Печать PDF

Течет речечка да под песочечком


Вот уж не думал, что мне захочется защитить мэрию, да еще по коммунальным вопросам!

Тем более что мэр откровенно подставился, сообщив хоть и правду, но вовсе не ту, которую от него хотели бы слышать калининградцы... Сказано же: тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман. Беда только в том, что  обман, даже возвышающий, это неконструктивно.

Нам не дано предугадать...

Да простит меня прекрасный русский поэт Тютчев за такую интерпретацию его знаменитых строк, но пришлось за последнее время несколько раз по многу часов посидеть без воды — и само собой сложилось: «Нам не дано предугадать, где в этот час труба прорвется». Форс-мажор, по-нынешнему.

Но поскольку сидел без воды не только я, но и тысячи других горожан, то, естественно, мэрия не могла не объясниться. И оправдания мэра уже точно соответствовали классической цитате: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». А сказал мэр дословно следующее: «Это нормальный процесс. Коммуникации серьезно изношены. Вы знаете об их состоянии еще со времен Советского Союза. Уже все сроки эксплуатации закончились, поэтому так много прорывов. Это штатная ситуация».

Ну, и отозвалось! Не знаю, что люди говорили на кухнях, но на одном из калининградских сайтов мнения были весьма однозначными. Вот только несколько из них, вполне типичных для общего умонастроения (орфография и пунктуация сохранены): «Это говорит о том, что подрядчики закупали некондиционный товар с какой-нибудь Украины (из Чернобыльского металла?) или ставили отслужившие срок трубы как в Питере.. Там градоначальники бабло в карман, а гнилье в землю, километры уложили — рвать будет пока все не поменяют! Ну а вы, мэр, не потому же принципу шли?».
Трудно сказать, с чего автор отзыва взял, что радиация как-то влияет на прочностные характеристики металла, — это, видимо, его личное открытие, но человек так думает. Или вот еще образец реакции: «Штатную ситуацию определяют: 1) Наличие у градоначальника Ярошука незадекларированной недвижимости и доходов выведенных средствами массовой информации на всеобщее обозрение и как причина показавшие гнилость члена ЕР Ярошука совершившего обман и кощунство в виде расторжения брака...»

techet-rechechka-yaroshukСогласитесь, это посильнее радиации будет. Влияние  семейного статуса чиновников на скорость окисления металла — тема вообще не изученная, тут нобелевкой попахивает. Хотя, конечно, не все комментаторы замахивались на большую науку, некоторые были более практичны: «Хорошо что еще немцы сто лет назад качественно уложили сотни километров которые до сих пор в эксплуатации...»

И вот тут комментатор попал в точку. Правда, с точностью до наоборот...

А не попинать ли нам заднее колесо?

Если кто не знает, есть такой универсальный метод ремонта автомобилей. Применительно к ситуации с водоснабжением — можно попробовать партийным решением обязать Александра Ярошука жениться вновь и посмотреть, как это скажется на состоянии водопроводной сети.

Однако если серьезно, то для исправления какой-то конкретной ситуации надо знать, во-первых, реальное положение дел, а во-вторых — истинные причины, приведшие к ее, ситуации, возникновению.  Народ же наш задумываться не склонен, а трогательно верит в чудодейственные средства вроде пинания колеса, освящения канализации и водопровода или в то, что если отнять и поделить деньги богатых, то все оставшиеся автоматически станут богатыми, счастливыми и здоровыми.
Так что же у нас с водопроводом и канализацией? А плохо у нас с ними, ибо, как абсолютно правильно заметил автор последнего процитированного нами коммента,  «немцы сто лет назад качественно уложили сотни километров...» Но при всем уважении к нашем предшественникам — они все-таки не были волшебниками, и срок службы даже немецкой трубы — 50 лет. А прошло, как несложно подсчитать, минимум 70, и таких еще немецких сетей у нас в городе —  более 350 км.
Впрочем, немецкие сети — это тоже вещь условная, ибо вот справочка о состоянии городского хозяйства в 1947 году: «Водоснабжение города до войны происходило из 3 водонасосных станций, общей производительностью до 55 тыс. куб. м в сутки. Городская водопроводная сеть составляла 364 км. Все это в значительной степени  разрушено». Иными словами, то, что мы называем «немецкой сетью», на самом деле сеть восстановленная и подлатанная силами военнопленных и стройбатовцев, а это, согласитесь, совсем иное дело.

Капля камень точит

Второе обстоятельство, которое следует учитывать. Когда где-то что-то вытекает, то, значит, где-то что-то втекает, причем примерно в равных пропорциях. Вот еще одна справочка, уже современная: «Транзит стоков из города до канализационных очистных сооружений... осуществляется по главному коллектору... расчетной пропускной способностью 68 тыс. куб. м/сут. Фактическая нагрузка на магистральный коллектор в кирпичном исполнении составляет до 200 тыс. куб. м/сут., в 3 раза превышая расчетную».

То есть несложно предположить, что и нагрузка на немецкую водопроводную сеть выросла примерно так же, тем более что общая этажность Калининграда примерно вдвое выше этажности Кенигсберга, а значит, и давление в трубах должно быть выше — на это немецкие инженеры никак не рассчитывали...

techet-rechechka-trubaВпрочем, бог с ними, с немцами. Всего длина водоводов у нас сейчас почти тысяча километров, причем большая их часть положена в шестидесятые — семидесятые годы прошлого века, и они тоже подошли к концу всех нормативных сроков эксплуатации. И вот тут следует вспомнить о специфике Калининграда, которая превращает ситуацию из обычной в форсмажорную: в других городах подземные коммуникации развивались равномерно, многими десятилетиями — и из строя выходят так же равномерно, позволяя ремонтировать планомерно и не спеша.

У нас же все строилось в считаные годы и валиться начинает разом — короче говоря, около 70 процентов наших водопроводных сетей требуют замены. И вот тому доказательство: по заключению специалистов, «следствием аварийности водопроводных сетей является высокий процент износа (1—2 аварии на 1 км в год), а потери питьевой воды в системе городского водоснабжения достигают 28 процентов в год». 1—2 аварии на километр — это около тысячи аварий в год, по 3 в день!

Есть ли свет в конце водовода?

Да что-то не похоже! По мнению «Водоканала», для снижения уровня аварийности необходимо увеличить темпы обновления трубопроводов до 20 км в год, а стоить это будет несколько миллиардов рублей, которых нет и не предвидится. Но даже в этом случае дело растянется на 50 лет, когда всю работу придется начинать сначала (нормативный срок!). А вы думали, в сказку попали?

Впрочем, далеко не все в сложившейся ситуации объясняется исторически. Есть в проблеме водоснабжения и вполне современные аспекты. Один — более-менее объективный: огромное количество труб проходят под дорогами, а нагрузка на них все возрастает и возрастает, и уровень вибрации тоже. А второй, может быть еще более существенный, — новое строительство.

Причем здесь две стороны. Когда (особенно при уплотнительном строительстве) мы сажаем на старые трубы новое высокое здание, то поневоле вынуждены подымать давление воды — со всем отсюда вытекающим, а вытекает, как известно, почти треть. Но, кроме того, новые здания давят на землю, вызывают под собою смещение пластов,  трубы гнутся и... Короче, опять ничего хорошего! И что со всем этим делать, не знает никто.

Слушайте, как-то неоптимистично все это! Может, попробуем не смириться со штатностью ситуации — и таки заставим мэра снова жениться? Вдруг поможет?

Хиты: 2132
 
© «Тридевятый регион» 2004 — 2024
Рейтинг@Mail.ru