Print PDF

Тамара де Лемпицка


Одна из самых выдающихся художниц своего поколения, она прожила долгую и яркую жизнь, нередко становившуюся поводом для разговоров - и даже осуждения.


Французский искусствовед и историк искусства Жиль Нере как-то назвал Тамару де Лемпицка первой художницей, которая одновременно была «гламурной дивой». Действительно, большую часть своей жизни она провела в окружении многочисленных представителей богемы Европы и США. Тем не менее в первую очередь она все-таки была человеком искусства.
Рассказать богатую на события и людей историю жизни художницы - задача довольно сложная хотя бы потому, что сама Тамара де Лемпицка нередко сообщала о себе противоречащие друг другу вещи, а свою биографию несколько раз переписывала, вычеркивая из нее все неудобные факты и даты.
Так, до сих пор неясно, где и когда она родилась - традиционно считается, что девочка, получившая имя Мария Гурвич-Гурска, появилась на свет 16 мая 1898 года, однако эта дата некоторым исследователям кажется слишком поздней при сопоставлении с другими фактами ее жизни. Более того - художница настаивала, что родилась в Варшаве, однако местом ее рождения могла быть и Москва.
С большей определенностью можно говорить о ее семье. Родители художницы познакомились на одном из европейских курортов. Русский еврей Борис Горский был успешным предпринимателем, уроженка Польши Мальвина Деклер - «светской львицей», предпочитающей проводить время вне границ Российском империи. Неудивительно, что девочка воспитывалась в великосветской атмосфере, не зная бедности и невзгод, даже несмотря на то что ее отец через несколько лет после рождения дочери исчез при невыясненных обстоятельствах.

Согласно сложившейся легенде, с живописью Тамара де Лемпицка познакомилась в 12 лет, когда ее мать заказала некоему художнику портрет дочери. Девочке настолько не понравился готовый результат, что она взяла в руки пастель и изобразила свою младшую сестру. Интерес к живописи укрепила поездка в Италию, которую организовала ее бабушка Клементина в 1907 году.
В 1914 году Тамара переехала в Санкт-Петербург, где познакомилась со своим будущим мужем - адвокатом Тадеушем Лемпицки. По еще одной непроверенной версии, это случилось на бале-маскараде, куда Лемпицка проникла в компании старших товарищей. При этом она, одевшись пастушкой, умудрилась пронести с собою в залу двух живых гусей. Пара, вопреки военному времени, вела довольно богемный образ жизни, предпочитая проводить время в кафе, ресторанах и светских салонах.
Все изменил 1917 год - вскоре после Октябрьской революции Тадеуш Лемпицки был арестован и чуть было не расстрелян «как чуждый элемент», однако в итоге отпущен на волю. Супруги в спешке покинули Россию и, прожив некоторое время в получившей независимость Польше, перебрались в Париж.
Лемпицки, лишившийся работы, положения и достатка, стал раздражительным и пассивным, предпочитая целый день лежать в постели. Тамара, продавшая последние драгоценности, была на грани отчаяния, когда ее сестра Адриенн, студентка архитектурного факультета, уговорила ее пойти на курсы художников в Академии Рансома. Сначала она занималась у Мориса Дени, друга Поля Гогена. В 1922 году перешла в мастерскую Андре Лота в Академии Монпарнас. Лот, приверженец кубизма, оказал значительное влияние на молодую художницу.
Лемпицка быстро научилась организовывать выставки и выгодно продавать картины, наладив сотрудничество с Осенним салоном и Салоном независимых. Первое время она вынужденно использовала мужскую форму собственной фамилии. Специализацией художницы стали портреты. «Я рисовала королей и проституток, тех, кто является для меня вдохновением и приводят к тому, что я чувствую вибрации», - говорила она.
На протяжении многих лет ее собственный стиль - точный, аккуратный, элегантный, с предельно чистыми цветами и упрощенными формами - подвергался критике, а откровенный стиль изображения позирующих - самые настоящие скандалы. Специалисты и критики того времени зачастую не понимали, что на их глазах формируется новое направление, которое станет одним из самых заметных в изобразительном искусстве XX века - ар-деко. jzl
В 1925 году в Италии состоялась первая персональная выставка Тамары Лемпицка, специально для которой художница выполнила 28 новых полотен в течение полугода. Через спонсора выставки, графа Эммануэля Кастельбарко, художница познакомилась с крупным итальянским писателем и драматургом Габриэлем д'Аннуцио, известным своими многочисленными романами. До сих пор не совсем ясно, была ли между нимилюбовная связь, однако публика с удовольствием обсуждала эту возможность.
Двадцатые годы стали временем расцвета таланта Тамары де Лемпицка. Сама художница, впрочем, большую часть времени уделяла своему богемному образу. Послевоенный Париж кипел жизнью, в город съезжались художники, писатели и музыканты со всего мира. Среди прочих Лемпицка была знакома с Пабло Пикассо, Жаном Кокто и Андре Жидом. Она была скандально известна из-за своих многочисленных романов - как с мужчинами, так и с женщинами. Среди возлюбленных художницы, в частности, была английская писательница Вита Сэквилл-Уэст, более известная как любовный интерес Вирджинии Вульф.
Тадеуш Лемпицки, совсем поблекший на фоне своей успешной жены, устав от бесконечных измен, в 1927 году решил расстаться с Тамарой и вернуться в Польшу. Пара развелась в 1931 году, хотя художница и предприняла несколько вялых попыток вернуть Тадеуша, но уже вскоре познакомилась со своим вторым мужем - венгерским бароном Раулем Куффнером. Первоначально барон заказал у Тамары портрет любовницы, известной андалусской танцовщицы Наны де Эрреры. «Мой первый муж был очень красив. У второго был характер», - отмечала впоследствии художница, вступившая в брак с Куффнером в 1934 году.
Незадолго до начала Второй мировой войны Лемпицка вместе с мужем переехала в США, опасаясь роста влияния Германии в Европе. Там она продолжила вести роскошный образ жизни, став частью американской богемы. Однако ей не удалось повторить свой творческий успех  - в новой стране ее живопись признали устаревшей. «В 1938 году Лемпицка в обществе венгерского барона приплыла в Америку, где в течение 10 лет она ослепляла элиту и репортеров светских рубрик. Затем, как сверхновая, она вспыхнула и исчезла из поля зрения. Но легенда о прекрасной польке осталась, поддерживаемая ее холеными  картинами, возникшими в эпоху, к которой, она имела отношение», - так впоследствии напишет о ней один американский журналист.
Несмотря на достаточно холодный прием ее картин, художница упорно работала, пробовала себя в разных стилях, но так и не добилась признания в США. После войны она ненадолго переехала в Париж, чтобы вновь открыть свою студию, но вскоре вернулась в Америку.
После смерти мужа в 1962 году Лемпицка переехала в Хьюстон, чтобы больше времени проводить с дочерью, а затем в поисках новых впечатлений перебралась в Мексику, где поселилась в Куэрнаваке. Там она и умерла 18 марта 1980 года. Ее пепел, согласно последней воле художницы, был развеян над мексиканским вулканом Попокатепетль.

 

Хиты: 1543
 
© «Тридевятый регион» 2004 — 2024
Рейтинг@Mail.ru