Печать PDF

Ярмарка невест в эпоху капитализма


Ученье — свет, но не в конце туннеля

В какое, если вдуматься, страшное и жестокое время мы жили еще четверть века назад, господа! Взять, например, образование: ведь все знали, что вузы, особенно гуманитарные и педагогические, — это ярмарка невест и что добрая половина выпускников получала дипломы, чтобы были, чтобы имелось что в рамочку вставить или под сковороду подсунуть.

Но злобное государство всех этих выпускников хватало и распределяло, как они ни пищали и ни брыкались. Не знаю уж, какая от того польза проистекала для народного хозяйства, но многие приживались там, куда их сунули, и даже работали... А абитуриенты все поступали и поступали в вузы, несмотря ни на какие конкурсы.

Параллельные прямые не пересекаются

Иное дело сейчас: если раньше в Калининграде было около 10 вузов (и то с натяжкой), то нынче — аж 27, учись не хочу. Причем если не хочу, то поступай на платное — сам не заметишь, как специалистом станешь. Знаете, сколько сейчас в городе студентов? 44 тыс. человек. Это сколько же дипломированных специалистов получает народное хозяйство области каждый год! Много...

Однако вот беда: сколько  профессионалов приходит именно в то народное хозяйство, для которого его готовили, а сколько куда-нибудь еще, мы не знаем! То есть Министерство образования, может быть, и знает, но не говорит, а потому есть подозрение, что что-то скрывает.

Хотя если рассматривать, скажем, БФУ им. Канта как фокусную или референтную группу (есть в социологии такие понятия), то кое-что становится понятным. А по БФУ данные таковы: в 2013 году из университета выпустились 1 409 студентов. Из них работу по специальности отыскали 682 специалиста (48,4 процента), а где-то еще трудоустроились около 250. Итого — 65,8 процента. Конечно, кто-то в армии, кто-то в декрете, кто-то учится дальше, но сути это не меняет: по специальности трудится менее половины.

yarmarka-nevest-1-vyveskaЛадно, у нас свобода — и человек сам решает, где и как ему работать, однако помимо свободы у нас есть еще и бюджет: государство тратит деньги на образование не для удовлетворения любопытства отдельных юношей и девушек, а потому, что ему специалисты нужны!

И почему-то мне кажется, что среди трудоустроившихся по специальности платников больше — там, где деньги, там и связи со знакомствами... Бедным и приезжим из области (то есть бюджетникам) трудоустроиться по профилю сложнее. Но это так, предположение — статистики по этому поводу тоже нет.

Впрочем, не будем расстраиваться: как сообщают в региональном министерстве образования, работы для выпускников в области хоть отбавляй и в большинство сфер молодые кадры забирают с руками и ногами. Но, получается, без учета образования? А зачем тогда тратить деньги и силы на обучение специалистов?

Короче, странно как-то: нехватка кадров и специализация оных кадров — это параллельные прямые: совсем рядом, но не пересекаются...

Ты скажи, ты скажи, чо те надо, чо те надо...

А ведь если вдуматься, то все, казалось бы, просто: есть заказ от бизнеса и госструктур на потребные им специальности и количество специалистов — и есть вузы, которые под тот заказ верстают учебные планы и набор. Причем никаких особых структур для организации такой работы изобретать не надо: есть РСПП, есть объединения предпринимателей по отдельным сферам деятельности, есть министерство образования наконец, которое могло бы собирать и обобщать эти заявки. Так в чем проблема?

Думается, не столько в министерстве и бизнесе, сколько в вузах и абитуриентах. Дело в том, что у вчерашних школьников несколько иные представления о том, с каким образованием и какие работодатели их ждут. С чего они взяли, что региону нужно столько айтишников и специалистов по логистике — бог весть. Но вузы, которым позарез необходимы деньги платников, поневоле вынуждены подстраиваться под этот заказ.

Впрочем, если проанализировать трудоустройство тех же выпускников по специальностям, то можно прийти к очень интересным и весьма неожиданным выводам. Знаете, например, какие специалисты сейчас меньше всего востребованы?
«Физика» (из 8 выпускников  по специальности трудоустроилось 3), «Организация и технология защиты информации» (из 25 — 11), «Информационные системы градостроительной деятельности» (из 26 — 14), «Физическая культура и спорт» (из 31 — 14),  «Менеджмент» (из 40 отыскали себя в профессии лишь 15), «Организация перевозок и управления на транспорте» — (из 63 выпускников — 29 человек).

Нет, и чего этому народному хозяйству надо? Понятно — менеджмент или физика, но защита информации или организация перевозок!

yarmarka-nevest-auditoriyaЗато очень неплохо чувствуют себя юристы (из 142 выпускников работу по специальности отыскали 64);  «Социально-культурный сервис и туризм» (из 73 устроились 40); просто — «Туризм» (из 13 — 10 человек); «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» — из 66 студентов работают 36, и, как это ни странно, историки (из 18 трудоустроены 11). Впрочем, чего странного — специфика города!

Но совсем уж в шоколаде журналисты и спецы по связям с общественностью: здесь две трети выпускников находят себе профессиональную норку. Находится ли этот факт в связи со все более низким уровнем наших СМИ и тем, как у нас обычно связываются с общественностью, — судить не берусь. Зато у медиков все в порядке: работу по специальности обретают от двух третей до трех четвертей новоиспеченных эскулапов, а по некоторым специализациям — практически все. Похоже, это единственный случай, когда вышеупомянутые параллельные прямые пересекаются.

Юноше, обдумывающему житье

Нет, конечно, это (когда выпускник по какой-либо причине не может устроиться по специальности) было всегда — правда, не в столь массовом масштабе. Но тревога даже не в том, что вузы зря тратят силы, время и деньги. Гораздо, на мой взгляд, хуже, что ежегодно сотни молодых людей остаются невостребованными, более того — разочарованными, отчего они потом долго сожалеют о потерянных годах и страдают комплексом неполноценности. А мы потом удивляемся, почему у нас столько неумехеров и кое-какеров, занимающихся тем, что им неинтересно!

Если уж по уму, то я бы ввел в выпускных классах специальный урок, на котором раздал школьникам памятки с этими цифрами, да еще и графики с ними же по стенам развесил, да еще и родителям памятку с ними же раздал. Делать жизнь с кого, выпускник должен, конечно, решать сам, не маленький, но при этом понимая: здесь у него такие-то шансы профессионально реализоваться, здесь — такие-то, а здесь — вообще никаких. И пусть потом не говорит, что его не предупреждали!

Впрочем, есть у этой проблемы и еще один весьма неожиданный аспект. Хотя не для всех неожиданный, «ТР» об этом уже писал. Оказывается, только треть работодателей Калининграда ищут сотрудников с высшим образованием и только 5 процентов компаний хотят видеть в своих рядах людей с профильным образованием.

Если сие правда (а почему бы не верить: эти данные опубликовала известная фирма, HeadHunter), то вообще непонятно, как те, кто трудоустраивается по специальности, это делают? Может, скрывают, что у них есть  образование, а потом предприниматели бегают и со всех трибун жалуются, что в регионе нет специалистов?

Шутка, конечно, но если бы министром образования в регионе был я, то непременно собрал бы научно-практическую конференцию, посадил бы напротив друг друга ректоров вузов и представителей бизнеса и спросил бы у последних: «Ну, и какого вам черта надо? Вы только скажите, а они, вузы, сделают!»

Но я не министр...

Хиты: 1916
 
© «Тридевятый регион» 2004 — 2024
Рейтинг@Mail.ru