Печать PDF

ВТО: сочинение на тему


За всеми разговорами о ценах на нефть, тарифах, отдельных товарищах и прочими вещами, на самом деле несущественными, забыли о том, что Россия вот уже почти два года как является членом Всемирной торговой организации

Ну, является и является, чего вспоминать-то? Это ж не святой и незыблемый Таможенный союз и даже не Союзное государство (кто-нибудь еще помнит, что это такое?).

Вроде как еще вчера шли баталии, правительство день за днем описывало всю манну небесную и райские кущи, которые достанутся нам после того, как Россия наконец-то станет одной из стран, «интегрированных в мировую экономическую систему», а потом оказалось, что все. В смысле — мы уже там, и мечты сбылись.

На самом деле наша страна чуть было не стала членом ГАТТ — правопредшественника ВТО — еще в… 1947 году! Именно тогда Советский Союз получил приглашение вступить в организацию, которая ставила своей целью свободную торговлю. Но Иосиф Сталин во всех этих мероприятиях особо участвовать не стремился. То ли потому, что на экспорт отправлять было особо нечего, то ли потому, что все же если и находилось что, то отправляемое на экспорт и без разномастных зон свободной торговли вполне себе неплохо продавалось.

Повторно вопрос о вступлении встал лишь в 1979 году. Именно тогда Политбюро ЦК КПСС приняло решение о сближении с ГАТТ, после чего было подано прошение об участии в нем в качестве наблюдателя. Но тут началась война в Афганистане, к тому же прибавилась отрицательная позиция США по этому вопросу, и статус наблюдателя был обретен только в 1990 году. После этого начались многолетние переговоры о вступлении, отягощавшиеся то кавказскими войнами, то еще какими-нибудь препятствиями со стороны коллег по организации, разросшейся и охватившей 95 процентов мировой экономики. За это время на месте ГАТТ возникла ВТО и сформировалась в ту весьма сильную и влиятельную организацию, которую мы имеем честь наблюдать сегодня.

Для чего это надо России? Я честно пытался это выяснить, но у меня практически ничего не получилось. Более того — были найдены отраслевые и региональные исследования, которые точно так же искали ответ на этот вопрос. Больше всего конкретики —  в отчете Счетной палаты 2012 года, который предрек сотни миллиардов рублей убытков и всеобщий хаос и ужас для многих отраслей отечественной экономики — по принципу «Даже если то, что есть, не сдохнет, то нового не появится точно». И ведь за эти два года действительно практически ничего нового не появилось — я имею в виду то, что дает рабочие места и не связано при этом с постоянным получением денег из бюджета. Зато мантр на тему того, как это улучшит экономику России в целом и Калининградской области в частности, за это время мы наслушались не меньше, чем граждане Греции (где безработица среди молодежи доходит до уровня в 60 процентов), наслушавшиеся в свое время о том, как вступление в зону евро и Евросоюз поможет в борьбе с безработицей в стране.

wtoВедь основным принципом ВТО является открытость национальных экономик для зарубежных товаров. На протяжении уже почти 50 лет ключевые положения ГАТТ запрещают дискриминацию между его членами, а также между товарами, производимыми внутри стран и импортируемыми ими. В соответствии со статьей I соглашения по ГАТТ, в которой содержится положение о режиме наибольшего благоприятствования, государства-члены обязаны предоставлять товарам других государств-членов режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется товарам из какой-либо иной страны. Таким образом, ни одно государство не должно устанавливать какие бы то ни было торговые преимущества для других или проводить по отношению к ним особые ограничительные меры, иначе говоря — осуществлять дискриминацию. Для Российской Федерации на современном этапе данное положение не более выгодно, чем для Советского Союза после Великой Отечественной войны. Впрочем, не будем упрощать: сами документы ВТО состоят из десятков тысяч листов, а соглашение о присоединении к этому делу России содержит их около 700. Причем все — на английском языке. По этим документам проще гадать, чем определять свою судьбу методом их чтения. Впрочем, Конституционный Суд России сказал, что все в порядке, так что мы не будем перечить высшему органу отечественного правосудия.

«Что такого? — скажете вы. — Ведь, к примеру, “Автовазу” уже мало чем поможешь, не лучше ли закрыть завод, чтобы не продолжать производство бессмысленных ведер передвижения, а машины можно закупать и за рубежом?». Хорошо, эта позиция имеет право на существование. «А почему это жители Тольятти на Волге потребляют местную пшеницу, ведь дешевле завезти из Украины?». И это верно. Да вообще — выгоднее все завезти из-за рубежа, а туда отдать все доходы от продажи углеводородов. Только вот на поверку оказывается, что тогда людям внутри страны просто будет нечего делать, а в перспективе — и нечего есть. Ведь если мы из того же Тольятти уберем все неконкурентоспособное с мировыми образцами — там не будет ничего, от носков до, собственно, самих автомобилей, да и людей тоже не будет — ведь они абсолютно неконкурентоспособны по сравнению с рабочими из Бангладеш. Право дело — не хотят работать по 12 часов в сутки, спать на циновке на полу, а на зиму одежду требуют! Ужас просто!

Каким образом к вступлению в ВТО подготовилась экономика России? Никаким, кроме стандартного набора мантр и заклинаний на тему того, что стоит только открыть западные рынки для отечественных товаров — и все потечет туда, словно наши зарплаты ниже общемировых, а высшие учебные заведения так просто уже сто лет как положили Гарвард на лопатки.

Заклинания про ВТО, которые можно учить наизусть в школах и читать нараспев, дабы привлечь воду под лежачий камень региональной экономики, содержатся в принятой региональным правительством в августе 2012 года «Стратегии развития Калининградской области» на долгосрочную перспективу. «Можно сказать, что вступление России в ВТО является своеобразным вызовом для существующей в Калининградской области экономической модели и выступает в роли макроэкономического теста, призванного проверить экономику Калининградской области на эффективность и жизнеспособность. Завершение переговорного процесса неизбежно ускорит процесс “естественного отбора” среди хозяйствующих субъектов Калининградской области и будет способствовать выделению из их общего числа наиболее “продвинутых” структур, деятельность которых будет в значительной степени определять лицо экономики Калининградской области в течение последующих 10—15 лет. При этом приоритетом промышленной политики, проводимой правительством Калининградской области, на ближайшие годы должна стать не только всесторонняя поддержка уже существующих “точек роста”, но и создание условий для появления новых производств и целых отраслей». Пункт 87 «Стратегии…», если кто не верит мне на слово. То, что у авторов на август 2012 года еще не закончился переговорный процесс по поводу вступлению в ВТО, оставим на их совести: в нашем многострадальном регионе люди, которые могут написать документ такой толщины, и так на вес золота.

Но если переводить на русский язык фразы о «естественном отборе среди хозяйствующих субъектов», уготованном жителям региона в рамках ВТО, то не получится ничего хорошего для ныне живущих. Ведь естественный отбор подразумевает ту или иную гибель для не умеющих приспособиться к новым условиям организмов. Не сможете работать по 16 часов в сутки за три миски белого риса — не отберетесь. А «продвинутые структуры», которые будут определять лицо экономики Калининградской области, все чаще и чаще демонстрируют уголовное лицо. Что делать — ведь развивать планируют, как правило, уже существующие «точки роста», а какие точки — такой и рост.

Вот и получается определенная дикость: по форме — непонятно, по существу — непонятно, но, как оказалось, это именно то, куда мы стремились чуть ли не с 1979 года. Так что впереди то самое, легендарное, воспетое Егором Летовым, русское поле экспериментов. И — в очередной раз — на людях.

Хиты: 3227
 
© «Тридевятый регион» 2004 — 2024
Рейтинг@Mail.ru