Печать PDF

uzlovaya-politika-frunze-naУзловая политика


Пятьсот миллионов рублей — именно в такую сумму калининградские власти оценивают создание нового транспортного узла, включающего несколько крупных городских магистралей


Заманчивыми планами после оперативного совещания во вторник поделился председатель комитета архитектуры и строительства Артур Крупин. Тем не менее никаких глобальных перемен чиновник в виду не имел — на самом деле речь шла о капитальном ремонте четырех улиц: 9 апреля, Фрунзе, Литовского вала и Московского проспекта (от Литовского вала и вплоть до черты города). Таким образом, по мнению калининградских властей, в Калининграде появится единый транспортный узел, и транспортная схема в этом районе будет интенсивно функционировать. Впрочем, ожидать начала работ со дня на день не приходится: стоить это будет баснословно дорого, и городская и областная казна справиться с подобной нагрузкой самостоятельно не смогут, так что остается ждать помощи из «большой России».

То, что перечисленные чиновником улицы попали в привилегированный список рекомендованных к капитальному ремонту, неудивительно: многочисленные транспортные проблемы во главе с достигшими неприличных размеров пробками в этом районе фиксируются уже не первый год. Особенно заметно это стало после открытия второй линии эстакады: автомобили, ласточками пролетающие по новому мосту, попадают в своеобразное бутылочное горлышко, образованное пересечением сразу нескольких улиц в районе Дома быта и общей узостью и малопроходимостью улицы Фрунзе. В результате все бонусное время, выигранное на эстакаде, начало просто-напросто теряться в плотном автомобильном потоке, стремящемся к площади Василевского.

Власть имущие проблему осознали давно: ремонтные работы, призванные если не вылечить болезнь, то несколько ослабить симптомы, городские власти запланировали в прошлом году и даже сформировали рабочую документацию, но зеленый свет дать им не смогли, так как не нашли софинансирования. При этом еще в 2012 году министр развития инфраструктуры Калининградской области Александр Рольбинов обещал превратить 9 апреля в полноценную четырехполосную дорогу стоимостью аж 385 млн рублей с выходом к площади Василевского и улице Невского. Ну, а в итоге на ум приходят бессмертные строки из басни Крылова о Лебеде, Раке и Щуке, причем в данном случае божьи твари готовы тащить воз в одну сторону — лишь бы заплатили, а вот с этим-то как раз и проблема.

Тут нелишним будет вспомнить, что принятый прошедшей зимой бюджет региона на 2014 год вышел крайне депрессивным и, в частности, фактически не предусматривает денег на капитальный ремонт дорог — и это при том, что в реконструкции нуждаются около 60 калининградских магистралей. По мнению калининградского главы Александра Ярошука, в нехватке бюджетных средств на ремонт дорог виноваты сами жители города, а именно — работодатели, выплачивающие своим сотрудникам «серые» зарплаты.

Точка зрения, прямо скажем, своеобразная. Сам мэр не отрицает, что для нормального проведения чемпионата мира по футболу в 2018-м городу жизненно необходимо запланировать новые и реставрировать старые дороги. Стоит отметить, что в нынешнем году на текущее содержание уличной сети было выделено порядка 200 млн рублей — честно говоря, не разгуляешься.

Тем не менее отсутствие средств не мешает народным избранникам строить грандиозные планы по реконструкции той или иной улицы. Один из самых интересных, но и дорогостоящих проектов имеет непосредственное отношение к Литовскому валу: прошлым летом главный архитектор города Вячеслав Генне объявил о том, что участок Литовского вала от Музея янтаря до Закхаймских ворот будет превращен в масштабный туристический объект. Мол, пропадает интересная ландшафтная территория, нужным образом не используется. Довольно оперативно был разработан соответствующий проект.

uzlovaya-politika-tramvayВосемьдесят гектаров территории, прилегающих к Литовскому валу, были разделены на зоны, каждая из которых, по замыслу разработчиков, будет нести в себе определенную, полезную для города, функцию. Большую часть, по задумке авторов документа, займет возрожденный «зеленый пояс» Шнайдера — обширный парк с дорожками для прогулок, беседками и прочими пасторальными прелестями.

«Первой ласточкой» грядущих перемен должна была стать реконструкция проезжей части, которую предполагается расширить и модернизировать. В частности, прозвучало предложение организовать вокруг Королевских ворот круговое движение и пустить по всему маршруту велосипедные дорожки. Дело дошло даже до общественного скандала: для того чтобы расширить Литовский вал на одну полосу, городские власти решили взять да снести старое немецкое здание, стоящее на перекрестке с Московским проспектом.

Идея сносить старые немецкие здания некоторым жителям города крайне не понравилась — да так, что участники Калининградского клуба краеведов написали письмо на имя мэра и губернатора с просьбой сохранить дом. На крик души откликнулся глава региона Николай Цуканов, пообещавший, что здание сносить не будут ни в коем случае. Однако победа прогрессивного меньшинства оказалась пирровой: о перспективном проекте реконструкции Литовского вала уже давно ничего не слышно. Судя по всему, благие намерения уткнулись в ту же проблему отсутствующего финансирования.
Кстати, о Московском проспекте: решение проводить капитальный ремонт его отрезка от Литовского вала в сторону мотеля «Балтика» выглядит несколько обескураживающе. Прежде всего — именно на этом участке концентрируется значительная часть калининградского трафика, так что любые ремонтные работы превратят проспект в филиал ада.
Несмотря на это, городские власти идею реконструкции этой части магистрали вынашивают достаточно давно. В прошлом месяце даже прозвучало предложение продлить трамвайный маршрут до конца Московского проспекта, чтобы связать центр Калининграда с быстро развивающимся микрорайоном «Восток», жители которого неоднократно жаловались на нехватку общественного транспорта. Глава городского хозяйства Сергей Мельников считает такой вариант (впихнуть между уже имеющимися полосами движения еще и рельсы) вполне приемлемым, тем более что реконструкция Московского будет проводиться в любом случае. Со стороны же кажется, что логичнее было бы сосредоточить усилия в зоне, близкой к острову Октябрьскому, где прямо сейчас идет подготовка к строительству нового стадиона. В конце концов, именно в этом районе есть сразу три моста, так или иначе пересекающихся с магистралью.

Кроме того, не стоит забывать про эстакаду «Восточная», проект которой в данный момент доводят до ума специалисты НПО «Мостовик». Огромное дорожное полотно, по первоначальной задумке авторов идеи, протянется от улицы Молодой гвардии через Московский проспект до улицы Муромской. Основной задачей новой магистрали станет соединить остров, где будут проходить игры чемпионат мира по футболу, с остальной частью города, а заодно и несколько разгрузить напряженный трафик. Стоимость этой «малышки», по предварительным расчетам, сопоставима со стоимостью стадиона и составит порядка 12 млрд. На фоне подобных цифр 500 млн на реконструкцию четырех улиц кажутся жалкими — но взять их все равно неоткуда.

uzlovaya-politika-litovskyНе стоит забывать и про то, что в Калининграде до сих пор не принята концепция дорожно-транспортного развития города — а без нее любые ремонтно-восстановительные работы во многом теряют смысл. Напомним, что уже существующий проект новой транспортной схемы находится в разработке с 2011 года, и за это время успел несколько раз серьезно поменяться. Белорусские специалисты, взявшие на себя эту нелегкую задачу, много раз встречались с представителями региональной власти и калининградской общественности, но общего языка так и не нашли. Осенью 2012 года Николай Цуканов пригласил две экспертные группы из Европы — для оценки уже имеющихся наработок, которые вкратце обозначили те направления, по которым должен развиваться калининградский транспорт. В частности — было предложено сделать упор на возрождение и дальнейшее развитие трамвайной сети, полностью изменить систему организации общественных остановок, разгрузить центр города от постоянных пробок.

В свою очередь глава Калининграда Александр Ярошук выступил с инициативой организовать выделенные полосы для автобусов и троллейбусов, чтобы городской транспорт мог ходить не только регулярно, но и строго по расписанию. И все равно предложенные варианты перестройки транспортной схемы Калининграда пока что остаются всего лишь теорией. Кем и когда она все-таки будет закончена, когда начнется реконструкция транспортного узла вокруг площади Василевского, что вообще будет твориться на улицах города через несколько лет — тайны, тайны, сплошные тайны, покрытые мраком.

Хиты: 5587
 
© «Тридевятый регион» 2004 — 2024
Рейтинг@Mail.ru