Печать PDF

Украинский кризис и церковное право


Про происходящее сейчас на Украине не писал разве что ленивый: сложно предложить рассмотреть какую-либо новую проблему существующего в этом государстве кризиса власти

Единственная тема, которая еще не раскрыта до конца, — это участие в конфликте существующих на Украине религиозных организаций. Вообще для человека неподготовленного нынешнее положение дел малопонятно и может вызвать больше вопросов, чем ответов.

Начнем с того, что большая часть населения страны все-таки относит себя к православным. Естественно, это не означает, что люди регулярно исповедаются и причащаются, — таких, как и в России, не больше 5 процентов при самом оптимистическом прогнозе. А потому мало кто из рядовых прихожан вообще разбирается в разнообразных видах церковных конгрегаций, имеющихся в стране. Вроде как здание стоит, на нем купол, на куполе — крест с перекладиной, внутри иконостас и свечки ставят — значит, православная церковь. Если крест без перекладины и иконостаса с подсвечниками по углам нет, да и здание на костел похоже — значит, католическая. Если под гитару песни поют и что-то еще необычное вытворяют — на евангелистов похоже, туда ходить не надо: свечку поставить некуда, да и иконы не водятся. Примерно так и рассуждает рядовой обыватель, предпочитая посещать либо более эстетичные культовые здания, либо те, куда привык ходить с рождения, «по месту жительства», так сказать.

Влияние религиозных организаций на таких «иногда заходящих» наблюдателей является либо весьма сильным и принимаемым без критики («как батюшка сказал — так и сделаю»), либо, в отсутствие сколь-нибудь действующих санкций, может вовсе не наблюдаться. И действительно: сложно наложить канонический запрет на посещение храма человеком, который туда заходит пару раз в год, или, скажем, не причащать того, кто и без того ни разу не причащался. К тому же если запретили в одном месте — всегда можно найти другое, где разрешат, или же совсем перестать посещать церковь, при этом продолжая красить яйца на Пасху и считая себя православным.

В настоящее время на Украине действуют приходы разнообразных христианских религиозных организаций (их мы и рассмотрим, так как ощутимое влияние на души верующих ислама, иудаизма или, скажем, вудуизма в этой стране затметить сложно). Из православных крупнейшими являются две украинские церкви — Московского патриархата (патриарх Московский и Всея Руси Кирилл) и Киевского патриархата (патриарх Киевский и Всея Руси-Украины Филарет). Между собой они различаются тем, что киевский патриархат возник в начале 1990-х годов на базе тех приходов и епархий патриархата Московского, которые «ушли» вслед за проигравшим Алексию Второму выборы московского патриарха митрополитом Киевским Филаретом (Денисенко), недавно отметившим 85-летний юбилей. Одни автокефальные православные церкви на территории Украины признают только Московский патриархат, обряды остальных (скажем, Украинской автокефальной православной церкви, которая относит себя к Константинопольскому патриархату, и ряда других, более мелких, организаций) не признаются отправляемыми в соответствии с каноническим правом.

ukrainski-krizis-kupolУкраинские униаты, как это ни странно, к православным и вовсе никак не относятся: вопреки «схожести до степени смешения» их обрядов с обрядами православной церкви, использованию старославянского языка в качестве богослужебного, наличию иконостаса и прочего убранства в церкви, они являются католиками и замыкаются непосредственно на Римского папу через назначаемых им епископов, как и все католические организации по всему миру. Вряд ли каждый конкретный современный верующий разбирается в различиях между униатами и православными, особенно с учетом того, что в униатство переходили многие православные священники, продолжавшие выполнять свои функции в ранее занимавшихся ими храмах, потому для «обычных» верующих внешне мало что изменилось.

Получилось, что на территории современной Украины сложилась парадоксальная ситуация с отсутствием единого религиозного центра, авторитет которого был бы незыблемым для всех верующих, привыкших исполнять православные обряды. Кроме билингвизма, на Украине за последние двадцать лет сформировались несколько центров принятия религиозных решений, равноприближенных как к верующим (все они контролируют то или иное число приходов и считают, что сохранили апостольское преемство рукоположения епископов и священников), так и к властям Украины. Например, митрополит УПЦ МП Владимир, по сути являющийся высшим должностным лицом Московского патриархата на Украине, и патриарх УПЦ КП Филарет «от греха подальше» награждены одними и теми же украинскими орденами, в их отношении соблюдаются примерно одинаковые нормы государственного протокола.

И если смотреть по географическому принципу, то в тех областях, где преобладают носители украинского языка как языка внутрисемейного общения, наблюдается большее число приверженцев униатов и Украинской православной церкви Киевского патриархата. Это связано как с олицетворением себя с «национальной» церковью самими верующими, так и со старанием чиновников перевести приходы во владение УПЦ КП, поскольку считается, что гораздо спокойнее, когда та или иная организация имеет свой центр на территории страны, а не за границей (почему под заграницей обычно понимается Россия, а не, скажем, Ватикан, являющийся центром для униатов, понятно не до конца, но это уже неважно). Соответственно — и руководство этих организаций больше будет поддерживать именно национальные движения как гарантию своего нахождения «в русле» государственной политики.

Но, опять же, система приходов носит все же исторически (если последние 20 лет можно считать историей) сложившийся характер, а потому может быть и изменена при изменении отношения тех или иных священников к своему руководству и перспективе построения карьеры. Но, к сожалению, только одним путем — выходом из Московского патриархата и перехода в Киевский или иные «национальные» епархии. Так как Русская православная церковь и остальные мировые автокефальные церкви не признают  существования церквей неканонических, то, соответственно, отрицают и творимые в них таинства, включая рукоположение священников. Будет ли этот вопрос решаться как с «обновленцами» в сороковые годы, то есть через покаяние, или каким-либо иным способом, сказать сложно, но чем больше проходит времени — тем меньше остается в неканонических епархиях священнослужителей, рукоположенных до 1990 годов. Что будет после смерти Киевского патриарха Филарета (Денисенко): дальнейшие расколы и дробление либо формирование единой национальной церкви на базе раздробленных неканонических — предугадать сложно.

Всей этой предысторией формирования церкви на территории современной Украины и объясняется практическая невозможность влияния ее как «внешнего наблюдателя» на стороны конфликта, сложившегося в центре Киева, ведь у каждой из сторон свой Бог, представленный для них собственной религиозной организацией, своим приходом, который они привыкли посещать. А у некоторых (подобно радикальным националистам) вообще отсутствует сколько-либо положительное отношение к христианству, они — неоязычники и «жидовских религий» признавать не хотят, но это уже совсем другая история.

26 декабря 2013 года Священный синод Русской православной церкви Московского патриархата выступил с заявлением о ситуации на Украине, в котором призвал решить вопрос без разрушения исторически сложившихся ценностей и раскрепощения нравов. А в январе 2014-го Киевский патриарх Филарет в интервью радио «Свобода» призвал раскрепоститься, приобщитьсяк Европейскому союзу, отказаться от «несвободы России» и поддержать тех, кто идет под пули милиции на майдане в Киеве, так как они «идут за свободу». Одновременно с этим Украинская греко-католическая церковь («униаты») призвала всех к миру, но при этом этот молиться надо за «получение заповедей Божьих, свободы и демократии».

И у всех есть своя паства, которая считает, что правда именно с ними и что именно ими управляет Иисус Христос, считающийся главой церкви. И никакого более высокого начальства не существует. То есть  церковь в данной ситуации не может пойти на урегулирование ситуации, подобное тому, которое было предпринято Алексием Вторым в Свято-Даниловом монастыре в 1993 году (при конфликте между президентом и Верховным Советом России): любые попытки этого будут восприняты как агрессия. А о том, что обе православные церкви Украины за эти годы уже успели решительно размежеваться, — и вспоминать не будем.

Вот и получается парадоксальная ситуация: страна одна (и воспринимается всеми как одна), а люди в ней разные. И им надо научиться жить вместе. И если не благодаря церковному праву, то уж вопреки ему — точно.

 

Хиты: 3146
 
© «Тридевятый регион» 2004 — 2024
Рейтинг@Mail.ru