Print PDF

Безопасность, экономия или лоббизм РЖД?


Честно говоря, до сих пор не слишком понятно, что же такое паром «Балтийск - Усть-Луга» - заготовка на случай блокады области НАТО, попытка государства привязать Калининград (сейчас ориентированный в основном на Москву) к столице округа, то есть к Санкт-Петербургу, или хитрость РЖД, проигрывающей борьбу за калининградский транзит автомобильным грузоперевозкам?


В огне брода нет
Во всяком случае, именно первый вариант (блокада) нам часто приводили в качестве обоснования тогда, когда паром только организовывался. На первый взгляд, это очень похоже на правду - из этой же серии и сжиженный газ с заводом разжижения, и лихорадочное строительство в регионе аж пяти ТЭС и одной ВЭС.
Однако если задуматься, то становится очевидно: блокада области - это практически объявление нам войны, и даже если до ядерных ударов не дойдет, то в небольшом Балтийском море, окруженном армиями и флотами доброго десятка государств, паромные переправы будут не менее опасны, чем прорыв блокады по суше...
Ну, и потом: конечно, в случае такого форс-мажора, как блокада региона, о ценах говорить смешно, но то, что при переходе на снабжение морем они вырастут на все, - это без вариантов. Может, для армии оно и некритично, но на Калинингращине живет миллион гражданских...
Хотя дело не только в ценах, а еще и в том, что для снабжения региона морем хотя бы в сегодняшних объемах потребуется не три запланированных ныне парома, а как минимум десять, что уже сейчас требует реконструкции и серьезных вложений и в порт Балтийска, и в железнодорожное с ним сообщение, и в шоссе до Калининграда.
Короче, даже думать об этом не хочется...


Нормальные герои всегда идут в обход
Словом, второй вариант (переориентирование на Санкт-Петербург) явно предпочтительнее. Впрочем, тоже не слишком... Дело в том, что наш регион - эксклав не только для России, но и для СЗФО. Однако если для огромной России наше особое положение не слишком заметно, то для округа оно весьма чувствительно.bezopasnost-1
Может, это и слишком конспиративная точка зрения, но давление Питера на Москву исключить нельзя. СЗФО руководят обычные люди, которые, как и все начальники, хотят иметь побольше как можно более зависящих от них подчиненных и территорий. А мы все через питерскую голову норовим...
Но тут есть одна серьезная колдобина: у нас исторически сложилась московская ориентация, и именно через нее выстроена большая частьлогистики, производственных и торговых связей. А дорога в Москву через Санкт-Петербург в полтора раза длиннее, дольше и, соответственно, дороже. В результате наш бизнес либо загнется (он и так еле выдерживает конкуренцию), либо не согласится на паром.
Безусловно, все можно переустроить и переориентировать, только займет это годы и будет дорого оплачено из кармана совсем не богатых калининградцев. Не думаю, что федеральный центр компенсирует эксклаву и его бизнесу такие убытки.


Скупой платит дважды
Ну, и вариант третий - конкуренция между дальнобойщиками и РЖД.
На первый взгляд, эта версия имеет мощное подтверждение: если первыми паромами занималось государство и моряки, то заказы на три новых парома (и их оплата) поручены железнодорожникам. С чего бы это, не будь у РЖД серьезного интереса?
Но это только на первый взгляд. Ибо практически все предыдущие возражения остаются в силе, кто бы за паромами ни стоял. Более того, появляются и новые сомнения. Например, вот (цитирую «Телеграф»): «ОАО "Российские железные дороги" не смогло сделать прибыльным проект железнодорожно-паромного сообщения между портами Усть-Луга и Балтийск».bezopasnost-2
И это при, считай, полутора (по выражению Антона Алиханова) паромах - половинка регулярно занята военными. Что же будет при трех, если политическая ситуация вокруг Калининградщины останется такой, как сейчас?
Тем более что в РЖД люди экономные, то есть совсем не думающие, что скупой платит дважды. Дело в том, что новые паромы будут предназначены только для железнодорожных вагонов и иметь всего 12 пассажирских мест. А у нас больше половины грузов перевозятся фурами - старые паромы брали их по 50-60 за рейс.
Кроме того, как считает президент ассоциации агентских и экспедиторских компаний Юрий Пятанов, паром не будет убыточным только при наличии достаточного количества пассажирских мест (порядка 100).
Впрочем, почему бы и не паромы, если есть кому их оплатить?

Хиты: 824
 
© «Тридевятый регион» 2004 — 2024
Рейтинг@Mail.ru