Эта бедная, бедная, бедная медицина...
Сразу предупреждаю, господа читатели: если кто ожидает, что сейчас автор с гневом обрушится на государство, Минздрав и вообще на чиновников, которые гнобят здравоохранение, держа его в черном теле и бедности, то он попал не туда
На самом деле речь пойдет о том, кто и как превращает наши медучреждения в настоящие черные дыры, в которых могут бесследно исчезнуть не только деньги Министерства здравоохранения, но и вообще весь российский бюджет, если, разумеется, его кто-нибудь когда-нибудь медикам даст.
Просто несколько конкретных примеров деятельности всего одного конкретного медучреждения, а именно — многопрофильной больницы на Летней (если официально — Центральной городской клинической больницы), причем только за последнее время.Почем нынче разморозить?
А если добавить к этому гнетущее подозрение, что нечто подобное в регионе происходит не только в последние годы и не только в ЦГКБ, то остается только удивляться, что у нас все еще находятся деньги, дабы иногда кого-то от чего-то вылечивать.
Во всяком случае, когда депутат облдумы Владимир Султанов предложил мне написать об истории с неким медицинским прибором, именумемым размораживателем, и показал документы и материалы, я не ожидал, что их будет столько и что одним размораживателем дело не ограничится, а коснется еще нескольких историй — из тех, что снятся по ночам следователям Следственного комитета, мечтающим прославиться на модной ниве борьбы с коррупцией (если у нас такие есть). Так что одной статьей дело, похоже, не ограничится.
Впрочем, будем последовательны и начнем с самого начала, с закупки медицинского аппарата для температурной обработки плазмы крови модели DZKP 21/50, а проще говоря — размораживателя.
Сразу предуведомляю: аппарат не особо редкий и совершенно несекретный, а потому он достаточно широко представлен на сайтах фирм, торгующих медоборудованием, и стоит там в пределах 2 300 000 рублей.
Однако на сайте госзкупок ЦГКБ размещает совершенно иную закупочную цену: 4 347 000,00 рублей, почти вдвое дороже. Конечно, можно предположить, что тем людям в многопрофильной больнице, которые занимались этой закупкой, просто не повезло — и они сразу наткнулись именно на это предложение, а другие посмотреть не сумели, но лично мне в это плохо верится. А вам?
Однако это еще не все!
Как не выиграть конкурс?
Сами понимаете: чисто теоретически, открытый конкурс на закупку чего-нибудь не застрахован от того, что на него явится кто-нибудь совершенно ненужный. Например, если учреждение хочет купить что-нибудь не меньше чем за 4 млн, а появится придурок, готовый продать это же самое за два. Конечно, если человек радеет за народную копейку, он только обрадуется, но это не наш случай...
А в нашем случае ЦГКБ приняла простые, но действенные меры к тому, что англичане называют fool tolerance (защита от дурака): в технические условия были внесены такие значения, которых в природе просто-напросто не бывает. Например, если этот аппарат в натуре весит 600 кг, то в ТУ указано 400. Или если он размораживает за N секунд, то в ТУ указано N минус 5 — и так далее...
Короче, вы понимаете: если явится кто-то чужой, то его предложение отвергнут как не соответствующее техзаданию, а если тот, кто надо, то со вздохом и разведением рук (мол, а что же поделаешь, размораживать-то надо!) ему победу в конкурсе и отдадут. Как говаривал Остап Бендер: «Просто и элегантно»
В результате по итогам победила фирма «ВЕВИ-Мед», которая и получила искомые 4 347 000,00 рублей за аппарат, на самом деле стоящий 2 300 000.
Разумеется, не исключено, что вся разница в 2 с лишним млн досталась только «ВЕВИ-Меду», но мне одному кажется, что бизнесмены непременно поделились с калининградскими медиками из ЦГКБ? Причем, наверное, не с медсестрами и рядовыми врачами? Так или иначе, но нас с вами, господа пациенты, просто обокрали на эту сумму.
Однако и это еще не все!
Размораживатель почти не виден
Дело в том, что вскоре выяснилось: афера с размораживателем как-то не удалась — она попалась на глаза Контрольно-ревизионной службе Калининградской области, к делу подтянулась пресса, «Трансперенси интернешнл» и уже упомянутый депутат Владимир Султанов. И тогда выяснилось одно очень интересное обстоятельство...
Оказалось, что хотя деньги были перечислены, а документы о передаче-приемке размораживателя подписаны, но фактически этого прибора в ЦГКБ нет. По слухам, он был передан на ответственное хранение некоей фирме в Гурьевске, хотя зачем и почему — никто в многопрофильной убедительно объяснить не мог.
И действительно, такая фирма существовала (правда, зарегистрированная чуть ли не в однокомнатной квартире), но там очень удивились, узнав, что они, оказывается, ответственно хранят такой дорогой и непонятный аппарат. Короче, возникло подозрение, что у региональной медицины (то есть у нас с вами, господа пациенты!) украли не 2, а все 4 млн...
И только потом, уже после неоднократных требований КРС представить «полученное» в рамках государственного контракта оборудование, прибор наконец был доставлен в Калининград, тем самым уменьшив предполагаемый навар участников схемы в два раза.
Вас это радует, господа? Меня, налогоплательщика, нет, мне и двух бюджетных миллионов, уплывших налево, жалко!
Но самое смешное, что и это еще не все!
За морем телушка — полушка
Я имею в виду, что и депутат, и «Транспереси» не успокоились, а стали писать в самые разные инстанции. А инстанции проявили редкое единодушие в нежелании хоть кого-нибудь за все это наказать. Например, прокуратура области грозно сообщила, что «...в адрес главного врача ГБУЗ КО “ЦГКБ” внесено представление об устранении выявленных нарушений».
И далее: «... в целях устранения которых медицинской организацией утвержден план мероприятий». Жалко, что к ответу не приложен этот план: очень любопытно, написано ли в нем «Вернуть два миллиона в бюджет в срок до...»? Почему-то мне кажется, что ничего подобного в этом плане нет. Вот и прокуратура так считает, ибо пишет: «Основания для принятия мер прокурорского реагирования не имеется».
Полиция же (как и правительство области в лице вице-премьера господина Силанова) подошли к спорным 2 млн более тщательно и таки раскрыли тайну! Оказывается, получив 4 347 000,00, «ВИВИ-Мед» тут же заключило договор с неким ООО «Медикобалт», которое является представителем ООО «Дельрус» и как-то связано с ООО «АТП ГРИАН», на доставку оного прибора из Москвы в Калининград на таком редком и дорогом транспортном средстве, как автомобиль «Рено».
Угадайте, почем доставочка? Правильно, 2 025 495 рублей за 600 кг груза нетто. То есть никто ничего не прикарманил, просто овес нынче дорог! Вы в это верите? Я — нет, а вот полиция и облправительство верят. И пока они в это верят...