Печать PDF

evakuirovanny-evakuatorЭвакуированный город


После двух лет споров, обсуждений и компромиссов наконец-то вступил в силу закон об эвакуаторах: на этой неделе областная служба по тарифам утвердила тариф на эвакуацию автомобилей в Калининграде

Таким образом, региональный центр стал вторым городом в Калининградской области, где существует подобная служба: еще этим летом эвакуировать неправильно припаркованные автомобили начали в Зеленоградске. Теперь увозить и хранить транспортные средства нерадивых автовладельцев будут и в Калининграде — соответствующий контракт был заключен с ООО «Городские специализированные стоянки» (компания, созданная в апреле 2013 года, оказалась единственной участницей конкурса).

Согласно документации, транспортировку автомобилей в Калининграде будут осуществлять пять эвакуаторов. Две штрафстоянки расположились на улицах Стрелецкой и Барнаульской. Перемещение туда машины (включая погрузку-разгрузку) в службе по тарифам оценили в 2 090 рублей. При этом если водитель успеет устранить нарушение еще до того, как увезут его «железного коня», погруженного на эвакуатор, то погрузка-разгрузка обойдется в 695 рублей. Первые сутки транспортное средство будет находиться на штрафстоянке бесплатно, а затем за своеобразное удовольствие пользования специализированной парковкой автолюбителям придется платить. Интересно, что первоначально «Городские специализированные стоянки» оценили размер штрафа в 3,5 тыс. рублей, однако в службе по тарифам сочли эту сумму экономически не обоснованной и поумерили аппетиты компании.

Впервые о необходимости регионального закона об эвакуации неправильно припаркованных автомобилей в облдуме заговорили еще в феврале 2012 года — и с самого начала эта инициатива нашла как сторонников, так и противников. Среди последних особо активную позицию занял депутат Витаутас Лопата, заявивший, что у областного МВД и без того хватает полномочий для осуществления подобных действий, так что никакого специального закона Калининграду не требуется. Тем не менее рабочая группа для его разработки была сформирована. Понять логику депутатов можно: за последние 20 лет количество автомобилей в городе многократно выросло, в отличие от парковочных мест, что привело к настоящему разгулу неправильной парковки (калининградские госавтоинспекторы оформляли по 6–7 протоколов в сутки). Учитывая, что оставленные в неположенном месте автомобили не только портят внешний облик города, но и создают пробки или даже потенциально опасные ситуации, депутаты выступили в поддержку закона. Ну, а дальше все, как водится, затянулось: власть имущие никак не могли найти общий язык.

В результате область нарушила федеральное законодательство, согласно которому с 1 июля 2012 года эвакуаторы должны были начать работу. Тем временем споры продолжались: в декабре того же года Витаутас Лопата еще раз призвал отказаться от принятия закона, мотивировав это тем, что введение эвакуации автомобилей лишь нанесет вред большинству калининградцев. Депутат выступил с инициативой не забирать машины, если они не мешают движению транспорта, что вызвало неоднозначную реакцию его коллег, заявивших о необходимости наведения порядка на дорогах.
Свою точку зрения на разрабатываемый закон тогда высказал и Сергей Мельников, выступивший за то, чтобы первые сутки хранения эвакуированной машины на штрафстоянке были бесплатными. При этом глава горхозяйства предположил, что штрафстоянки и парк эвакуаторов будут исключительно муниципальными, так как частные фирмы просто не заинтересованы в выполнении подобного рода услуг. В результате часть депутатов облдумы выступила за то, чтобы эвакуация проходила без привлечения частных компаний, в то время как другие высказались в поддержку местных предпринимателей. Неспособность депутатов к диалогу оказалась столь очевидной, что замглавы администрации Калининграда Александр Зуев предположил, что эвакуаторы и штрафстоянки появятся в облцентре не ранее 2015 года. В своем мрачном прогнозе чиновник ошибся, но ненамного.

Резонансный законопроект был окончательно принят во втором чтении лишь 28 февраля 2013 года, причем если представители правящей партии выступили в поддержку эвакуаторов, то оппозиционно настроенные депутаты оказались против появления «охотников на автомобилей». В частности, депутат от «Патриотов России» Михаил Чесалин предложил заменить эвакуацию на фиксацию нарушения с помощью специального прибора «Паркон», на основании данных которого выписывается постановление о штрафе, однако его инициатива не нашла поддержки у основной части депутатского корпуса. Говорят, что автомобиль, оснащенный подобной системой, имеется в распоряжении у регионального ГИБДД, вот только его использование невозможно без дорогостоящего программного обеспечения и специальной разметки на дорогах. Впрочем, в инспекции не исключают, что «Паркон» начнет регистрировать оставленные в неположенном месте автомобили уже в этом году.

Для принятия закона депутатам потребовался год — и еще столько уже ушло на то, чтобы он все-таки смог заработать. Прежде всего в городе решили убрать часть запрещающих остановку знаков, а в тех местах, где есть широкие тротуары, планируется разрешить на них парковаться — и все для того, чтобы дворы не оказались буквально забитыми автомобилями, чьи владельцы решили спасти их от штрафов. Впрочем, нерадивые водители подняли панику раньше времени: русский мужик, пусть даже и облеченный властью, запрягает долго. Например, первоначальная задумка использовать для эвакуации автомобилей казенное предприятие не встретила поддержки у облдумы — там посчитали, что это будет ограничивать конкурентную среду. Перед горадминистрацией была поставлена задача провести конкурс и все-таки найти организацию — и, естественно, процедура эта безбожно затянулась. Власти обещали начать эвакуацию автомобилей сначала в августе 2013 года, потом осенью, зимой… В результате конкурс объявили лишь к концу года. Его победителем и единственным участником и стали  «Городские специализированные стоянки». Еще несколько недель ушло на утверждение тарифов — и вот теперь, судя по всему, уже ничто не мешает эвакуаторам приступить к ежедневной восьмичасовой службе.

Сейчас, как и два года назад, у закона об эвакуации остается немало противников и сторонников. Аргументация последних понятна: есть нарушители правил парковки, их надо наказывать. Впрочем, с этим-то противники закона как раз согласны — их не устраивает сама процедура. В частности, из закона фактически выпала финансовая польза для города: служба по тарифам утвердила необходимую выручку компании «Городские специализированные стоянки» в размере 33 млн рублей на 2014 год; при этом чистая прибыль составит меньше 3 млн, остальное уйдет на аренду эвакуаторов и стоянок. Таким образом, калининградская казна от введения системы эвакуаторов фактически ничего не выиграет.

Возможно, что часть автовладельцев начнет более активно пользоваться общественным транспортом — но вряд ли это спасет «отца русской демократии». Опасаются скептики и того, что в городе развернется настоящая война за свободное пространство, так как оставлять своих «железных коней» на платных автостоянках нарушители явно не захотят, а во дворах и так уже давно нет места, поэтому вероятность превращения детских песочниц в импровизированные стоянки высока. Впрочем, даже ответственные водители не всегда имеют возможность поставить машину на автостоянку на законных основаниях: Калининград испытывает острый дефицит парковочных мест. Власти не первый год обещают решить эту проблему, однако дело ограничивается бесконечными обсуждениями.

Впрочем, оценить плюсы и минусы новой системы жители города смогут теперь на своей шкуре. Своеобразное «боевое крещение» для новых эвакуаторов состоится уже завтра, когда во время эстафеты Паралимпийского огня будет запрещена парковка автомобилей сразу на 12 центральных улицах Калининграда.

Хиты: 2406
 
© «Тридевятый регион» 2004 — 2024
Рейтинг@Mail.ru