Печать PDF

goodbye-tramvajГуд бай, трамвай!


Настоящее и будущее калининградского трамвая обсуждали в минувший вторник на ПП, 1. К сожалению, от былых радужных перспектив развития самого старого вида городского общественного транспорта не осталось и следа

В последнее время калининградские власти проявляют невиданную активность: на прошлой неделе глава города Александр Ярошук утвердил муниципальную программу развития улично-дорожной сети аж до 2021 года, а в горсовете вновь вспомнили о необходимости разработать комплексную схему развития пассажирского транспорта, о которой в стенах администрации говорят уже не первый год. Первой ласточкой грядущих перемен стала рабочая встреча при участии главы комитета городского хозяйства Сергея Мельникова и директора муниципального предприятия «Калининград-ГорТранс» Анатолия Мухомора.

Центральная тема встречи — перспективы развития городского электротранспорта, довольно туманные и не особо радостные, как выяснилось в ходе беседы. Так, никогда не отличавшийся особым оптимизмом по отношению к подведомственному ему предприятию Анатолий Евгеньевич решил не делать исключения и на этот раз и поведал собравшимся обо всех проблемах и горестях родного депо. Прежде всего — из-за износа техники и рельсового полотна содержание трамвайного хозяйства с каждым годом обходится городской казне все дороже и дороже. Пока что в планах у предприятия значится лишь ремонт наиболее изношенных участков, коих, впрочем, набралось немало. При этом стоимость капитального ремонта около 40 километров ныне действующих путей составит около 700 млн рублей — немалые даже по областным меркам деньги, не говоря уже о дефицитном городском бюджете. Учитывая, что годовое финансирование «Калининград-ГорТранса» редко превышает и седьмую часть этой суммы, картинка получается действительно не особенно веселой — причем настолько, что, по оценкам господина Мухомора, уже через пару лет будет проще прекратить движение трамваев, чем пытаться поддерживать медленно разваливающуюся систему. Впрочем, еще в прошлом апреле о том, что у города просто-напросто нет средств для развития электротранспорта, говорил глава отдела пассажирского транспорта Анатолий Кисиленко — и ситуация с тех пор, судя по всему, особо не поменялась.

С подвижным составом у «ГорТранса» дела обстоят ненамного лучше: возраст практически всех трамваев перевалил за 30 лет, а одним новым составом, купленным два с лишним года назад за бешеные 60 млн рублей, сыт, естественно, не будешь. По мнению директора «КалининградГорТранса», от окончательной катастрофы депо спасает лишь тот факт, что наши вагоны собирали не в России, а в Чехии, так как отечественные аналоги умудряются прогнивать уже через 10 лет. Но еще несколько лет беспощадной эксплуатации — и даже самый крепкий чешский состав уйдет на давно заслуженный отдых.

О том, как именно город собирается решать многочисленные проблемы трамвайной сети, найдутся ли в казне необходимые деньги на ремонт путей, будут ли приобретены новые составы — обо всем этом, как ни странно, на встрече почти не говорили, хотя и хвалили трамвай за экологичность, современность и историческую связь с городом. Единственной более-менее новой идеей стало предложение продлить трамвайный маршрут до конца Московского проспекта, чтобы связать центр Калининграда с быстро развивающимся микрорайоном «Восток», жители которого неоднократно жаловались на нехватку общественного транспорта. Возможность добраться до работы на трамвае наверняка придется по вкусу многим «москвичам», однако, помимо вполне объективной проблемы нехватки средств (а прокладка 1 км трамвайных путей, по некоторым данным, обойдется в 60 млн рублей — совсем как новый польский состав) реализации амбициозной идеи мешает банальная нехватка места: Московский проспект и без того каждый божий день забит под завязку, и впихнуть к уже имеющимся полосам движения еще и рельсы представляется задачей не из легких.

Тем не менее Сергей Мельников считает такой вариант вполне приемлемым, тем более что реконструкция Московского будет проводиться в любом случае. Впрочем, глава комитета городского хозяйства успел зарекомендовать себя скорее как противник, а не сторонник развития трамвая — в частности, он выступает за демонтаж трамвайных путей на проспекте Победы. Пока рельсы спасает медлительность городских властей: подобное решение можно будет принять лишь после утверждения комплексной схемы движения общественного транспорта, которой еще нет и в помине.

В качестве альтернативы традиционным трамваям, в среднем перевозящим порядка 11 тыс. человек в день, замглавы мэрии видит внутригородское железнодорожное сообщение. Предложения реализовать эту причудливую идею поступают от видных представителей местной власти с пугающей регулярностью, так что проект господина Мельникова ни для кого большим сюрпризом не стал. Сам он полон энтузиазма: согласно его задумке, запуск четырех станций (на улицах Киевской и Муромской, а также в Чкаловске и поселке Космодемьянского) позволит перевозить 8 тыс. человек — при условии, что поезда будут совершать 3–4 рейса утром и вечером. По словам Сергея Мельникова, соответствующая договоренность с железной дорогой уже есть, а стоимость эксплуатации новой сети составит 30 млн рублей, и работать она будет в три раза быстрее трамвайной.

Однако при всей внешней привлекательности проекта не стоит забывать, что уже имеющаяся железнодорожная внутригородская сеть крайне ограниченна и охватывает лишь несколько районов, а вопрос о ее расширении пока не стоит, ибо стоить это будет куда дороже трамвайных рельсов. Впрочем, недавнее появление электрички, курсирующей между Калининградом и Чкаловском, понравилось горожанам, так что чем черт не шутит — возможно, в облцентре и появится своя оригинальная версия метрополитена.

Какой вывод можно сделать из прошедшего совещания? Увы, самый неутешительный: калининградский трамвай, несмотря на все его достоинства и многолетнюю историю, вряд ли вернет себе прежний статус главного общественного транспорта. Особенно печально осознавать это после неутихающих много месяцев разговоров о светлом будущем трамвайной сети города. И губернатор, и мэр, рассуждая о проекте новой транспортной схемы (его разрабатывают уже не первый год, но все никак не закончат), каждый раз подчеркивали необходимость развития трамвая, тем более что иностранные специалисты, приглашенные для оценки уже имеющихся наработок, все как один высказались в поддержку экологичных и эргономичных вагонов. Тогда же возникло и несколько проектов создания новых трамвайных маршрутов — например, к месту проведения игр ЧМ-2018. Калининградцы, вдохновившись активностью «сверху», заговорили о том, что неплохо бы восстановить часть закрытых. Еще весной прошлого года в планах у горвластей, довольных тестовыми показателями купленной в Польше иностранной «лошадки», было приобретение трех десятков польских трамваев на общую сумму около 2 млрд рублей — правда, до покупки дело так и не дошло. Потом начались разговоры о том, что новые составы можно купить на Украине: мол, там и дешевле, и качеством они польскому аналогу не уступают. Но разговоры так и остались разговорами: денег не нашлось даже на один трамвай, который хотели купить, как говорится, «на пробу». Несколько удачнее дело складывается с приобретением новых современных троллейбусов, которые город покупает в Белоруссии — горадминистрация даже пообещала полностью обновить троллейбусный парк Калининграда в течение трех лет.

Новую комплексную схему гортранспорта еще только предстоит разработать, однако нынешние настроения городских властей большого оптимизма не внушают: эйфория от официального включения Калининграда в список городов — участников ЧМ-2018 прошла, и от обещаний в духе «Мы все устроим, мы все построим» политики потихоньку переходят к более привычной схеме — «Денег нет и не предвидится». Одной из первых жертв подобного подхода и стала светлая мечта многих горожан о том, как Калининград превратится в настоящий европейский город с современным, быстрым и эффективным транспортом. Тем временем завтра в Сочи стартует зимняя Олимпиада, стоимость которой составила более 50 млрд долларов и оказалась сопоставимой с бюджетами всех зимних Олимпиад предыдущих лет, вместе взятых. Калининграду остается надеяться, что следующая пиар-компания российского президента и его приближенных (а по-другому всю историю с Олимпиадой назвать не получается) позволит городу откусить маленький кусочек от большого пирога федерального бюджета — и тогда у городского трамвая появится шанс на выживание.

Хиты: 2147
 
© «Тридевятый регион» 2004 — 2024
Рейтинг@Mail.ru