Печать PDF

Невидимая миру угроза


Отчего теща померла? Да грибков поела!


Итак, продолжаю свое черное дело: запугиваю любителей поесть, с целью вызвать у них стойкое отсутствие аппетита и стремительное похудение (вплоть до дистрофии). По ходу дела мы уже выяснили, что большинство продуктов питания (из тех, что нам предлагает ласковая и услужливая торговля) — совсем не то, за что их выдают (или — еще хуже — продают). Короче, зачастую мы не знаем, что едим!

А порой и знаем, только от этого не легче…

Кое-что о кознях Нечистого
Немного истории, господа! Дико слышать, но факт: средневековые ведьмы, уничтожением которых так прославилась инквизиция, сами давали повод заподозрить себя в связях с дьяволом. Правда, невольно. Дело в том, что настоящим бедствием для тогдашнего сельского хозяйства была зараженность основной зерновой культуры — ржи — грибком «спорынья». В больших количествах спорынья — яд, в малых — галлюциноген. Галлюцинация — это извращенный сон, в самых странных формах воспроизводящий реальность. А какая реальность окружала глубоко, до истерики религиозных женщин? В ней все было пропитано мыслями о Боге и дьяволе и кознях его! Несчастные женщины, отравленные обычным хлебом, всерьез полагали, что общались с Владыкой тьмы…

Времена, конечно, изменились, а вот ядовитые грибки — нет. Сейчас нам известно около 350 их видов, паразитирующих на продуктах питания, и минимум двадцать из них  — болезнетворные. К счастью, употребивших в пищу микотоксины уже не сжигают заживо, но, по оценкам Комитета ООН по продовольствию, грибки заражают до 25 процентов мирового урожая, принося убытки в 30 млрд долларов в год. Из них в России — до полутора миллиардов рублей. Это не потому, что мы производим мало продуктов, а потому, что у нас нет систематического контроля за наличием микотоксинов в пище.

А зря, ибо эта гадость коварна и сразу не действует: она годами незаметно накапливается в организме, исподволь поражая печень, почки, легкие, сердце и сосуды, далее везде. Наши «зеленые» постарались объяснить народу, насколько опасны диоксины, пестициды и геномодифицированые продукты, но микотоксины в десятки раз опаснее.

Таящиеся в почве

Это только на первый взгляд кажется, что природа расточительна. Она просто не умеет считать единицами и озабочена сохранностью видов, а не особей. А потому все в природе взаимосвязано и пресловутые «пищевые цепочки» — не что иное, как расписание того, кто кого, в каком количестве и в какую очередь ест. Все это укладывалось в стройную взаимоувязанную систему, сбалансированную тысячелетиями.

plesenНо человек взорвал  гармонию: начал уничтожать живые организмы целыми отрядами и семействами, заменять одни виды растений другими, искусственно выведенными, а потому менее защищенными, изобрел сельскохозяйственную химию, не умеющую различать своего и чужого, — короче, действовал, как слон в посудной лавке, не задумываясь о последствиях.

И они не замедлили последовать! Природа ответила ударом на удар: многие виды организмов, особенно имеющие избыточную защиту (они словно предвидели появление человека), стали стремительно приспосабливаться к новым условиям. Сейчас несколько стран на Земле способно гарантированно уничтожить население целых континентов, но они все вместе не в состоянии справиться с современниками динозавров, тараканами. Или с микотоксинами («микос»  — грибы по-гречески)…
В нормальных условиях эти грибки охотно поедались бактериями почвы, но у них нашлись союзники  — пестициды и азотные удобрения, без которых немыслимо современное сельское хозяйство. В результате  бактерий стало меньше, а грибков больше. Мало того: под влиянием сельхозхимии они стали мутировать, делаясь все более ядовитыми и устойчивыми.

В прошлом веке живые микотоксины нашли в середине айсберга, оторвавшегося от ледяных полей Антарктиды, на космической станции «Союз» и в кратерах некоторых вулканов — иными словами, ни холодильник, ни сковородка от микотоксинов не спасает. Ах, да, забыл сказать, что все вы, господа читатели, их не раз видели: микотоксины  — это плесень. Правда, не все знают, что ее сотни видов и она становится видимой тогда, когда колония грибков разрастается до совсем уж больших размеров.

«Тихая охота» в магазине

Беда в том, что, лишившись естественного врага — почвенных бактерий, грибки ловко встроились в пищевые цепочки в качестве эстафетной палочки. Через зерно и фрукты они попадают в животных и птиц, а потом, через мясо, яйца и молоко, в человека, где и живут за наш счет. Нельзя сказать, что человечество с ними не борется: сейчас в мире действуют четыре глобальных программы по обнаружению микотоксинов и противодействию им. Но Россия ни в одной из них не участвует!
Но и сами мы справиться с ними не можем: анализы на зараженность грибками у нас проводятся далеко не всегда и не везде. Наибольшую точность дает жидкостный хроматограф, а он есть  не во всяком городе, даже если город — областной центр! К тому же некоторые виды микотоксинов научились существовать в межклеточном пространстве: снаружи продукт вполне свежий, а внутри  — поражен плесенью. Время от времени санэпидслужбы находят ядовитые грибки то в муке, то в мясе и птице, встречаются они и в пирогах с фруктами, в белом вине, в сухих супах, макаронах, консервах и т. д. и т. п.

Ну, что тут скажешь? Люди каждый день рискуют, переходя улицу или включая утюг, — и что?

И все же: если мы не в состоянии совсем исключить вероятность заражения ядовитыми грибками, то можем значительно ее уменьшить. А потому — несколько полезных советов.

1. Помните, что производственная термообработка, не уничтожает микотоксины, а потому любые продукты с плесенью или ее запахом лучше в пищу не употреблять. За исключением некоторых сортов сыра, разумеется, — в них плесень особая, безвредная.

2. Зерно, крупа и макаронные изделия, если они блеклые, загрязненные, с изменившимся цветом, скорее всего, заражены. Некоторые виды крупы можно прожарить — это убьет грибки.

3. Очень часто страдают от микотоксинов орехи. Если они имеют запах плесени или необычный вкус, лучше их не есть.

Особое внимание следует уделять хлебу — его грибок поражает очень быстро. Многие хозяйки просто обрезают заплесневелые корки, а остальное идет в пищу — этого делать нельзя! Плесень, которую мы видим, на самом деле — самые большие колонии микроорганизмов, и если они появились, значит, поражена вся буханка.

4. По той же причине нельзя употреблять в пищу подгнившие фрукты и овощи — микотоксины у них внутри, даже если они и не видны. Из плесневелых фруктов нельзя даже варить варенье. Кстати, о варенье: если оно испортилось сверху, значит, грибки проникли внутрь  — на 15 сантиметров как минимум.

5. Лук тоже страдает от микотоксинов, несмотря на свои бактерицидные свойства. Если на луковице есть плесень, то удалять надо не только шелуху, но и два-три слоя самого овоща — вполне вероятно, они тоже поражены.

6. Особо — для дачников и огородников: перепревший навоз угнетает развитие грибков в почве, а свежий, напротив, способствует их росту.

7. И еще: природные хищники, кошки и собаки, прекрасно чувствуют запах микотоксинов. Если ваша кошка отказывается есть что-то вполне съедобное на вид, не ешьте этого и вы.

8. Ну и, конечно, не покупайте продуктов, у которых закончился срок хранения. То, что на вид они вполне съедобны, еще ничего не значит.

Приятного аппетита!

Хиты: 6901
 
© «Тридевятый регион» 2004 — 2024
Рейтинг@Mail.ru