Print PDF

Эта музыка будет вечной


01_01

Пока руководство областного центра судится с основным владельцем Дома Советов, врио губернатора Антон Алиханов подумывает о переезде в знаменитый калининградский недострой. Александр Ярощук смелый план главы региона уже одобрил


В минувший понедельник Антон Алиханов после заседания областного Совета по культуре заявил о предстоящей встрече с компанией «Протострой», которой фактически принадлежит Дом советов. На встрече глава региона надеется «найти какие-то приемлемые решения» - с тем, чтобы все-таки ввести многострадальное строение в эксплуатацию. Для этого, естественно, потребуется значительное реконструкция - здание мало того что таки не было достроено и порядочно обветшало за 30 лет, но еще и не соответствует многим современным нормам пожарной безопасности. Ранее господин Алиханов высказался в пользу того, чтобы переселить в Дом советов региональное правительство. Идея нашла отклик в сердце мэра Ярощука, назвавшего великолепной идею переноса всех властных структур в одно здание.

Недостроенную архитектурную доминанту областного центра можно считать своеобразной точкой спокойствия (или эпицентром урагана) градостроительных и культурно-исторических столкновений на общественно-политической арене Калининграда. Вокруг массивного фасада здания, построенного на 95 процентов еще в восьмидесятые годы, лежат метафорические остатки тысяч копий, сломанных в дискуссиях о его дальнейшей судьбе. В 1995 году городские и областные власти смогли его приватизировать и даже создали акционерное общество «Культурно-деловой центр», которое должно было бы привлечь инвесторов и привести полуразрушенное к тому времени здание в порядок.

Успехи общества оказались столь блестящи, что в 2003 году, находясь на грани банкротства, горе-организация продала строение компании «Протострой», тем самым запустив череду судебных разбирательств, растянувшихся на более чем десять лет: согласно официальной позиции властей, сделка была совершенна по заниженной цене. В 2009-м экс-управляющий Дома советов был осужден на 2 года условно: по версии следствия, незаконная продажа здания Дома советов по явно заниженной цене повлекла за собой причинение государству материального ущерба на сумму 267 млн 700 тыс. рублей. Сделку признали недействительной. Немало вопросов было и к компании «Протострой», состояние дел и документы которой оказались, мягко говоря, сомнительным.

Впрочем, попытка горадминистрации вернуть право владения на здание также провалилась: арбитражный суд, ввиду того, что предприятие, продавшее главный городской недострой нынешнему владельцу, прекратило свое существование, владельца Дома советов предпочла вновь не менять. В результате за мэрией осталось 15 процентов площадей здания, которые она пару лет назад попыталась продать собственнику, да не вышло.

01_02В мае года нынешнего этот «мертвый груз» калининградская администрация почетно передала на баланс региональных властей. Тогда же Николай Цуканов выразил надежду, что владельцы здания по доброте душевной отдадут его региону, но не тут-то было: те хоть и заявляют о готовности к сотрудничеству, отдавать задарма свою собственность не спешат. Сейчас, например, мэрия через суд пытается заставить «Протострой» заключить новый договор на аренду земли под Домом советов, т.к. компания арендует участок площадью почти 28 тыс. квадратных метров, включающий и Центральную площадь.

За годы простоя Дом советов превратился в своеобразную площадку, где можно встретить кого угодно: любопытных туристов, молодоженов во время фотосессии, асоциальных элементов всех типов и разновидностей. К празднованию 750-летия Калининграда здание привели в более-менее божеский вид, однако с тех пор прошло уже больше десяти лет, и затраченные усилия старательно стерло время.

Активное обсуждение дальнейшей судьбы дома началось после того, как Калининград вошел в список участников чемпионата мира по футболу - и на горизонте солнечным светом вспыхнула перспектива жирного федерального финансирования. Возникла надежда, что наконец-то получится кардинально изменить образ пространства, некогда подразумевавшегося как центральное в городе (не зря площадь возле Дома советов носит одноименное название - вот только сегодня от нее остались лишь жалкие намеки, а большая часть калининградской молодежи и вовсе не подозревает о существовании подобного места).

Когда в Калининграде запустили проект реконструкции исторического центра «Сердце города», ныне благополучно канувший в Лету, к вопросу реконструкции Дома советов добавилась дилемма: восстанавливать в каком-либо виде или нет Королевский замок, чьи руины еще в нулевые были частично откопаны. Начались туманные разговоры о том, что он все-таки будет восстановлен, а точнее - построен с нуля. В частности, об этой возможности не раз и не два говорил Александр Ярошук. В ноябре 2013 года в Калининград даже приехала специальная экспертная группа архитекторов из разных городов Европы и России.

Из всех калининградский строений отдельное внимание заслужил только Дом советов. Тут мнения специалистов разделились. Московский архитектор Зоя Харитонова выступила за снос советского гиганта, а вот Карл Штимманн встал на его защиту, осторожно предположив, что в здании можно разместить гостиницу или офисный центр. Впрочем, немецкий архитектор не стал юлить и усомнился в том, что это строение заинтересует инвесторов. В защиту долгостроя выступили многие видные представители калининградской общественности - как оказалось, Дом советов считают красивым чуть ли не каждый первый, в том числе и Александр Ярошук. Против выступил разве что Николай Цуканов, но и тот с ворчанием уступил мнению большинства.

Сейчас, когда заканчивается 2016 год, судьба Дома советов и прилегающих к нему территорий до сих пор неясна - и это несмотря на то что городу было предложено сразу несколько десятков проектов развития этой территории в рамках двух конкурсов, организованных архитектурным бюро «Сердце города». Согласно проекту-победителю первого из них, Королевскую гору ждала плотная застройка. Дом советов, оставался на месте в окружении малоэтажных зданий - его помещения после капремонта предполагалось сдавать под офисы. По соседству должно было появиться некое строение, возведенное по «контурам» Королевского замка, но в современном стиле.

Более конкретно судьба этого сомнительного новостроя рассматривает проект победителя конкурса «Постзамок», специально организованного для определения лучшей концепции развития конкретно этой части города. Победитель конкурса - калининградский архитектор Антон Сагаль - выступил за сохранение Дома советов, восстановление части Королевского замка и строительство еще одного здания - административного центра. Участвовавший в жюри Николай Цуканов тогда одобрил концепцию и заметил, что приступить к ее воплощению «можно хоть в понедельник». Очевидно, что на этом пути у города возникли определенные проблемы, которые можно охарактеризовать уже набившим оскомину афоризмом российского премьер-министра о том, что денег нет.

Денег у Калининградской области на то, чтобы вытащить Дом советов из градостроительной депрессии, действительно нет: бюджет на фоне экономического кризиса приходится ужимать максимально жестко.

Представителям властей остается грустно разводить руками и привычно заводить шарманку о полумифических инвесторах, которые могут присмотреться к проекту - и вот тогда все закрутится и завертится. Инвесторы, что неудивительно, вкладываться в потенциально мертворожденный проект не спешат, так как в принципе не очень понятно, как на нем можно отбить деньги. В конце июня вице-премьер Гарри Гольдман заявил о необходимости обсуждения нового проекта застройки района Центральной площади, использовав для этого наработки «Сердца города», но эта тема быстро заглохла. Также летом Александр Ярощук, без обиняков отметив невозможность масштабной стройки к 2018 году, рассказал о подготовке проекта плана развития территории, куда вошел и Западный флигель Королевского замка (что бы это ни значило). Эскиз пообещали показать все тем же фантастическим инвесторам.

Что же касается Дома советов, то в мае 2016 при обсуждении строительства фан-зоны к ЧМ-2018 года региональные власти отметили два варианта его благоустройства. Оптимистичный предусматривает реконструкцию здания и его дальнейший ввод в эксплуатацию - вот только шансы на это болтаются где-то на уровне плинтуса. Второй вариант - элегантно задрапировать фасады, чтобы использовать их в качестве рекламных площадей. Сомнительный каламбур о том, что из здания сделают конфетку, стоит забыть как не выдерживающий критики.

Бесконечные разговоры в пользу бедных, новые планы и проекты, сладкие мечты об инвесторах и вновь бесконечные разговоры - все что угодно, лишь бы скрыть тот факт, что ни городская, ни региональная власть на протяжении многих лет не может сделать ничего для того, чтобы у центральной точки Калининграда появился реальный шанс на вторую жизнь. Волевое решение, четкий план действий и солидное финансирование - вот чего действительно не хватает городу. Появятся ли они хотя бы в ближайшее десятилетие - вот в чем вопрос вопросов.

Напоследок - небольшая информация к размышлению: директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова, оперативно подключившаяся к актуализировавшейся теме Дома советов, заявила, что иметь такое здание в городе - значит, уродовать душу наших детей. Интересно, что этим летом в Петербурге одна бдительная жительница потребовала прикрыть наготу копии легендарной статуи Давида - ровно по той же причине. Возможно ли существование некой мистической связи между обнаженными древнегреческими атлетами, недостроенными советскими зданиями и тонкой душевной организацией российских детей? Бог его знает.

Хиты: 915
 
© «Тридевятый регион» 2004 — 2024
Рейтинг@Mail.ru