Печать PDF

meshki-pervaya-2Не мешки ворочать


Подходит к концу очередной двенадцатимесячный период нашей с вами жизни в условиях суровой российской действительности — а значит, самое время не только покупать елку и готовить подарки, но и подвести некоторые итоги уходящего года

В конце концов, для Калининграда 2013 год оказался если не судьбоносным, то как минимум определяющим: так много о будущем Калининградской области в целом и ее столицы в частности не говорили уже очень и очень давно. Чиновники и депутаты всех мастей, эксперты самых разных областей наук, деятели культуры и общественные активисты — свой взгляд на то, каким именно образом должен развиваться областной центр, высказали все. При этом до конкретных решений, не говоря уж про непосредственные действия, дойти удалось не везде и не всегда. Помня о прописной истине, что с разговору сытым не быть, мы составили дайджест основных тем, так или иначе оказавшихся в центре внимания в этом году.

Стадион стадиону рознь

Впрочем, число 2013 звучало в этом году куда реже, чем 2018 — сочетание цифр, ставшее уже практически сакральным. Именно в 2018 году в областном центре состоится несколько игр чемпионата мира по футболу — событие для Калининграда беспрецедентное и, что немаловажно, открывшее для самого западного региона России кладовые федерального бюджета.
Для местных чиновников ЧМ стал своего рода волшебной лампой Аладдина, за счет которой власти решили одним махом исправить все накопившиеся проблемы города. Впрочем, задачу подготовить все необходимое для проведения спортивного праздника тоже никто не отменял. Согласно утвержденному в феврале проекту госпрограммы развития Калининградской области, к 2018 году более 200 га свободной территории Октябрьского острова должны будут застроить спортивными объектами, гостиницами и парковками, торговыми и административными центрами, жилыми и коммерческими помещениями, включая основной, «якорный» инфраструктурный объект — современный стадион, способный вместить 40 тыс. человек.

Проект новой арены был представлен еще весной и оказался на удивление хорош — впрочем, примеров того, как качественно сделанный проект шел ко всем чертям из-за плохой реализации, у нас тоже хватает (спорткомплекс «Янтарный» — живой тому пример). При этом тот факт, что почва острова не подходит для столь масштабного строительства и скорее напоминает болото, чем твердую землю, никого не смутил: раз решили строить на болоте — будем строить на болоте. Геологические изыскания специалистов разработчика проекта, компании «Мостовик», лишь подтвердили очевидное: строительство влетит в копеечку, только лишь на первичное обустройство территории острова понадобится порядка 12,7 млрд рублей — сумма колоссальная. Тем не менее даже это не остановило решительно настроенную областную власть во главе с губернатором Цукановым: работы начнутся уже в следующем году, так что калининградцам впору свыкнуться с мыслью, что родной город вот-вот превратится в огромную стройку.

Впрочем, заведовать ей будет уже новая компания — неожиданно для всех и, судя по всему, для самого себя «Мостовик» проиграл открытые торги на проведение первой фазы возведения стадиона.

Дураки и дороги

Самой насущной проблемой (с учетом проведения игр чемпионата мира) остается дорожно-транспортная сеть города, уже много лет не справляющаяся со все возрастающей нагрузкой. Возможные пути выхода из сложившейся ситуации обсуждались как на городском, так и на региональном уровне, однако единства мнений достигнуто не было. Рассчитывать на многое не приходится — в частности, в бюджете Калининграда на следующий год денег на ремонт уже существующих магистралей, не говоря уж о возведении новых, просто-напросто нет. Тем не менее, согласно существующим проектам, в районе нового стадиона будет создана дополнительная транспортная инфраструктура: магистрали, разъезды, мосты, парковки и т.д. Первая ласточка будущей счастливой жизни уже на подходе: в ноябре конкурсное агентство Калининградской области объявило тендер на разработку проекта строительства эстакады «Восточная», которая протянется чуть ли не через весь город — от улицы Молодой гвардии через Московский проспект до улицы Муромской. Одной из главных задач на ближайшие несколько лет должны стать строительство новых и реконструкция уже существующих объектов. Запланирована и новая система парковок — правда, принципы ее работы до сих пор не определены.

Пока же единственным реальным достижением в области дорожной инфраструктуры можно считать открытие нового Берлинского моста — да и то с оговорками: рабочим еще предстоит закончить укладку верхнего слоя асфальта. Проблемных же зон у областной столицы остается неизмеримо больше. Как второго пришествия, жители Сельмы ждут, да все никак не дождутся открытия новой дороги, которая соединит разросшийся микрорайон с Советским проспектом. А вот жители Московского района, наоборот, замерли в тревожном ожидании: уже в который раз городские власти собираются полностью закрыть аварийный мост через аллею Смелых, тем самым фактически изолировав значительную часть города.

С транспортной системой дела обстоят ненамного лучше: разработка проекта соответствующей реформы ведется уже давно, но все никак не выйдет на финальную стадию. Первоначальные разработчики транспортной схемы, специалисты из Белоруссии, покинули проект, не найдя общего языка с калининградской властью. На разработку новой схемы уйдет еще один год и порядка 26 млн рублей, причем до сих пор неизвестно, кто именно будет этим заниматься.

Иностранные специалисты, в свое время приглашенные Николаем Цукановым для оценки уже готовых вариантов, предложили городу следующие основные положения реформы: трамвай как основа общественного транспорта; освобождение центра города от автомобилей; перестройка системы остановок; выделение специальных полос для ОТ. Будут ли эти идеи поддержаны чиновничьей братией — неизвестно, хотя, например, мэру города Александру Ярошуку идея выделить для трамваев и автобусов отдельную полосу для движения очень понравилась, а губернатор Николай Цуканов в свое время пообещал к 2015 году убрать с калининградских улиц все маршрутки.

Остается надежда и на развитие в Калининграде велосипедной культуры: под градом железных аргументов в пользу этого вида транспорта городские и областные власти приступили к разработке проекта создания сети велодорожек — хотя бы в центре города. А вот с обновлением технопарка общественного транспорта возникли серьезные проблемы: денег хватило только на несколько новых троллейбусов. Обещания властей закупить несколько десятков новых трамваев оказались лишь обещаниями, и приобретенный за бешеные деньги в Польше состав пока что остается единственным в своем роде. Про состояние калининградских автобусов говорить не приходится вовсе: владельцы частных фирм лишь разводят руками, жалуются на финансирование и в ответ на все претензии неизменно предлагают повысить цены на билеты — рублей эдак на 10–15, и тогда, мол, заживем.

Дела сердечные

Не меньшую озабоченность, чем дорожно-транспортная система, вызывает у власть имущих внешний облик Калининграда, не представляющий, что уж скрывать, большого интереса для гостей города, несмотря на его богатое событиями прошлое. Подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки призвана программа реконструкции исторического центра «Сердце города», разрабатываемая специально собранной группой еще с осени 2011 года.

Сложа руки эксперты не сидели и за это время таки успели выделить 12 исторических территорий, подлежащих поэтапному историческому восстановлению, — вот только согласия в конкретных вопросах достигнуть так и не смогли. В частности, до сих пор не решена судьба центра — запущенной и всеми забытой Центральной площади, украшенной монструозной громадиной Дома советов. Не смолкают разговоры и о возможном восстановлении Королевского замка, но и противников у этой идеи тоже хватает. Далеко не всем нравится застройка ныне превращенного в парк скульптур под открытым небом острова Канта. Не внесли особой ясности в перспективы «Сердца города» российские и европейские эксперты, приглашенные в Калининград для обсуждения возможных архитектурных решений самых спорных вопросов.

Как бы то ни было, но обширного строительства Калининграду все равно не избежать, причем затянется реализация проекта на пару десятков лет. Окончательная судьба не только центра города, но и всего архитектурного облика Калининграда во многом зависит от фирмы-застройщика, которая будет всем этим заниматься — ее должны определить на международном конкурсе уже в следующем году.

meshki-vtorayaНу, а пока что внешний вид Калининграда скорее ухудшается, чем улучшается. Так, продолжает разрушаться старинное здание немецкой «Кройц-аптеки», хотя Александр Ярошук и пообещал, что оно будет отреставрировано. Еще одним тревожным звонком стал снос бывшего кинотеатра «Баррикады», на месте которого РПЦ вознамерилась построить православный храм. При этом переданные в собственность церковников немецкие кирхи и замки продолжают тихо разрушаться: вкладывать деньги в их восстановление православные явно не намерены.

Впрочем, и новые архитектурные объекты, такие как отель на Московском проспекте, построенный на месте городского сквера, не выдерживают никакой критики. Незаживающей раной в сердцах многих калининградцев стала реконструкция Верхнего озера, выполненная столь откровенно халтурно, что завершить бесконечные переделки и исправить недоработки рабочие не могут до сих пор. Неудивительно, что недовольство градостроительной политикой в Калининграде выразил даже Союз архитекторов, отметивший в специальном обращении, что «решения зачастую носят фрагментарный, случайный характер и не создают органичной и цельной, удобной для проживания и эстетически сформированной городской среды».

От моря до болота

Пожалуй, единственной темой, способной посоревноваться с чемпионатом мира по футболу в популярности и сложности обсуждения, стал региональный туризм — а точнее, отчаянные попытки придать хоть какой-то стимул его развитию. Все мы помним обещания привлечь в регион 7 млн туристов в год — вот только подтверждения столь амбициозным цифрам так и не увидели. Не сильно убеждает и проект государственной программы поддержки туризма в Калининградской области, предусматривающий развитие пяти профильных направлений: курортной зоны «От косы до косы», исторической застройки Калининграда, развития водного и культурно-познавательного автотуризма, формирования биосферного курорта на территории регионального природного парка «Виштынецкий». Прямым результатом выполнения пунктов программы должно стать увеличение туристического потока в область в 2–4 раза по сравнению с 2013 годом (авторы предпочли ограничиться куда более скромными, но зато и более реальными цифрами в 1–2 млн человек в год). Похожие цифры назвала и глава профильного министерства Марина Агеева в ходе беседы с журналистами. При этом выяснилось, что в ближайшие 5 лет из федерального бюджета на развитие туризма будет выделено лишь около 6 млрд рублей, так что региональному правительству явно придется умерить свои аппетиты, а нам с вами —забыть о превращении Калининграда в российский аналог Баден-Бадена.

Впрочем, говорить о будущем Калининграда можно еще очень и очень долго — именно этим на бесконечных заседаниях заняты люди в дорогих костюмах. Куда важнее то, что происходит с городом сейчас, а вот этим вопросом господа власть имущие задаются куда реже. Говорят, что мечты становятся реальностью, когда мысли превращаются в действия, — что же, пожелаем нашем дорогим народным избранникам, чтобы в новом году этот процесс все-таки начался.

Хиты: 2611
 
© «Тридевятый регион» 2004 — 2024
Рейтинг@Mail.ru