Труба раздора
Власти Южной Осетии ополчились на строителей газопровода
У Южной Осетии, наконец, появилась возможность напрямую получать газ из России. Завершено строительство трубопровода Дзаурикау — Цхинвали, которое велось в течение нескольких лет. Сдачу проекта приурочили к годовщине признания Россией независимости Южной Осетии (в республике этот день, 26 августа, объявлен официальным праздником). Между тем торжественные мероприятия проводятся на фоне скандала, в который вовлечены представители руководства Южной Осетии и компании, занимавшиеся строительством.
Строительство газопровода, который должен был связать Россию с Южной Осетией (тогда еще непризнанной), началось в 2007 году. Заказчиком выступила одна из дочерних компаний «Газпрома» («Газпром трансгаз Ставрополь»), генеральным подрядчиком — российская компания «Стройпрогресс», которой руководит уроженец Южной Осетии Альберт Джуссоев.
Предполагалось, что на строительство трубопровода уйдет не менее шести лет. Но с учетом важности проекта строителям, по словам Джуссоева, поручили уложиться в меньшие сроки: сначала им дали пять лет, затем четыре года. Уже во время войны в Южной Осетии (в августе 2008 года), как рассказал гендиректор «Стройпрогресса», в «Газпроме» состоялось совещание, на котором было решено, что объект должен быть сдан летом 2009 года.
Строители, со своей стороны, пообещали уложиться в срок. В итоге, несмотря на сложности, связанные с работой в высокогорной местности, газопровод был построен за два с половиной года. Последний («золотой») стык на участке, проходящем по территории Северной Осетии, сварили 14 августа. Вскоре по трубе пустили газ: 24 августа в правительстве Южной Осетии сообщили, что трубопровод уже подключен к газораспределительной системе Цхинвали.