Каша
Среди немыслимого количества продуктов питания, загромождающего полки в наших магазинах, каша, пожалуй, один из самых замечательных. Перловая, овсяная, манная, гречневая, пшенная, она проходит красной нитью через всю жизнь человека, будь ты президент или слесарь, олигарх или простой учитель. Каша — явление повсеместное, универсальное, и нет таких мест в нашей стране, где бы не ведали о каше, не любили ее и не умели правильно приготовить. Рождаясь, человек через несколько месяцев уже начинает употреблять ее в пищу, и до последних своих дней она не оставляет его, питая тело и согревая душу. Каша — явление почти сверхъестественного плана, настолько история и существование ее переплетается с существованием русского человека и государства.
Под знаком каши проходит раннее детство и отрочество. Каша дома, каша в детском саду, каша в школе. Огромные котлы с манкой кипят в пищеблоках детских и образовательных учреждений, распространяя запах немного подгорелого молока и плотоядно булькая. Не обогащенные жизненным опытом дети воротят нос от дивного блюда, уныло ковыряя в нем ложкой и размазывая его по тарелке, скатерти и не вовремя подвернувшемуся приятелю. Это неудивительно: редкий искусник способен сварить съедобную манную кашу в пятидесятилитровой выварке, без комков, в меру соленую и не подгоревшую. Потому что процесс изготовления правильной манной каши — дело очень личное, можно сказать, интимное. Манная каша требует к себе большого внимания и трепетного отношения — только тогда она получается такой, какой и должна быть, прямой наследницей той небесной манны, что некогда была послана голодающим израильтянам.
Совсем другое дело — каши зрелых лет жизни, перловая, пшенная и гречневая. Они нетребовательны к повару — нужно всего лишь знать правильные пропорции воды и крупы. Конечно, и зная пропорции, можно все испортить, но бесспорно — ведро
гречки сварить проще, чем ведро манки. Эти каши — универсальное топливо для человеческого организма, благодаря им существуют армия и флот, благодаря им миллионы людей трудятся на стройках и у станков. Каша — это основа основ: индустриализация, великие стройки, целина, победа над нацистской Германией могли бы и не состояться, если бы не хватило каши. Человек без каши не способен пахать землю или бить врага с полной самоотдачей, не сможет построить Магнитку или перекрыть Енисей. Даже элементарно в поход не сможет пойти человек, если не запасется необходимым количеством каши.
В древней Японии любой человек, поступая на службу, получал свою плату вовсе не золотом или серебром — все расчеты велись в рисе. Например, самурай за верную службу мог получать до двух центнеров риса ежемесячно. Из этого количества часть менялась на другие продукты, однако именно рис оставался и остается по сей день основой питания всех японцев поголовно. Несмотря на то что честь открытия съедобных семян разных трав принадлежит кочевникам и скотоводам, истинно человеческую цивилизацию построили именно земледельческие народы, выращивая злаки для получения каши. Агрессивные скотоводы нуждались в новых пастбищах и захвате новых территорий, земледельцы, напротив, были склонны к оседлому и спокойному образу жизни. Так, концепция войны и мира вполне укладывается в схему, в которой решающую роль играет основной продукт питания. Российский народ, в основном земледельческих занятий, испокон века был народом мирным и терпеливым.
Умение готовить множество сортов вкусной и полезной каши делает наш народ уникальным в мире: ни одна нация на Земле не освоила всех премудростей этого дела. Даже обычная овсянка у них получается не как у нас, какая-то склизкая и безвкусная, а уж пшенную кашу, томленную в печи до образования вкуснейшей корочки, им никогда не приготовить так, как у нас умеют в каждой нормальной деревне. Несомненно, есть народы-гурманы и народы-гастрономы, подарившие миру паштет из гусиной печени и пиццу, сыр с плесенью и прочие кулинарные изыски. Но ни один из них не смог сварить правильной каши, такой, какую варят в нашем Отечестве.