Печать PDF

«Водоканал» внедряет геоинформационную систему


Геоинформационные технологии являются средством, создающим основу для автоматизированного и оперативного управления системами водоснабжения и водоотведения, а также обеспечения процессов накопления, отображения, обработки, анализа и подготовки тематических карт эксплуатации сетей
Евгения Иванкова


На калининградском муниципальном предприятии «Водоканал» активно идет работа по созданию компьютерной информационной системы инженерных коммуникаций всего города. Создание такой системы ведет к повышению степени информированности об объектах коммунального хозяйства, а также появлению возможности быстрой автоматизированной обработки и анализа данных.

34«Если «Водоканал» будет знать, где находится его сети и в каком они состоянии, это дает возможность сформировать оптимальный план по реконструкции сетей, по их замене», - рассказал начальник отдела географических информационных систем МП «Водоканал» Александр Шабров.

Первоначально схемы водопроводных и канализационных сетей существовали на бумажных носителях. Некоторые документы, в основном немецкие, были попросту утеряны. На сегодняшний день очевидно, что в современных условиях управление системой инженерных коммуникаций крупного города невозможно без представления об их пространственной структуре. Технология поддержки бумажных карт и планшетов уже не отвечает требованиям оперативности обработки и обмена информацией, поэтому возникла необходимость в оцифровке существующих схем сетей водопровода и канализации, а также в корректировке, уточнении и дополнении имеющейся информации.
Основой информационного комплекса послужила так называемая «геоинформационная система» (ГИС) общего назначения для создания графического представления о сети и связанные с ней базы данных. Чтобы сетью управлять, ее следует, по крайней мере, знать, поэтому ключевой вопрос, с которого все начинается, - паспортизация сетей и их объектов.
Уже сам по себе переход с «бумажного» ведения информации на грамотно спроектированную компьютерную базу данных показывает все информационные пробелы и противоречия и вынуждает к наведению порядка в системе хранения и актуализации информации.
Со временем создание единой электронной геоинформационной системы поможет наладить более тесное взаимодействие с системами администрации городского округа для обмена информацией по проводимым работам. В планах - передача данных системы дежурным службам, чтобы своевременно оповещать об отключениях, производстве каких-либо работ и так далее, то есть вовремя информировать население о возможных вынужденных неудобствах. В перспективе планируется подключить к информационной системе диспетчерскую службу, организовать компьютерное ведение диспетчерских журналов и регистрацию всех производимых работ с автоматическим внесением соответствующих изменений в базу данных паспортизации, ведение архива повреждений с возможностью его аналитической обработки.
«В работе "Водоканала" данная система позволяет оперативно отследить места отключения аварийного участка и определить круг абонентов, которых коснется это отключение», - объяснил Александр Шабров.
Подобная система - это фундамент, на котором в дальнейшем может быть основано множество решений прикладного характера. Например, возможность моделировать сеть на компьютере и оптимизировать режим загрузки насосных станций и источников. Или, прежде чем производить на сети какие-либо переключения, промоделировать их и посмотреть, что получится в результате: где появятся недопустимые режимы, какие абоненты окажутся отключенными и т.п. Значительно повышается оперативность поиска и анализа необходимых данных. Специалисты могут работать с картографической информацией непосредственно со своих рабочих мест.
На сегодняшний день в электронную базу заведено порядка 60 процентов городских сетей «Водоканала». Наибольший охват системой произведен в Ленинградском и Центральном районах областного центра. Значительная доля сетей, местоположение которых не уточнено на схемах, выявляется на территории Центрального и бывшего Октябрьского районов, которые лучше всего были освоены в довоенный период. Главной сложностью в работе специалисты называют отсутствие исходных схем некоторых участков. Если обнаружена труба, не отраженная ни в каких документах, приглашаются специалисты и проводится полная проверка объекта с занесением его в базу.
По словам специалистов, для информационного наполнения системы используются не только имеющиеся бумажные носители. Ежедневно сотрудники выезжают для проведения полевых работ. Больше всего проблем, как правило, возникает там, где сети передавались МП КХ «Водоканал» от различных эксплуатационных служб. Зачастую составленные там схемы некорректно отражают реальную ситуацию или вообще отсутствуют. Такие нестыковки и должны выявить инженеры-геодезисты отдела.
«В работе по созданию системы используется специализированное программное обеспечение и оборудование для поиска и обследования инженерных коммуникаций и сооружений. Оборудование имеет высокий уровень точности», - отметил наш собеседник.
После внедрения электронной картографической системы можно будет оперативно регулировать ситуацию с водоснабжением в разных частях города. Со временем единая информационная система будет сформирована таким образом, что в нее попадут данные по всей инженерной инфраструктуре жизнеобеспечения нашего Калининграда. Электронная карта позволит максимально эффективно решать производственно-технические задачи эксплуатации городских коммуникаций.

Хиты: 929
 
© «Тридевятый регион» 2004 — 2022
Рейтинг@Mail.ru