По двойному гамбургскому счету
Русские и большой маленький народ Европы — попытка перезагрузки
Гамбургский счет — беспристрастная, предельно требовательная оценка чего-либо.
Есть в политологии такое понятие: «синдром малых народов» — ощущение некоторых стран, что весь мир идет на них войной, а большие соседи не спят, не едят, а днем и ночью лелеют коварные замыслы… Уж мы-то, граничащие с Балтией, этот синдром наблюдаем воочию уже, почитай, двадцать лет! Говорят, что он не зависит от реальной политической обстановки и действительного соотношения сил, а вызван причинами чисто психологическими и инстинктом самосохранения малого этноса: небольшому народу так легко раствориться в большом! Это — теория, но есть и практика.
Польша в семье народов — ретроспектива
Вообще-то поляков малым народом не назовешь: их почти 40 млн, шестая по численности населения страна ЕС, но вот психология… Впрочем, ощущение осажденного города у них не врожденное, а благоприобретенное: столетиями зажатой между Россией, Германией и Австро-Венгрией Польше доставалось со всех сторон, и ее редко когда принимали всерьез и в расчет, что вызывало у народа естественное сопротивление. Иногда военное, но чаще — психологическое: все вокруг гады и желают полякам только зла. А признать, что в ходе геополитических игр европейских гигантов Польшу могли перемахнуть, просто не заметив, национальная гордость не позволяла.
Казалось бы, с такой историей поляки должны одинаково не любить всех соседей, но трагедия страны не ограничивалась ее географическим положением. Все усугубилось тем, что они, этнически чистые славяне, приняли романо-германский вариант католичества и очень старались оказаться святее Папы римского. В результате от них шарахались православные, видевшие в католицизме, мягко говоря, малодружественную религию, и не очень-то принимала романо-германская Европа, всегда с подозрением относившаяся к славянскому миру.
Почему в таких условиях Польша выбрала западноевропейский вектор развития, общехристианский Бог весть (не будем подозревать поляков в элементарной меркантильности), но с тех пор и по сей день наши соседи очень стараются доказать миру особую злокозненность русских — и порой небезуспешно, надо признать!
Катынь и Стшалков — две стороны одной медали.
О каких именно проблемах, осложняющих российско-польские отношения, говорили на днях Путин с Туском, мы во всем объеме, может, и не узнаем, но что тема Катыни всплывет обязательно, было объявлено заранее. Оно и понятно: в тысячелетней истории соседства России и Польши мало что так болезненно отзывалось на наших взаимоотношениях, как гибель 20 тыс. польских военнослужащих в лесах под Смоленском.
Предыстория этой трагедии такова: в 1939 году в результате стремительного наступления германской армии часть разгромленного польского войска отступила на территорию СССР. Это только руководители Польши надеялись на союз с Третьим рейхом против общего врага, русских, и частенько с восторгом принимали дорогого гостя — Геринга: тот любил поохотиться в Беловежской пуще. Простые же поляки прекрасно понимали, что для нацистов они недочеловеки (со всем отсюда вытекающим).
Но для русских паны-поляки были тогда вовсе не друзья — именно со стороны Польши 20 лет исходили провокации и угрозы, о которых в СССР знали все от мала до велика. Да и гибель в 1920 году 80 тыс. красноармейцев тогда в стране еще помнили! Это потом, когда Польша вошла в социалистический лагерь, многие неудобные факты, раздражающие братские страны, выпали из истории. Из нашей, разумеется, истории — поляки-то про Катынь не забывали!
Хотя в гибели интернированных польских офицеров тоже не все очевидно: первые сведения о массовых убийствах в Катыни, как о деле рук НКВД, поступили от ведомства Геббельса, в особой объективности и правдивости до того не замеченного. Это же рейхсминистр пропаганды Йозеф Геббельс сказал, что ложь должна быть чудовищной, чтобы в нее поверили…
Интересный факт: пакет документов по Катынским событиям, который Горбачев передал Польше в знак доброй воли, говорят, пропал где-то в польских архивах. Возможно там же, где лежат документы по Стшалкову и Тухольске — двум польским местечкам, где располагались концлагеря для красноармейцев после войны 1920 года. Это были не единственные концлагеря, но самые крупные. А итог оказался таков: из 200 тыс. пленных 60 тыс. вернулось на родину, 80 — погибло в плену официально, а еще шестьдесят — неофициально. И надо понимать, что юные красноармейцы двадцатого года и зрелые польские офицеры сорокового — люди одного поколения, а история, как правильно заметил Владимир Путин в Гданьске, не пишется только двумя красками…
Воздаяние
Есть и еще один камень преткновения на пути взаимопонимания — Варшавское восстание в августе 1944 года, когда по приказу генерала Бур-Комаровского 40 тыс. повстанцев вытеснили из польской столицы 16 тыс. немецкого гарнизона и захватили город. Вообще-то при таком соотношении сил можно бы и держаться, ведь танки и артиллерия в городских боях малоэффективны, но — не получилось. А советские войска в это время стояли на другом берегу Вислы — до Варшавы рукой подать.
Отсюда и повод для обвинения: русские нарочно дали фашистам перебить героев поляков, такие уж они есть, клятые москали! То, что до этого Советская армия с тяжелыми боями отмахала добрую тысячу километров и отчаянно нуждалась в отдыхе, ремонте техники, боеприпасах и подкреплениях, в расчет не берется — должны были москали умереть ради польской шляхетности, и все тут!
Я не военный, но понимаю, что форсировать Вислу, на том берегу которой укрепилась германская армия, с ходу — это не Гнилой ручей вблизи древни Пупырловки перескочить, здесь подготовка требуется. Но Бур-Комаровский об этом не думал, у него была политическая задача: взять столицу без помощи русских. А русские должны были для этой великой цели погибнуть на берегу Вислы.
Но вот чего совсем не любят вспоминать любители поклевать Россию, так это событий, произошедших в той же Варшаве годом раньше: 19 апреля восстало Варшавское гетто. Двадцать дней его жители отбивались от гитлеровцев, пока все не погибли. Но 40 тыс. бойцов Армии Крайовой, подпольное войско Бур-Комаровского, ничем не помогли своим согражданам.
Но при этом остались героями — в отличие от не помогших уже Бур-Комаровскому, пся крев, лайдаков москалей. А ведь сказано в Писании: «…ибо какою мерою вы воздаете, такою и вам воздастся».
Так что абсолютно прав был наш премьер, когда дал понять (и не только полякам), что в истории ангелов и святых не так уж и много, а требующий извинений и покаяний должен покаяться и сам — иначе нам объединенной Европы не построить!