Печать PDF

mechet-glavnayaО путях господних и иных


На этой неделе стало известно о том, что строительство мечети в Южном парке, в свое время ставшее причиной ожесточенных споров, общественных выступлений и даже одной попытки теракта, было приостановлено по решению суда

Исполнительный лист о запрете строительства поступил в управление федеральной службы судебных приставов еще в прошлый четверг, однако информация об этом была обнародована лишь 2 декабря. К этому времени часть Южного парка, в которой ныне возвышается недостроенная мечеть, а также строительные бытовки были закрыты и опечатаны в установленным судом Центрального района Калининграда порядке. Инициатором иска выступил музей «Фридландские ворота», чье руководство считает незаконными предоставление религиозной организации мусульман двух земельных участков, договор о передаче их в безвозмездное срочное пользование, а также разрешение на строительство. Все эти документы, в свое время подписанные главой Калининграда Александром Ярошуком, будут рассмотрены в суде, ну, а пока и без того затянувшаяся стройка (первоначально работы должны были закончиться уже к концу 2012 года) заморожена на неопределенное время.

Естественно, что реакция заинтересованных лиц последовала незамедлительно: председатель религиозной общины мусульман Калининграда Иршат Хисамов в беседе с журналистами не исключил возможность массовых волнений и даже беспорядков со стороны исповедующих ислам. По словам господина Хисамова, проблемы с городскими властями у общины начались еще в ноябре, когда калининградская администрация отказалась продлить разрешение на строительство религиозного здания. Затем последовало закрытие стройплощадки, причем стандартная вроде бы процедура прошла под надзором вооруженного автоматами наряда ОМОН.

Лидер калининградских мусульман уверен, что приказ о прекращении строительства мечети местными властями был получен сверху, причем этого не скрывает и сам Александр Ярошук, хотя и не называет того, от кого поступило распоряжение. При этом, как пишет newkaliningrad.ru, глава мусульманской общины считает, что директор музея Марина Ядовая  под угрозой увольнения была вынуждена подписать уже составленный работниками горадминистрации судебный иск — ведь вплоть до недавнего времени у «Фридландских ворот» с соседями никаких проблем не было.

Узнать, почему заявление в суд было сделано именно сейчас, а не три года назад, когда строительство мечети только начиналось, оказалось делом довольно сложным: руководство музея «Фридландские ворота» от комментариев по этому поводу предпочло воздержаться и свою неожиданную инициативу никак не объяснило. Зато своим мнением охотно поделился глава города Александр Ярошук, причем сделал это в неожиданно жесткой форме: в ходе беседы с журналистами калининградский мэр заявил, что иск был подан абсолютно правильно, и если какое-то сооружение, согласно областному закону по историческому наследию, находится вне положенной зоны, то необходимо принять соответствующие меры вплоть до сноса. При этом глава города заверил, что к судебному иску не имеет никакого отношения, с директором музея «Фридландские ворота» на связь не выходил и вообще — сторонний в данном случае человек.

Не понравилась Александру Георгиевичу и фраза Иршата Хисамова о возможных волнениях со стороны мусульман — мэр предложил не накалять ситуацию и никого не пугать, отметив при этом, что сам он никого не боится, кроме бога. Дальше глава калининградской администрации рассказал, что в свое время он сам лично пожертвовал 30 тыс. долларов на строительство мечети, так что бога какой именно конфессии имел в виду Александр Ярошук, так и осталось тайной.

Приостановка строительства мечети и дальнейшее судебное разбирательства о его юридической правомочности действительно вызывают как минимум недоумение: в конце концов, со времени последних общественных дебатов на эту тему прошло уже много месяцев. В недавней беседе с журналистами глава Калининграда отметил, что в городе есть много мест для строительства мечетей, синагог и православных храмов, однако на деле практически ни одно строительство религиозного объекта не обходится без скандала или внеплановых осложнений. Между тем власти самого западного региона России старательно представляют Калининград как город многонациональный и мультирелигиозный (при этом определенная национальность нередко оказывается неотделима от определенной религии — такова уж российская специфика), однако на деле все оказывается не так просто, как хотелось бы.

За примером далеко ходить не надо: мусульманская община Калининградской области, в последнее время значительно расширившаяся за счет трудовых мигрантов из восточных регионов России и стран Средней Азии, пытается построить в Калининграде мечеть на протяжении двадцати лет. Впервые о такой возможности заговорили в уже далеком 1994 году, когда основанная на год раньше мусульманская религиозная организация Калининграда впервые обратилась с подобной просьбой к городским властям. Тогда мэрия Калининграда выделила участок земли в районе нынешней Рыбной деревни, но глава Московского района выступил против, объявив, что на этом месте возникнет культурный центр.

С этого времени место для будущей мечети успело поменяться раз пять: то против строительства религиозного объекта выступали районные власти, то предоставленный участок земли по той или иной причине не устраивал представителей мусульманской общины. О возможности построить мечеть в Южном парке, многим калининградцам старшего поколения знакомом как парк 40-летия ВЛКСМ, впервые заговорили в 2004 году. На подготовку нужной документации ушло еще шесть лет, и только в 2010-м все договоренности между городскими властями и мусульманской религиозной общиной были заключены, в результате чего последняя получила в безвозмездное пользование участок земли по соседству с Фридландскими воротами, на котором и начались строительные работы.

Однако решение калининградской администрации передать часть парка — читай: общественного места — под мечеть вызвало довольно бурную реакцию, за которой последовали несколько акций протеста. Официальным поводом для волнений стали 23 дерева, вырубленные для того, чтобы освободить место для стройплощадки, хотя ущерб, нанесенный городской казне, и был восстановлен в полном объеме. Протестующих можно было условно разделить на два лагеря: эмоциональный и рациональный. В то время как отдельные граждане выступали против строительства мечети в принципе, приводя аргументы националистического и религиозного толка (мы их повторять не будем, здесь и так все ясно), другие делали упор на незаконность передачи религиозной организации выбранной городской администрацией части территории парка. Согласно версии последних, в генеральный план города, согласно которому Южный парк является рекреационной зоной и на его территории ничего строить нельзя, специально были внесены изменения, позволившие передать участки земли мусульманской общине.

А дальше началась традиционная правовая чехарда: сначала Центральный районный суд признал недействующим решение окружного Совета Калининграда об изменении границ рекреационной зоны Южного парка, на что депутаты горсовета пообещали оспорить судебное решение, но затем от своей затеи отказались. В конце концов и горсовет, и горадминистрация признали, что строительство мечети в Южном парке было начато на законных основаниях, экспертиза была получена, так что работы продолжились. Последним крупным инфоповодом, связанным с незаконченным зданием, стала попытка калининградского газоэлектросварщика  в ноябре 2011 года подорвать газовые баллоны, находящиеся на территории строительной площадки. С тех пор о мечети практически ничего не было слышно — разве что о значительном отставании в сроках ее строительства. И вот теперь вопрос о завершении строительных работ оказался в юрисдикции калининградского суда. Ну, а калининградским приверженцам ислама только и остается, что молиться возле забора так и не построенного здания или же ехать в Большое Исаково, где на базе одного из жилых домов на средства прихожан построена первая и пока что единственная на всю Калининградскую область мечеть.

Во всей этой ситуации больше всего остается непонятной позиция городских властей: почему религиозной организации мусульман раз за разом отказывали в предоставлении места для строительства мечети? Почему в конечном итоге был выбран земельный участок в общественном парке, что неизбежно должно было вызвать вопросы и протесты? Наконец почему после череды судебных разбирательств и нормализации ситуации строительство было приостановлено? Возможно, Иршат Хисамов был прав и за этим стоит кто-то куда более могущественный, чем мэр или даже губернатор? Вопросов множество, но вот с ответами пока дефицит.

Впрочем, разного рода недопонимания в связи с возведением разного рода религиозных объектов возникают не только у мусульман: строительство первой в регионе синагоги, первый камень в основание которой заложили еще осенью 2011 года, тоже идет не совсем гладко. Величественное здание, некогда сожженное нацистами в ходе событий Хрустальной ночи, а затем окончательно разрушенное в годы Второй мировой войны, калининградская еврейская община решила отстроить заново, как говорится, «всем миром». Через несколько месяцев камень и стеклянное панно с менорой были умышленно повреждены неизвестными вандалами, но не это стало главным препятствием для возвращения былого памятника истории Кенигсберга: земельные участки, выданные еврейской общине в безвозмездное срочное пользование для строительства здания, оказались занятыми цирком-шапито «Янтарь», который не спешил переезжать, пока ему не предоставят другой земельный участок для размещения.

Начались судебные разбирательства, в результате которых суд встал на сторону новой синагоги. При этом еще в 2003 году было предварительно согласовано размещение цирка на территории Южного парка — почти в то же время, что и строительство мечети (есть ли между этими двумя фактами какая-то логическая связь — сказать трудно). В конечном итоге директор цирка пошел на мировую и согласился на переезд — место для будущего расположения шапито было окончательно утверждено городским Советом депутатов этой осенью. Возникали у еврейской общины и схожие с мусульманскими коллегами проблемы: в этом году государственная инспекция обвинила компанию, строящую синагогу, в отсутствии необходимого разрешения, но в конечном итоге благодаря решению арбитражного суда застройщик смог избежать административной ответственности.

Если же говорить о христианских общинах, то тут нельзя не вспомнить о крайне спорном решении безвозмездно передать немецкие католические и протестантские кирхи во владение Русской православной церкви. При этом никого не смутило, что, например, Алленбургская кирха в поселке Дружба до передачи РПЦ использовалась местной лютеранской общиной Правдинского района, которая ремонтировала здание и поддерживала его в порядке. Досталась священникам и кирха Арнау, деньги на восстановление которой долгое время частным образом собирались в Германии. Был нарушен и существовавший только на словах договор о передаче здания областной филармонии римско-католической архиепархии — так что «братья во Христе» оказались явно в пролете по сравнению с Калининградской епархией РПЦ, которая ловко завладела не только объектами религиозного наследия других конфессий, но заодно и внушительными земельными участками.

Впрочем, с оформлением документов для строительства новых церквей в епархии тоже особенно не парятся и строят как бог на душу положит — где захотят и как захотят. Именно таким образом, в частности, были построены храмы на Сельме и в Светлом: формально незаконные постройки были узаконены и перешли во владение РПЦ уже постфактум — строительство без получения соответствующего разрешения не смутило ни калининградскую, ни светловскую администрацию.

Ну, а тем временем, согласно опросу Калининградской социологической службы, почти 90 процентов жителей областного центра считают, что в Калининграде уже достаточно разнообразных конфессиональных сооружений. Учитывая, что львиную долю этих самых сооружений составляет имущество РПЦ, выводы сделать нетрудно.

Впрочем, представители Калининградской епархии отступать от политики массовой застройки города зданиями с золотыми куполами явно не намерены: во время недавнего визита в город патриарх Кирилл заявил о том, что в самом обозримом будущем вблизи корпуса БФУ им. Канта будет построен Храм мученицы Татианы — и это несмотря на то, что буквально в ста метрах только что было завершено строительства еще одной церкви, получившей имя Святого Благоверного князя Александра Невского. Вот уж действительно — пути господни неисповедимы!

Хиты: 2732
 
© «Тридевятый регион» 2004 — 2024
Рейтинг@Mail.ru