Семен Полежаев
Печать

sbСветловский рынок: большие проблемы малого бизнеса

Сегодня о необходимости поддержки малого бизнеса в стране не заявляет только ленивый. Государственные мужи наперебой рассуждают о том, какими льготами еще облагодетельствовать представителей этого сектора хиреющей на глазах экономики. Сами же бывшие челноки, сумевшие за годы адского труда и постоянных унижений заработать капитал хотя бы на обустройство одной или двух торговых точек, в эти рассуждения верят не особо. Мечтают только об одном: чтобы сильные мира сего им хотя бы не мешали. Однако и эта мечта пока является неосуществимой.

Светловский рынок давно уже обрел славу предприятия передовой капиталистической торговли. Чистота, порядок и уютные павильоны радуют взгляд всякого, кто решил зайти сюда за покупками.

Мало кто знает, что скрывается за всем этим внешним лоском. А скрывать руководству рынка есть что. По всей видимости, и от проверяющих органов, и от рядовых граждан, которые хоть как-то пытаются постичь сложные механизмы рыночного ценообразования. Как утверждают многие предприниматели, цены на рынке могли бы быть значительно меньше, если бы не избыточная жадность владельцев Светловского базара.

— Три года назад нас пригласил к себе арендодатель Александр Пусков и безапелляционно сказал, что собирается строить новые павильоны, — рассказывает Татьяна Едреева. — И со всех предпринимателей собирает по 180 тыс. рублей. Если не согласен — изволь покинуть торговое место. При этом Пусков сразу же заявил, что все павильоны будут находиться в его собственности, но внесшим взнос будет обеспечена долгосрочная аренда сроком на 49 лет.

 

Сорок четыре предпринимателя вынуждено согласились с таким предложением-ультиматумом: надо как-то кормить семьи. Сдали свои кровные. И оказались в очередной раз обманутыми.

— Павильоны действительно были построены, однако не под ключ, как обещал Пусков, — подключается к разговору еще один предприниматель, Анатолий Булойчик. — Нам сдали только неоштукатуренные стены. Вся отделка и завоз торгового оборудования осуществлялись за наш счет. То есть еще затраты на 1,5 — 2 тыс. долларов. С нами же были подписаны договоры на аренду нежилых строений, на основании которых ее стоимость могла пересматриваться по итогам года только с учетом официального индекса инфляции. Как мы ни настаивали, чтобы в договорах была отражена первоначальная сумма нашего взноса в строительство рынка (а в итоге с нас собрали почти 8 млн рублей), Пусков и компания на это дело никак не соглашались. Как выяснилось позже, договоры оказались нелегитимными, потому что в аренду нам сдавали не строения, то есть здания, а помещения в этих зданиях, то есть павильоны.

Еще одну маленькую хитрость по отношению к арендодателям решили опробовать владельцы рынка, намеренно завысив фактическую площадь арендуемых помещений. То есть к реальной площади павильонов приписывали два, три, а иногда и семь кв. м. Получалось, что предприниматели безропотно платили деньги за воздух.

— За эти годы у меня скопилась сумма переплаты в 30 тыс. рублей, — посетовал Анатолий Булойчик. — С чем эти деньги соотносить? Разумеется, все они отразятся на себестоимости товара.

Чаша терпения у простодушных арендаторов лопнула в декабре прошлого года, когда рыночные воротилы изобрели свой коэффициент инфляции, отличный от действующего в стране. Стоимость аренды за один раз скакнула почти на 50 процентов. Предпринимателей стало лихорадить от возмущения. Начались брожения и волнения. С испугу рыночное начальство произвело срочную ротацию кадров. Место Александра Пускова занял Дмитрий Воскобович. Также, наверное, с испугу произошло возвращение в границы здравого смысла и ставки за арендуемые помещения. В итоге стоимость сдаваемого кв. метра возросла только на 11 процентов.

Однако политика вымогательства по отношению к предпринимателям была продолжена.

— Именно во время этого противостояния и выяснилось, что наши договора юридически ничтожны, — пояснила Татьяна Едреева. — Мы стали требовать, заключения легальных договоров. С учетом честных площадей и с обязательной фиксацией нашего взноса в реконструкцию рынка, чтобы в случае расторжения договоров иметь право требовать эти деньги обратно. Однако против членов инициативной группы начались откровенные провокации. Мне, например, угрожали физической расправой.

Против другой активистки-предпринимательницы был применен по-детски пакостный метод. Один из руководителей рынка, позабыв о расположенных на территории камерах слежения,  под прицелом объектива лично замазал ночью замок павильона, арендуемого несогласной, клеем.

— На любые наши обращения к властям по поводу неблаговидной деятельности руководства арендодателя отвечают примерно так, как начальник ЖЭКа — надоевшим ему жильцам, — рассказывает о нюансах противостояния Татьяна. — На всех судах, где руководство рынка приглашается нами в качестве ответчиков, обязательно присутствует администрация. Наверное, в качестве группы поддержки.

То, что у двух администраций — рыночной и окружной — любовь до гроба, любовь, основанная не на романтическом, а на вполне меркантильном, по мнению предпринимателей, интересе, свидетельствует один всплывший недавно факт. По утверждению членов инициативной группы, оказывается, успешно функционирующие на протяжении последних трех лет и приносящие владельцам площадей прибыль торговые строения были сданы в эксплуатацию… только в августе этого года.

То есть долгое время красивый и комфортабельный торжок работал в нелегальном или полулегальном режиме. Вполне возможно, с сопутствующей такому режиму опасностью для работников и посетителей, а также традиционным в таких случаях теневым оборотом денег. Так что снижения цен на светловской ярмарке, где так активно прессуют малых предпринимателей, ждать в ближайшее время не следует. Слишком кушать хочется. И владельцам рынка, и чиновникам, курирующим этот бизнес.

Хиты: 3378