jzl
В последнее десятилетие в проектах Никсон неоднократно поднималась тема онкологии: в октябре 2006 года актрисе был поставлен диагноз - рак молочной железы. До апреля 2008 года она скрывала тяжелую болезнь от общественности, предпочитая бороться с недугом без пристального внимания СМИ. После этого стала активистом помощи женщинам, страдающим от рака, и выпустила несколько специальных документальных программ для телевидения. «Единственное, чего нужно бояться, это то, что если ты не пойдешь и не сделаешь маммограмму потому, что часть тебя не хочет знать результата, внутри тебя может оказаться зараза, которая погубит тебя. Эта игра окажется для тебя с плохим концом», - отмечала она в одном из интервью.
В 2012 году Синтия Никсон сыграла свадьбу с активисткой образовательного движения Кристин Маринони, с которой встречалась с 2004 года. «Если уж навешивать ярлык, то я бы назвала себя бисексуалом», - отмечает сама актриса, которая до встречи с Маринони много лет была в отношениях с английским профессором Дэнни Мозесом и родила двух детей, Саманту и Чарльза. Публично о своих отношениях пара заявила лишь в 2009 году, объявив о помолвке: «Мы взвесили все "за" и "против" публичности объявления о помолвке с Кристин - а что, в итоге решили мы, почему бы и в самом деле просто официально не подтвердить, что да - мы любим друг друга, да, мы лесбиянки, да, мы не скрываем ни этого, ни того, что мы хотим пожениться! Так мы и сделали. Это было фантастично», - рассказывала актриса. В 2011 году Никсон и Маринони, выступившая биологической матерью, стали родителями мальчика, которого назвали Макс Эллингтон.
Сегодня Синтия Никсон продолжает выступать на сцене, снимается в кино, воспитывает детей и отказывается покидать Нью-Йорк, который часто ругают за плохую экологию, дороговизну и бешеный темп жизни: «Я всегда жила в Нью-Йорке. Я - из тех немногих людей, которые не считают необходимостью покидать мегаполис даже ненадолго, чтобы отдохнуть от шума и суеты. В этом городе есть что-то такое, что вы не найдете в других городах. Это - энергия огромного количества людей, собранных в небольшом месте. Она просто витает в воздухе вместе с творчеством».
Актриса поддерживает современную тенденцию в кинематографе, когда режиссеры не стараются делать из героинь недостижимый идеал, а показывают реалистичную женщину со всеми ее недостатками. Никсон отмечает, что с возрастом ей стали предлагать сыграть куда более интересных персонажей: «Раньше мне часто предлагали играть чью-то мать, и это отлично, но не так уж интересно с точки зрения характера и драматургии. Сейчас же я могу позволить себе сделать моих персонажей более многогранными, даже если опять играю чью-то мать». При этом к вопросу старения Никсон относится довольно спокойно: «Конечно, мое тело уже не такое упругое, как раньше, появились морщины, но мне нравится стареть. Я не говорю, что я застрахована от всех этих переживаний или мне абсолютно все равно, но переживаю я намного меньше, чем мои ровесницы».
 


JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL
© «Тридевятый регион» 2004 — 2024
Рейтинг@Mail.ru