Администратор
Печать

Об инвестициях, тендерах и коррупции


Несколько вопросов, волнующих малый и средний бизнес


Министерство промышленности подготовило ответы на некоторые вопросы, поступившие губернатору. Рабочая группа по поддержке малого и среднего бизнеса (МСБ) согласилась с передачей их на рассмотрение на политический консультативный совет при главе региона.

Закон и инвестиции
Федеральный Закон от 10 января 2006 года № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» определяет новые правила работы инвесторов на территории региона. Сейчас в списке резидентов Особой экономической зоны числится 62 участника. Многие из них — уже давно работающие местные предприятия.

karapyshВозможно, будущих инвесторов останавливают не условия нового закона об ОЭЗ, а непредсказуемость правил ведения бизнеса не только в регионе, но и в России в целом. Поэтому региональные условия должны быть гарантированы. Ставки местных налогов, аренды земли, сборов, таможенные правила необходимо установить предельно четко, без права изменения в худшую для инвестора сторону в течение длительного срока. Было бы идеально, если для предприятий, зарегистрированных на сегодня, правила ведения бизнеса сохранялись на все время их существования, что позволит избежать закрытия ООО, накопивших долги, и открытия на их базе новых компаний.
Региональный минпром считает, что Федеральным законом от 10 января 2006 года № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» сегодня достаточно подробно и четко определены правила игры для крупных инвесторов. А для дополнительной защиты инвестиций до конца года можно разработать нормативный правовой акт, устанавливающий гарантии для предприятий, осуществляющих капитальные вложения. Займется этой работой сам минпром.

Настоящий конкурс
Не секрет, что некоторые конкурсы, торги и тендеры, проводимые муниципалитетами и правительством Калининградской области, направлены на предоставление контракта конкретной коммерческой структуре. Иногда они проходят или при единственном участнике (когда условия конкурса, сроки, параметры формулируются таким образом, что выполнить их способна лишь фирма, заранее знавшая о назначении конкурса), или при участии аффилированных структур. Иногда компании-конкуренты снимаются с участия в конкурсе под надуманными предлогами.
Сегодня все конкурсы в регионе проводятся с учетом требований Федерального закона 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Вместе с тем, признает минпром, практически каждое ведомство, наделенное правом проверок хозяйствующих субъектов, имеет при себе одно-два частных предприятия, эксклюзивно выполняющих необходимые для устранения «нарушений» услуги.
Прозрачность этих мероприятий способна повысить ФАС. Антимонопольная служба может заняться обязательной проверкой конкурсов с возможностью отмены их результатов (при условии участия единственного кандидата); компаний-участников (на аффилированность); тех случаев, когда произошло снятие участников. Результаты проверок антимонопольная служба обязана публиковать в интернете с правом общего доступа.
Кроме того, включение в состав конкурсных комиссий представителей отраслевых ассоциаций и союзов предпринимателей, открытая публикация результатов конкурсов и проверок помогут окончательно ввести конкурсный процесс в цивилизованные рамки.
Необходимо также развивать конкуренцию в вопросах, которые на сегодняшний день монопольно курируют отдельные подведомственные организации.

Коррупция и гласность
В настоящее время нередки случаи нарушения сроков рассмотрения документов, мздоимства со стороны сотрудников таможенных органов, УВД, СЭС, пожарных, муниципальных чиновников.
Мировой опыт показывает, что коррупцию побеждают активная жизненная позиция граждан, их готовность сообщать о всех коррупционных проявлениях, гласность и способность СМИ контролировать чиновников, жесткая регламентация чиновничьих действий. Проявлению активной гражданской позиции людей мешает страх последующего наказания со стороны Системы (если ты «заложишь» хотя бы одного таможенника, пожарного, милиционера, получившего взятку, его коллеги вовек не дадут тебе жизни).
Поэтому необходима защита для тех, кто жалуется на произвол контролирующих органов: если человек помог разоблачить пожарного-взяточника, его предприятие должно быть на длительный срок защищено от «пожарного произвола». Предание гласности фактов взяточничества чиновников, неисполнения ими своих обязанностей, стимулирование общественной реакции на разоблачение коррупционных историй помогут изжить незаконное административное давление на бизнес.
Одним из пунктов такой антикоррупционной работы должна стать регламентация действий чиновников. Эти действия должны быть четко ограничены сроками, регламент необходимо вывешивать в доступном для всех месте в каждом заведении. На самом деле в этом направлении сделано уже немало. Административная реформа в регионе идет успешно. Работают над введением служебного регламента.
В некоторых, особых случаях для пресечения коррупционных настроений можно воспользоваться новейшими технологиями. Например, установить камеры непрерывного видеонаблюдения на потенциально «взяткоемких» рабочих местах в таможне, в машинах и на постах ГАИ и т.п. — это может серьезно снизить желание найти несуществующее правонарушение и получить взятку.
Если же видеокамеры не просто установят, но будет вести с них трансляцию в интернет, то, помимо служебного контроля, появится еще и общественный.
Кроме того, такие трансляции позволят контролировать логику принятия решений.

Уволился в ученики

В последнее время в области резко возрос уровень безработицы. Причины этого процесса понятны: закрылись несколько крупных предприятий по сборке бытовой техники, обанкротилась «КД авиа», другие предприятия были вынуждены сократить штаты. В результате реформы уже высвободилось и будет высвобождаться дальше довольно большое количество работников в органах власти всех уровней, милиционеров и военнослужащих. Поэтому немало калининградцев трудоспособного возраста осталось не у дел. Положение осложняется еще и тем, что профессиональные навыки многих из них не нужны на нынешнем рынке.
Поэтому необходимо ввести системы переобучения для граждан с привлечением частной инициативы. Ведь уже есть целые направления частного бизнеса, сформированные бывшими военными или милиционерами. Предприятия этих направлений наверняка будут заинтересованы в трудоустройстве вчерашних сослуживцев.
Сегодня региональной целевой программой «Основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в Калининградской области на 2009—2013 годы» предусмотрено направление «Подготовка кадров», в рамках которого с 2011-го будет предприняты меры для обеспечения развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для СМСП.

Кроме этого, проводится переобучение безработных граждан, стоящих на учете в службе занятости в рамках областной целевой программы от 26.02.2010 г. № 69 «Дополнительные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда Калининградской области в 2010 году».
Но даже для реализации уже существующих программ переподготовки кадров необходимо финансирование, в том числе и из бюджета области. А с этим вопросом традиционно проблемы. В прошлом году деньги были выделены лишь частично.
Поэтому минпром региона предложил в полном объеме обеспечить выполнение региональной целевой программы «Основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в Калининградской области на 2009—2013 годы» по направлению «Подготовка кадров». На 2011 год в ее рамках областному бюджету необходимо выделить
680 тыс. рублей.

Хиты: 2576