Печать PDF

Гони монету!


Тарифы в Калининградской области выпали из правового пространства России, считает член Общественной палаты и глава регионального центра общественного контроля Сергей Шерстюк

Это касается и нормативов потребления коммунальных услуг. На взгляд Сергея Шерстюка, мы на грани правового вакуума. А такой вакуум чреват беспределом.

Буферным закон не писан?

В нашем 39-м, в отличие от прочих российских регионов, нормативы потребления коммунальных услуг преступают пределы разумного. Когда-то их утверждал муниципалитет. Причем — с хорошим «припуском» в свою пользу. В других местах перестали обирать население уже в 2006-м — тогда в мае вышло постановление правительства РФ № 306,  которое регламентировало порядок определения нормативов. Наш буферный регион рискнул играть по своим правилам, и вот уже 8 лет мы лет продолжаем жить с экономически не обоснованными и неправомерно завышенными нормативами.

Не помогли ни многочисленные обращения к первому лицу региона, ни письма в облдуму. Теплилась надежда, что в 2010-м новый губернатор, сменивший старого, вникнет и ужаснется тому, как бессовестно грабят население.

И хотя поначалу Николай Цуканов воспринял проблему нормативов и тарифов близко к сердцу, но его окружение быстро его переубедило: мол, эту неприятную тему лучше не трогать, ибо — пороховая бочка. И губернатор отложил  вопрос о нормативах до лучших времен, как и вопрос о независимой экспертизе тарифов.

Видимо, лучшие времена имели место быть прошлым летом  (все как по неписаному закону «Обещанного три года ждут»). Конкурс на проведение экспертизы выиграл московский институт, который участвует в разработке правовых актов в сфере ЖКХ, рассчитывает нормативы и выполняет экспертизу по многим регионам России. Как ни странно — сильнейший участник, с мнением которого считаются на самом высоком уровне. Но не у нас!

Итоги приятно удивили Общественную палату и неприятно — муниципалов: нормативы потребления холодной и горячей воды, представленные институтом, оказались на 25 процентов ниже действующих, а отопления — на 35 процентов.

— Сколько же население области переплатило по трем этим позициям за 8 лет! — возмущается Сергей Шерстюк. Тем не менее берущая сторона искренне полагает, что ей хронически недоплачивают. И люди еще и остаются в долгах перед рук не покладающими ресурсоснабжающими организациями.

Оно и понятно: всегда хочется взять больше, особенно у тех, кого надуваешь. Да и кто откажется от неучтенного финансового ручейка, который постепенно — с увеличением тарифов —превращается в реку? Поворачивать же реки вспять — противно природе, да и из моды вышло.

goni-monetu-sherstyukОднако же если выбирать между тарифами и нормативами, то именно последние более всего выгодны муниципальным предприятиям. Деньги, полученные благодаря завышенным нормативам, легко распределить по другим статьям, не учитываемым в основной деятельности предприятия. Двойная же бухгалтерия и раздельный учет могут запутать любого проверяющего.

Самое интересное, что, получая сверхплату, почти все муниципальные предприятия дружно твердили о своей убыточности.
Самые-самые?

Итак, к декабрю москвичи разобрались с нормативами и представили их заказчикам — правительству области. 13 декабря прошлого года на межведомственной комиссии, в которую входили представители муниципалитетов и правительства и общественность, чиновники подписали акт приемки этих работ под радостные аплодисменты общественности. Рано радовались!

9 дней правительство любовалось на полученные результаты, а 23 декабря вице-губернатор Юрий Федяшов, курирующий ЖКХ, в закрытом режиме провел еще одно совещание, на котором создал новую комиссию — «по доработке нормативов». На этом совещании замглавы Калининграда Сергей Мельников разругал в пух и прах работу московского института: мол, сделано все неправильно и виновата в этом Общественная палата, которая навязала москвичам свои взгляды.

— Власть в очередной раз показала, что всякие профессионалы «со стороны» ей не указ, даже из авторитетной организации. Ни в одном другом регионе подобного не случалось — а ведь разработками москвичей пользуются в большинстве субъектов Федерации, — говорит Сергей Шерстюк.

Воспитательный моментЪ

Итак, региональные чиновники не выполнили и, пожалуй, не собираются выполнять упомянутое 306-е постановление, а вместе с ним и более свежее, 354-е, по которому еще в 2012 году должны были ввести новые нормативы потребления (с учетом мест общего пользования).

Это нарушение Жилищного и Гражданского кодексов: платить нужно только за то, что потребили, но люди продолжают переплачивать. Руководство области и города об этом знает, и это чиновников устраивает: что еще может заставить людей устанавливать счетчики, как не завышенные нормативы?

— Ситуация тревожная, и Общественная палата готовит обращения в прокуратуру и губернатору как председателю антикоррупционного совета области. Ну, а не поможет — придется тревожить федералов. Тем более что региональный центр общественного контроля обязан ставить Москву в известность о том, как соблюдается федеральное законодательство в нашем регионе, — заявил глава регионального центра общественного контроля.

Свистопляска с тарифами

— Принятие тарифов на 2014 год (которые будут действовать с  июля), состоявшееся в декабре 2013-го, оказалось сущей вакханалией, — считает господин Шерстюк. — За все годы работы в Общественной палате с таким легкомыслием работников Службы по тарифам я еще не сталкивался. Да, с госпожой Андреевой мы спорили и ругались, но столь откровенное пренебрежение мнением экспертов, проявленное новым руководителем этой службы, поразительно: казалось, что он продавливает цифры, какие ему было приказано продавить, полностью игнорируя иное мнение. Да и сами эти заседания напоминали спектакль, роли и реплики в котором были заранее распределены: ни на одно замечание по поводу очевидных ошибок руководитель службы не реагировал. «Обращайтесь в суд, там и доказывайте», — отвечал он всем несогласным.

«Режьте, режьте, режьте осторожно»

Хорошо, когда урезают цены. Гораздо хуже, когда режут кошельки у населения. Надо отдать должное, срезали более или менее осторожно. Взять тариф по холодной воде: «Водоканал» (а программа утверждается сначала руководством города) хотел включить в него 26,8 процентов потерь. То есть треть воды, которая добывается из скважин и уходит на потери, повесить на потребителя.

Конечно, на этом фоне 15 процентов, «средних по России», предложенных взамен Службой по тарифам, смотрятся вполне по-божески. Хотя по закону служба должна была установить процент потерь для каждого конкретного ресурсоснабжающего предприятия, для этого существуют специальные методики. Но у нас никто ничего не рассчитывал.

То же было и с тарифом на тепло для «Калининградтеплосети». ФСТ установила для области индекс роста в 4,5  процента. Нашей службе нужно было распределить эти 4,5 процента между всеми предприятиями теплосетей по всем 22 муниципалитетам, что в общем дало бы справедливый рост для каждого предприятия. Но она определила индекс роста для «Калининградтеплосети» в 9,5 процента. И отправила документы в Москву

За тарифом на тепло взлетел и тариф на горячую воду — аж на 8,8 процента. И опять-таки это решение было принято келейно. Правда, хлопотали впустую: ФСТ цифры снизила (до 8,7 процента за 1 Гкл) .

Ошибки были допущены и в подготовке всего пакета документов. В ФСТ вместе с предложенными тарифами нужно было отправить еще три документа: обращение губернатора, экономическое обоснование и прогноз относительно социальных последствий. Наша служба о том не позаботилась.

— Как мне кажется, — комментирует ситуацию Сергей Шерстюк, — спектакль был устроен для первых лиц: нужно было протащить 9,5 процентов, и они их протащили. Правда, ненадолго.

Программу «Калининградтеплосети», как и программу «Водоканала», рассматривало и утверждало руководство администрации города (которое требовало и вовсе 40-процентного увеличения тарифа по теплу). Однако и 8,7 процентов роста все равно ударят по бюджету большинства семей Калининградской области.

Стоит уточнить, откуда взялись эти 40 процентов: таково заключение экспертизы, которую провела организация ОРГРЭС. Соль в том, что как раз эта экспертиза не может назвать себя независимой — она заказана и оплачена теми, кому выгодно повышение тарифа.

«По схеме»

Общественная палата уже давно снабдила и правительство области, и Думу, и администрацию Калининграда выводами  экспертизы о температурном графике теплоснабжения «Калининградтеплосети». Власти знают, что за последние годы температура теплоисточников снизилась на 40 градусов. Это означает, что нужно пересматривать тариф, снижать расход топлива и другие расходы. Но эти выводы никак до сих пор не учитываются.

Что же до повышения на 4,5 и 8 ,7 процента, то они рассчитаны не просто так. Дело в том, что  «Калининградтеплосеть» предъявила правительству области иск  — сначала на 200 млн рублей, затем — на 400 , а сейчас — на 600. Деньги на уплату «долга чести» в бюджет этого года не заложены. Так что отдать его, не забрав подкожные накопления людей, не выйдет. В какой-то мере увеличение роста тарифа более чем в 2 раза поможет  разрулить эту ситуацию. Кроме того, по мнению Сергея Шерстюка, новый руководитель «Калининградтеплосети» должен подготовить предприятие к последующей приватизации, а уж потом оно, став акционерным обществом, может повысить тарифы и переложить свои прошлые потери и убытки (которые оно пока что предъявляет государству) на плечи населения.  В некоторых регионах России эта схема уже опробована.

Приватизация муниципальных предприятий не за горами, и если «Водоканал» из этого списка сразу выпал (его приватизация запрещена федеральным законодательством), то с «Калининградтеплосетью» игра еще возможна, и город этим воспользовался, начав процедуру акционирования предприятия.

Статус акционерного общества позволит ему манипулировать как тарифами, так и акциями. Но хуже всего, что Калининград потеряет рычаги контроля: если раньше потребитель мог пожаловаться на предприятие в городскую администрацию, то акционерное общество такого вмешательства не допустит. В итоге мы получим ситуацию, которой тесно в рамках закона: предприятие может распоряжаться нашим общим имуществом (которое в разных долях принадлежит всем гражданам Калининграда, как и в случае с «Водоканалом» и «Чистотой»), а мы за свои деньги не сможем потребовать нормального качества услуги.

Этот пункт (о пользовании нашим общим имуществом) мог бы стать основанием для запрещения приватизации, ведь сети — народное достояние. Именно это и тормозило все попытки приватизации муниципальных служб: построить новые котельные и РТС не проблема, а вот переложить коммуникации, проходящие под зданиями и дорогами, — это серьезно. В соответствии со здравым смыслом инженерные сети — как тепловые, так и водопроводные — должны быть муниципальными.

В любом случае такие вопросы необходимо выносить на общественное обсуждение — ведь это касается каждого горожанина и его доли в общем имуществе.

К тому же, наблюдая приватизацию муниципальных предприятий в других регионах и других государствах, мы видим неизбежный рост тарифов — со временем они далеко обгоняют государственные.

За рубежом потребителю предложен выбор генерирующих источников по производству ресурсов, частных или государственных, но сети, бесспорно, являются муниципальным имуществом. Общественная палата предложила городу поступить так же — приватизировать генерацию, что не противоречит закону, но не трогать сети.

Скандалом больше, скандалом меньше…

Тарифная политика, проводимая в узком кругу, одной только своей непрозрачностью говорит о серьезной коррупции, не говоря уж о конечном результате — построении пирамиды роста тарифов. Почему же облправительство позволяет вовлечь себя в новый коррупционный скандал?

Приняв явно завышенные тарифы, в области нарушили и 600-й указ президента, который конкретно определяет направление, куда двигаться регионам, чтобы нормализовать систему ЖКХ. Это нарушение сказывается не только на кошельках населения: снижается инвестиционная привлекательность региона. Тариф же у нас принимается всего лишь на год, да еще и метод тарифообразования — индексный, не требующий ежегодного рассмотрения, в то время как служба должна рассматривать доходы и расходы, анализировать эффект тарифа, установленного в предыдущем году. На практике же она попросту увеличивает его в соответствии с индексом. Кому из инвесторов захочется играть на поле, где правила меняются часто и непредсказуемо?

Нарушается 600-й указ и в части качества услуг: потребитель не обязан платить одинаково за качественную и некачественную услугу — и этот пункт никак в наших тарифах не отражен.

Вообще-то правительство области давно должно было разработать программу улучшения качества предоставления коммунальных услуг. Но руки не дошли. Так, в Черняховске жители соседних домов могут платить разную цену за тепло (один дом получает его от котельной, работающей на угле, другой — от котельной на мазуте), и никому нет до этого дела. С питьевой водой тоже беда: в большинстве муниципалитетов она до сих пор не соответствует санитарным нормам. Да и вообще — кто у нас пьет воду из-под крана? Особая тема — очистные сооружения: на фоне европейской борьбы за здоровую экологию мы годами спускаем фекальные стоки в залив и море и, похоже, вряд ли сможем в скором времени решить эту проблему.
Обидно то, что эксперты, привлеченные Общественной палатой, давно представили в правительство области и города конкретные предложения насчет улучшения ситуации в ЖКХ. Все они были опубликованы еще весной прошлого года и озвучены на общественно-политическом совете при губернаторе. Ноль реакции.

Ждут, пока люди не выдержат?

Хиты: 2689
 
© «Тридевятый регион» 2004 — 2024
Рейтинг@Mail.ru