Печать PDF

Не трожь — кусается


Что именно обещал президент и хорошо ли, если Особая зона станет Особым районом?

Уважаемый гарнизон Калининградского особого района! Извините, я хотел сказать, жители Калининградской области. У меня две новости, одна хорошая, другая — плохая. Хорошая: США отказались от размещения элементов своей системы противоракетной обороны в Польше и Чехии. Плохая: мы еще не отказались от своей ответной меры — дислоцирования в нашем регионе ракетных комплексов «Искандер» (только «можем отказаться»). Знаете такую детскую игру: «“Да” и “нет” не говорить, черного и белого не покупать»?

Впрочем, в четверг, на встрече нашего президента Дмитрия Медведева и американского лидера Барака Обамы, все может перемениться, но речь не об этом: слово уже сказано — и последствия будут непременно, что бы теперь ни решили в Вашингтоне руководители России и США.

Как-то не хочется считаться жителем особого района — были такие в Советском Союзе, и сие всегда означало одно: осажденная крепость, все жители которой — суть гарнизон. Это не статус, это — психология тех, кто здесь живет: оглянешься — и кругом враги… Но в заявлении Генштаба России сказано четко: «Решение об отказе от размещения “Искандеров” на территории Калининградского особого района еще не принято». Иными словами, ракет еще нет, а особый район уже есть.

А ведь если вдуматься, о чем разговор-то? В США предполагали разместить в Европе радар и девяносто шесть противоракет «Пэтриот», а мы, строго в ответ, собирались поставить на границе ракетные комплексы «Искандер» — в количестве неафишируемом. И что? Какова же степень угрозы для России и НАТО была в этом размещении?

Просто для сравнения. «Пэтриот»: дальность стрельбы — 80 километров, высота поражения — 25 километров. «Искандер»: дальность полета — 280 — 560 километров, высота полета — 50 километров. Ну, и еще кое-что: корпус ракеты «Искандер» изготовлен по технологии «Стелс», и «Пэтриот» ее не только не достает, но и практически не обнаруживает. У американской ракеты с обнаружением вообще проблемы: во время войны в Заливе из 133 запущенных Ираком «Скадов» они уничтожили только 45, но зато частью атаковали собственные самолеты. А иракские ракеты только сбивали с курса — и те падали на американские же военные объекты.

iskanderИ наконец: в отличие от «Пэтриотов», «Искандеры» способны атаковать наземные цели, сверхточно и со сверхмалой высоты — тогда «Пэтриоты» их не видят вовсе. Иными словами, для американских установок наши ракеты недосягаемы, а мы можем накрыть их позиции в течение считанных минут. Стоит ли удивляться, что при угрозе столкнуться с «Искандерами» американцы пересмотрели планы размещения своей ПРО? Конечно, наш ответ совсем уж симметричным не назовешь, но достойным — наверняка: в конце концов, не мы первые начали!

И только одно несколько смущает: в самом начале всей истории, когда наш президент только объявил о размещении на калининградщине «Искандеров», это объяснялось именно необходимостью ответа на размещение американских ракет в Польше — и ничем иным! Ну, и?..

Военная угроза: взгляд с той стороны

Честно говоря, во всей этой ситуации больше вопросов, чем ответов. Американское объяснение необходимости появления в Европе третьего стратегического района противоракетной обороны, мягко говоря, сомнительно — достаточно взглянуть на карту. Расположенные в Польше ракеты практически не прикрывают от гипотетических иранских снарядов большую часть Европы, включая и саму Речь Посполитую, и только краешком достают наиболее вероятную траекторию полета исламских межконтинентальных ракет, нацеленных на США.

Но зато они могут стать мощным препятствием на пути российских ракет, нацеленных на Западную Европу! И то, что именно Россия насмерть встала против «Пэтриотов», немедленно вызвало в ЕС мощную волну паранойи: неужели правы были те, кто предупреждал, что русским верить нельзя — и Россия таки готовится к нападению на Европу?

При этом на всех уровнях подчеркивалось, что американские ракеты из Речи Посполитой способны посягнуть на суверенитет России разве что до половины Калининградской области, а «Искандеры» смертельно опасны не только для Польши и государств Балтии, но и для нескольких других европейских стран: достаточно сравнить хотя бы дальность полета, не говоря уж о прочих тактико-технических характеристиках.

Именно поэтому с таким облегчением была встречена весть о решении Обамы не разворачивать ракеты у русских границ — не только наши, но и западные газеты объявили это безоговорочной дипломатической победой Москвы, но вот только великодушия, свойственного победителям, они не дождались. В сознании европейского обывателя размещение «Искандеров» было намертво увязано с размещением элементов американских ПРО — и вдруг!..

Para bellum

Хочешь мира — готовься к войне, этот принцип не нов, но правилен. Государство может абсолютно искренне ратовать за мир во всем мире в целом и по своим границам в частности, но военные при этом просто обязаны готовится к возможному нападению со всех румбов сразу — это лучше, чем потом сидеть на развалинах своих городов и горестно бормотать: «Кто бы мог подумать?»

И с этой точки зрения, наверное, было бы стратегически правильно поставить «Искандеры» не только у нас, но и по всем западным границам: если НАТО, вопреки всем российским уговорам, придвинулось вплотную к нашим кордонам, то будет только справедливо, если и мы что-нибудь к ним придвинем. Оно ведь только кажется, что «Искандеры» подошли к границам, а на самом деле (учитывая дальность полета ракет) — на полтысячи километров внутрь территории вероятного противника! Не трожь, кусается…

Да только дело в том, что безопасность базируется не только на возможности гарантированного ответного или, паче того, упреждающего удара, все гораздо сложнее. Даже самые современные танки и самолеты не воюют сами по себе, без людей. И сейчас, когда все участники военного соперничества безоглядно увлеклись совершенствованием техники, как-то забылось, что когда идея овладевает массами, она становится вооруженной силой, которую не учитывают штабные подсчеты соотношения сил.

Вспоминается, что когда противостояние в Косово стало совсем уж горячим, а вооруженные только легким стрелковым оружием сербы и албанцы слишком разошлись, прекрасно экипированный батальон голландских миротворцев драпанул домой. Дело понятное: она им нужна — чужая война? Что голландцы забыли в Косово?

Я это к тому, что, на взгляд дилетанта, никакой идеи, оправдывающей нападение стран НАТО на Россию, сейчас нет, а без нее объединенные вооруженные силы Европы просто небоеспособны. За примерами далеко ходить не надо: операции коалиционных войск в Афганистане тому яркое доказательство. Что итальянцам или испанцам до талибов, по большому-то счету? Да и наша война в этой стране не задалась во многом из-за того же: оказание интернациональной помощи неизвестно кому — недостаточное обоснование для того, чтобы умирать с восторгом! Не за свой дом и свою землю сражались…

Другими словами, правильно ли было укреплять и усиливать убежденность очень многих европейцев в русском коварстве и в том, что Россия лелеет самые зловещие замыслы? Может, было бы правильней (причем именно стратегически правильней) не запугивать соседей страшным оружием, а разоружать их морально? От страха даже маленькая собачка способна укусить весьма чувствительно!

Да и нам, калиниградцам, куда приятнее жить в открытом мире, чем сидеть в осажденном особом районе, отгородившись от соседей забором из ракет по всем границам.

Хиты: 3679
 
© «Тридевятый регион» 2004 — 2024
Рейтинг@Mail.ru