Печать PDF

«Она была белой!»

«В России потребительские цены в январе выросли на 0,6 процента, в странах Европейского Союза снизились в среднем на 0,9 процента — об этом свидетельствуют данные Росстата», — пишет newkaliningrad.ru.  По сравнению с январем прошлого года потребительские цены в Евросоюзе выросли на 0,9 процента, в Российской Федерации — на 6,1 процента.
Стоимость продуктов питания в РФ по сравнению с январем 2014-го увеличилась на 1,0 процента (в среднем по странам Европейского Союза — на 0,5 процента); а с январем 2013-го — на 5,8 процента (в среднем по ЕС — на 1,3 процента).
Наши комментаторы предложат вам свою трактовку этих цифр (которые, на наш взгляд, сами по себе впечатляют), но сейчас мы хотим сказать о другом.  Это — данные за январь, когда на Украине было еще сравнительно спокойно (ну, никуда не уйти от упоминания Незалэжной!).  Еще не стреляли на Майдане, не сбегал Виктор Янукович, не принимали решение ввести российские войска в Крым, рубль не срывался почти в пике... А если учесть, что уже в это воскресенье состоится крымский референдум (результат которого, по мнению многих экспертов, вполне предсказуем) — и, значит, не исключено, что в понедельник Евросоюз таки обрушит на Россию не последнюю порцию санкций,  вышеприведенные цифры могут стать еще более выразительными. Извините, конечно, за банальность, но все познается в сравнении.
Как в анекдоте: «Жизнь — она как зебра…» — «Знаю. Помнишь, я говорил, что у меня наступила черная полоса?» — «Помню». — «Так вот: она была белой!»

Левая колонка

ruzmetov_kprfСергей РУЗМЕТОВ, кандидат юридических наук, доцент, КПРФ

К сожалению, сегодня потребительские цены в России, как пешки в шахматах, назад не ходят. Даже если вся цепочка производителей снижает их, торговля забирает маржу себе, но цены не опускает. Безусловно, Росстат может сколько угодно заниматься статистическими приписками, занижать реальную инфляцию и приукрашивать объективно ухудшающуюся на глазах действительность, но реальное положение с уровнем жизни подавляющей части населения России, не встроившейся в паразитическую модель «экономики трубы»,  только ухудшится. Большинство субъектов Федерации у нас — дотационные, и их число постоянно растет. Российский бюджет ориентирован, если пользоваться выражением М. Тэтчер, на то, чтобы давать рыбу, а не удочки. Удочек в России все меньше — откуда же браться большему количеству рыбы?
Российские экономисты считают, что на 80–85 процентов инфляция в России обусловлена ценовым произволом естественных монополий,  коррупционными поборами, высокими административными барьерами, безудержным ростом цен на ГСМ, высокой степенью монополизированности торговли, устаревшими производственными и управленческими технологиями, аварийным состоянием базовой инфраструктуры и непозволительно дорогими кредитными ресурсами.
КПРФ выступает против деиндустриализации, дезинтеграции, долларизации, офшоризации и структурно-технологической деградации народного хозяйства, которые не позволяют стране вырваться из состояния «сырьевой колонии», вечного должника, финансового резервуара и рынка сбыта для международных корпораций.

Справедливая колонка

masyanovaНаталья МАСЯНОВА, секретарь бюро регионального отделения партии «Справедливая Россия»

Сравнивать рост цен на потребительские товары и продукты питания в России и странах ЕС было бы не совсем корректно. Дело в том, что у нас и у Европы совершенно разная экономика. На Западе она базируется на производстве, следовательно, не может не быть конкурентной. Российская экономика основана на добыче и экспорте полезных ископаемых, конкретно — нефти и газа. Поэтому у нее несколько иные принципы функционирования.
В данном случае опережающий рост потребительских цен в России демонстрирует то, что нашим властям так и не удалось провести модернизацию экономики и слезть с нефтяной иглы. В значительной степени это связано с тем, что на основе энергетических монополий сформировался российский правящий класс, и сейчас он не хочет менять структуру экономики, так как она обеспечивает его безраздельное господство.
За него мы и расплачиваемся ростом цен на продукты, потребительские товары, услуги. В связи с падением курса рубля и скачком цен на импортное продовольствие все чаще слышны разговоры о том, что мы сможем в полной мере обеспечить себя продуктами питания. Теоретически это возможно, но на практике труднодостижимо, так как современное отечественное сельхозпроизводство — это рудимент, оставшийся от советского агрокомплекса. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на поля, зарастающие лесом.
Впрочем, вопрос дефицита потребительских товаров и продовольствия (откуда и рост цен) можно решить довольно быстро. Для этого нашему народу просто не нужно мешать. А существующая коррупционная система только этим и занимается.

Патриотическая колонка

gan_1Евгений ГАН, КРО ПП «Патриоты России»

Росстат нас ничем не удивил. В нашей экономике дела всегда обстоят вопреки логике развития. Экономический спад, снижение покупательской способности населения должно закономерно вести к снижению потребительских цен, что косвенно подтверждает ситуация в Европейском Союзе, особенно на Кипре, Испании, Мальте, да и в других государствах Европы (и не только).
Но Российская Федерация и наши олигархи, диктующие цены на потребительском рынке, имеют свое видение: из года в год, независимо от экономической ситуации и активной борьбы за снижение инфляции, наши цены растут и растут. О последнем их снижении могут помнить только те, кто родился и вырос в Советском Союзе. Молодое поколение этого знать не может, а на практике молодежь видит только постоянный рост стоимости всего и вся. И все бы ничего, если бы рост цен сопровождался таким же ростом зарплаты, пенсий, стипендий. Но этого, опять же — вопреки всякой логике, в нашей действительности не происходит.
Да и по количественному росту (в том числе — цен на продовольствие) мы впереди Финляндии, Чешской республики, Германии и Люксембурга. Остается себя успокаивать только тем, что рост цен в евро (на 4 процента) сопоставим с ростом цен в рублях (на 5,8 процента). Чего, к сожалению, нельзя сказать об условиях жизни простых граждан в ЕС и в России, которые вряд ли могут быть сопоставимы. Будем надеяться, что это понимают государственные мужи России — и направят все свои усилия на то, чтобы эта пропасть была ликвидирована.

Зеленая колонка

ivanov_zelenaya1Олег ИВАНОВ, председатель калининградского отделения межрегиональной общественной экологической организации «Зеленый фронт»

Как мне кажется, сравнение роста потребительских цен в Российской Федерации и Европейском Союзе некорректно. В России цены растут на фоне падения курса рубля и устойчиво прогрессирующей инфляции. В ЕС ситуация обратная: евро укрепляет свои позиции, а Европейский Союз испытывает на себе весь негатив дефляции. Конечно, такое сравнение будоражит потребителей, граждан. И в нем есть большая опасность. Потенциал опасности такого сравнения хорошо виден на примере Украины. Если вспомнить события недавнего прошлого и предпосылки «Евромайдана», можно сделать вывод, что организаторы творящегося сейчас на Украине безобразия четко спланировали управление «недовольством потребителей».
По сути — движущей силой «Евромайдана» стали мечты о доступности Европы со всеми ее прелестями: доступом к широкому рынку труда, свободному передвижению, низким ценам на потребительские товары. Однако обывательское представление о том, как там все замечательно и все хорошо, можно легко развеять на примере прибалтийских государств. Элементарно сравните уровень зарплат в соседней Литве или Польше с уровнем стоимости энергоносителей — и сразу же не захочется никакой Европы.
Конечно, стремительное падение рубля не могло не отразиться на разнице цен в Российской Федерации и Европейском Союзе. В пользу российских цен, конечно. Теперь товары из Европы (в рублевом выражении) стали для нас дороже и, как следствие, менее доступны. На мой взгляд, российские производители должны быть только рады такому повороту событий.

Правовая колонка

elaev_1Алексей ЕЛАЕВ, член совета Калининградского регионального отделения Ассоциации юристов России

Так как потребительские цены органами госстатистики считаются в рублях, то прокомментировать что-либо сложно, если не учитывать иные показатели. А они еще менее утешительные: реальные располагаемые денежные доходы населения (доходы, очищенные от обязательных платежей и взносов и скорректированные на индекс потребительских цен) в январе 2014 года, по данным Росстата, составляют 98,5 процентов от их величины в январе 2013-го. С учетом «принудительного» повышения в 2013 году доходов отдельных низкооплачиваемых категорий населения, а также индексирования пенсий, превышающего уровень роста потребительских цен, можно сделать неутешительный вывод: Россия вошла в перечень государств с ухудшающимся материальным положением граждан.
Эта тенденция последние годы свойственна европейским странам (где при неизменных или уменьшающихся зарплатах растут цены), а также тем государствам, граждане которых при высоком уровне потребительских ожиданий вынуждены конкурировать на глобальном рынке труда с рабочими с низкими потребительскими ожиданиями. Тем более что высокие потребительские ожидания населения России подогреты кредитами, взятыми на приобретение в целом ненужных товаров, мнимо повышающих соцстатус. А при увеличении долговой нагрузки и уменьшении располагаемых реальных доходов неизбежно сокращение затрат потребителя на приобретение товаров массового спроса, прежде всего — одежды, определенного продовольствия. И если не изменить структуру трат бюджета среднего потребителя, вырваться из этого заколдованного круга будет весьма проблематично.

Независимая колонка

obrazcov.jpegБорис ОБРАЗЦОВ, учредитель газеты «Тридевятый регион»

Нас ждет еще более стремительный рост цен на продукты питания в этом году. И причин тому две. Сыграет свою роль повышение курса евро (кстати, именно из Европы мы, калининградцы, получаем основной поток продуктов — если даже не готовых, то сырья и полуфабрикатов). Причем евро будет расти (точнее — будет стремительно падать рубль относительно всех мировых валют) из-за напряженности в отношениях с Европой и ситуации вокруг санкций против России за неспровоцированную агрессию в отношении соседнего государства.
Так что первый фактор повышения цен — это курс валюты. Второй — как всегда, усиливающаяся год от года коррупция. Уже сегодня, по мнению ведущих экспертов, в российских ценах до 25 процентов — это так называемый «коррупционный налог» (деньги, которые бизнес вынужден платить различным чиновникам — причем прямиком в карман). Как мы видим, борьба с коррупцией — это не более чем пиаровские шаги для выявления неугодных в системе власти. Пока свой — воруй и крышуй, откатывай и распиливай. Как только перестал быть своим — так сразу коррупционер. Так что в вертикально коррумпированном государстве и борьба с коррупцией — тоже коррупционное занятие.
Ну, и третий фактор повышения цен на все (и особенно у нас в области) — это резкое сокращение рынка. Уменьшается платежеспособный спрос, обороты предприятий и их прибыль превращаются в убыток. А убытки надо гасить — в том числе и вынужденно повышая розничные цены.
Так что ничего хорошего в 2014 году в плане цен нас, как и всю Россию, не ждет.

Хиты: 1977
 
© «Тридевятый регион» 2004 — 2024
Рейтинг@Mail.ru