Печать PDF

На круги своя?


«Иной скажет: это новое, а оно уже было под солнцем» /Кохелет/


Вспомнилась мне одна история, весьма характерная для недавних времен перестройки. В некотором (не будем указывать пальцем - каком) российском городе (как, впрочем, и в других российских городах) в порядке борьбы с пьянством и алкоголизмом с немалым шумом было организовано общество трезвости. Схема создания подобных общественно-государственных структур в советское время была уже хорошо отработана и использовалась не раз: во главе общества - кто-то из известных и уважаемых граждан, его первый зам ?- партийный функционер или лицо близкое к соответствующим компетентным органам, далее - снова уважаемые граждане вперемешку с чиновниками. Решал, разумеется, первый зам, он же распоряжался кредитами, остальным, как правило, оставалась роль массовки. Ничего нового: именно так строилась система партийных органов в национальных областях и республиках СССР, когда первый секретарь обкома или ЦК представлял титульное население, а второй секретарь всегда был русским.

В случае, о котором идет речь, у председателя общества трезвости зама было два: один - тот, который все решает, а второй, мой очень хороший знакомый, чисто для представительства. Чем уж конкретно занимались эти общества по всей стране, теперь и не вспомнишь. Мой знакомый, во всяком случае, пару раз присутствовал на торжественных собраниях, посвященных успехам в борьбе с зеленым змием - и все. Но тишь да гладь длилась недолго: однажды ему позвонили из обкома КПСС и сообщили, что «есть мнение»...

Тем, кто уже забыл эту знаменитую партформулировку, могу напомнить, что «есть мнение» означало «мы тут подумали и решили». Короче, моему знакомому предложили возглавить то самое общество, вторым замом председателя коего он числился. Это было неожиданно и неправильно, так кадровые вопросы в советское время не решались, но, как вскоре стало известно, к сему были веские основания. Дело в том, что после отчетной конференции, где были торжественно отмечены немалые успехи организации в борьбе с пьянством, глава общества трезвости и его первый зам отправились в ресторан, где в честь прошедшего мероприятия откровенно надрались и устроили пьяный дебош с битьем посуды и некстати подвернувшихся морд. Времена были гласные, какая-никакая общественность уже появилась, историю замять не удалось - и парторганам пришлось действовать в пожарном порядке.bomzh

Можно бы считать эту историю очередным анекдотом горбачевского времени, на которые так богата эпоха перестройки, если бы не возникшее у меня недавно дежавю: чем-то знакомым повеяло от последних новостей - наш губернатор предложил создать общефедеральное общество трезвости, извините, общефедеральный клуб трезвенников...

Страшно далеки они от народа
Партия сказала: «Надо», комсомол ответил: «Есть»! Если в Москве в очередной раз решено выйти на бой с зеленым змием, то на местах надо как-то реагировать. Как? Это уже на усмотрение - но желательно так, чтобы старания местных администраций были видны из столицы. Наши, например, чиновники подошли к делу творчески: решили начать с себя и наотрез отказаться от употребления алкоголя во время официальных мероприятий (то есть в рабочее время? Хорошие же у них до этого были нравы).

Ну, а что? Люди все известные, заметные. Правда, чиновники и городская элита - это не та категория граждан, которая особо сильно страдает от алкоголизма и наркомании, но надо же с кого-то начинать! Пусть народ смотрит на руководителей и проникается: праздник ведь, а они морковный сок минеральной водой запивают! Ну, как и нам, простым людям, попробовать кружку кваса на троих раздавить? То-то жены обрадуются!

Шутка, конечно, потому что идея на самом деле хорошая, но чреватая последствиями: ведь для того чтобы благой пример был воспринят, его желательно наблюдать воочию! А у нас официальные мероприятия, приемы всякие и модные нынче презентации не на площадях происходят и ходоков из городских низов на них не приглашают. Как-то сомнительно, что простые люди должным образом воспримут официальное сообщение в СМИ о том, например, что в обладминистрации состоялся прием для иностранных консулов, работающих на территории региона, где были обсуждены вопросы, имеющие взаимный интерес, и выпиты два литра апельсинового сока, а коньяк не подавался. Боюсь, не поверят калининградцы: не такие уже нынче газеты и телевидение, как раньше, когда им доверяли безоговорочно!

По уму, так на каждое такое безалкогольное мероприятие придется водить экскурсии. И тогда сразу возникнут чисто организационные проблемы: например, всех желающих пускать или нет? Если всех, то это сколько же времени те официальные мероприятия длиться будут? А если не всех, то по какому принципу отбирать? По одному человеку от улицы, чтобы он потом рассказал остальным? Вроде бы логично, но темных мест при этом появляется немерено: избирать или назначать ходоков-свидетелей? Если назначать, то кто это будет делать? Если избирать, то как? Открытым голосованием или закрытым, на каждое мероприятие избирать или сразу на четыре года?

Сплошная головная боль, короче! Но необходимая, иначе пример до народа не дойдет и бедная наша элита будет минералкой давиться зазря. Или того хуже - народ подумает: «Знаем мы, как вы там не пьете» и назло выпьет, как это и происходило в горбачевскую пору. Впрочем, из Москвы эти местные сложности заметят вряд ли, зато красоту калининградской идеи наверняка оценят.

Тащить и не пущать
Болезнь можно лечить по-разному... Если всерьез, то дело это долгое и не всегда очевидное. Если же косметически - сбивая температуру и убирая внешние проявления заболевания, то больной умрет с виду вполне здоровым: Бог дал, Бог взял! Применительно к борьбе с пьянством эту разницу в столице понимают - президент не раз говорил, что одними запретами ничего добиться нельзя. Сифилис невозможно вылечить пластикой носа, а раздавать алкоголь по карточкам уже пробовали ?- многие еще помнят, что из этого получилось.

Тогда, впервые с окончания гражданской войны, стало очевидно, что у нас не один центр силы - всеподавляющее государство, а два! Народ обошелся без баррикад и взятия Зимнего, но трехлитровые бутыли с брагой и надетой на горлышко резиновой перчаткой, красовавшиеся на многих подоконниках (эта композиция называлась «Привет Горбачеву»), стали символом сопротивления Его Величества народа - внешне несколько дурашливого и несерьезного, но неколебимого и в конце концов победившего.

О причинах этого феномена писали и рассуждали много, но реже всего упоминалось о том, что джинна из бутылки выпустил сам автор антиалкогольной кампании, Михаил Горбачев, - он таки заставил народ поверить в права человека и демократию, напрямую предполагавшие право каждого самому решать, пить ему или не пить, а если пить, то где, когда и сколько. И попытка государства снова выступить в роли Большого Брата, решающего за малых и неразумных, как им жить, провалилась: силы у него уже были не те, да и младший братец подрос.

Нынешнее государство еще слабее, но чиновник остается чиновником: его работу оценивают по ежегодному результату, а если оный результат ожидается лет через десять, то можно считать, что чиновник вообще не работал. Глупо ожидать, что традиции, сложившиеся за последние две тысячи лет (помните, «Веселие Руси есть пити, не можем без того быти»?) можно вытравить из сознания нации единовременным указом или постановлением, но администраторам-то что прикажете делать? Им же отчитываться надо! Вот и перестают они с горя пить...

Хиты: 5316
 
© «Тридевятый регион» 2004 — 2024
Рейтинг@Mail.ru