Парижский витраж
Неделя в Порту подошла к концу, и мы отправились дальше. Нас ждали Париж и Брюссель — культурная и официальная столицы Евросоюза
Все-таки мы очень отличаемся от Европы. Особенно наглядно это видно из иллюминатора самолета. Никаких девственных просторов нет и в помине — вся земля расчерчена разноцветными прямоугольниками полей, и даже леса выглядят очень пристойно. Конечно, когда едешь по дороге, видишь и сорняки, и безалаберные кусты, но это единичные вкрапления хаоса в очень упорядоченный сельскохозяйственный мир.
Париж начался прямо в аэропорту им. Шарля де Голля — удивительным запахом. Я до сих пор не могу понять, откуда вечером в мегаполисе так необыкновенно пахло то ли розами, то ли акацией! Никаких клумб или скверов поблизости не было, но это факт: на автобусной остановке стоял аромат цветов.
А вот автобусная поездка стала неприятным напоминанием одновременно и о «зверином оскале капитализма», и о «социалистическом наследии». Мы прилетели поздно, понять, как добраться до железнодорожного аэроэкспресса, не смогли, поэтому пошли на автобус. Расписание говорило, что, похоже, этот автобус последний, поэтому народу было много. Очень много. Люди с чемоданами запихивались в переполненный салон под бодрые вопли водителя, просившего всех потесниться и пройти подальше. Билеты, кстати, продавал тоже он. И, видимо, его зарплата напрямую зависит от количества проданных билетов. Подозрения на этот счет у нас появились после того, как примерно минут через десять после начала поездки нас обогнал такой же, но практически пустой автобус. Этот десяток пассажиров в огромном шаттле стоил нашему водителю нескольких неприятных минут объяснений: многие хотели пересесть. Но деньги не возвращаются, а чужие билеты не действуют в других автобусах. Да и график ломать нельзя. Поэтому мы ехали, не отрывая взгляда от экрана, на котором высвечивался наш маршрут до площади Опера. На преодоление тридцати километров ушло около часа — даже в 11 часов вечера на въезде в Париж машин очень много, поэтому все едут очень медленно.
Но любая дорога так или иначе заканчивается. Закончилась и эта. Метрополитен никаких неудобств не доставил, поэтому вскоре мы оказались возле своей квартиры на Рю дю Понт Неф.
С квартирой нам повезло. За относительно небольшие деньги, 365 евро, мы на целых 3 дня получили однокомнатную квартиру со всеми удобствами в историческом центре Парижа, практически в тени Нотр Дама. Это очень дешево.
На следующий день мы отправились обозревать окрестности. Буквально в 50 метрах от нашего дома Рю дю Понт Неф пересекается с легендарной Риволи. На месте пересечения стоит один из корпусов знаменитого торгового центра Самаритен. Еще метров через 200 находится самый старый из сохранившихся мостов Парижа — Новый. Наша улица, кстати, названа именно в честь него. Начал строить его король Генрих III, а закончил Генрих IV, обладавший, похоже, отменным чувством юмора: мост украшен карикатурно гримасничающими масками, моделями для которых, по слухам, послужили министры и друзья короля. Этот мост ведет на остров Сите, где находятся и Нотр Дам, и Дворец юстиции, и Сент-Шапель. Консъержери, между прочим, в этот момент находился на реконструкции, поэтому был обнесен сплошными деревянными лесами и затянут защитным полотном с рекламой второго айпада во всю высоту здания — сюрреалистическое зрелище.
Но перед тем как отправиться бродить по острову, мы решили наконец-то прокатиться на речном экскурсионном трамвайчике по Сене.
Трамвайчик очень мило прокатил нас мимо почти всех культовых достопримечательностей и под всеми знаменитыми мостами города. Между прочим, мосты снизу оказались очень скучными и даже некрасивыми — уличные художники до них не добрались, а проектировщики и строители в свое время не озаботились.
Единственным недостатком речной прогулки для иностранных туристов было то, что гид вел экскурсию на французском — ну да каждый пассажир получил буклетик с кратким описанием всего, мимо чего он проплывает.
Одно из самых сильных впечатлений — роскошный мост Александра III. Он был построен в 1896 году в память о заключении франко-русского соглашения и носит имя российского самодержца. Камень в основание моста собственноручно заложил Александр III. В 1900 году на открытии моста присутствовал его сын — Николай II. Чего только на нем нет! Тут и позолоченные колонны в стиле «ар нуво» с бронзовыми светильниками, херувимами, купидонами, нимфами и крылатыми конями, и нимфы, и духи воды, и морские чудовища, и аллегорические скульптуры Науки, Искусства, Торговли и Промышленности, символические фигуры Сены и Невы! Богато, и, как ни удивительно, гармонично.
Вдоль обоих берегов Сены практически вплотную друг к другу стоят жилые баржи разной степени крутости. Некоторые из них очень ухоженные, построенные по индивидуальному проекту, с настоящими садиками на палубах и принайтованными раритетными автомобилями, а некоторые явно коммунальные, с бельем на веревках и облезшей краской. Кстати, по слухам, именно тут живут Жерар Депардье и Ален Делон. Но нам их увидеть не удалось, даже их плавучие дома мы не опознали. Хотя на одной из барж очень солидная компания приятно проводила время за большим столом.
Кстати, желающие получить два удовольствия вместо одного могут не просто потаращиться на берега Сены, а еще и пообедать — практичные парижане предлагают экскурсии и на плавучих ресторанах.
После речного трамвайчика мы отправились посмотреть те два места на острове Сите, до которых не добрались в прошлый раз, — Сент Шапель и Нотр Дам.
Сент Шапель — Святая капелла — одно из старейших строений Парижа. Находится на территории дворца-тюрьмы Консьержери.
Вот именно тут, на втором этаже капеллы, предназначенном для королевской семьи, становится понятно, отчего людей в такой восторг приводят витражи. Тут они фантастические — огромные и многоцветные. Они занимают почти всю площадь стен, и в солнечный день внутри капеллы стоят необыкновенные разноцветные сумерки. Как уверяют историки, почти 2/3 витражей — подлинные, относящиеся к XIII веку, и самые старые в Париже.
Сент Шапель прячется за другими зданиями — Консьержери и Дворцом правосудия. А Нотр Дам стоит отдельно от всех. Мы его увидели залитым ослепительным солнцем и окруженным сонмищем туристов! Пришлось ограничиться только внешним осмотром — очереди внутрь были огромными, выстоять на солнцепеке как минимум час нам не представлялось возможным. Но и того, что мы увидели снаружи, вполне достаточно для душевного трепета и восхищения. Великолепен и подавляющ!
Ну и, конечно, кафе и рестораны Парижа — это отдельная история, которая для каждого оказывается своей. Бесподобный шоколадный мусс в кафе под домом, необыкновенная говядина по-бургундски, официант, похожий на эльфа, забывчивый и ничуть от этого не смущающийся.
И конечно — сыры, вино, багет и круассан. И неожиданно не работающие в воскресенье продуктовые магазины, отсутствие огурцов и зелени.
Меня очень удивляет, как в странах типа Франции, Испании, Греции или Италии с их кулинарными традициями умудряются выживать сетевые заведения типа Макдональдса или Старбакса, но — очевидное —невероятное! — они, похоже, везде вполне прекрасно себя чувствуют. Правда, нужно сказать, что некоторым подобным заведениям приходится идти немножко против общих тенденций: например, разрешать курение внутри помещений.
Больше всего мне понравилась прогулка поздно вечером по набережной Сены. Хотя одним из неофициальных титулов Парижа является звание столицы веселья и праздника, после 10 вечера его улицы пустеют. Прохожих почти нет, машин тоже становится все меньше и меньше. Даже в кафе и ресторанах народу немного. А фонари создают городу новую атмосферу. Поэтому гулять становится очень интересно.
Именно в эту поездку я поняла, что такое «воздух Парижа». Это не запах, не звук и не цвет. Это ощущение независимости и легкого безразличия. Никто никому ничего не должен, а жить нужно здесь и сейчас. Это, наверное, самый ценный подарок, который я получила от этого города.