Печать PDF

serdce-goroda-pervayaСо стороны виднее


Экспертная группа, заглянувшая в Калининград для обсуждения проекта реконструкции исторического центра, вольно или невольно подняла ряд проблемных для города вопросов

В последний раз о многострадальном проекте «Сердце города» на региональном уровне говорили в конце сентября, когда на заседании областного правительства должны были представить техническое задание к международному конкурсу, который и определит будущего застройщика калининградского центра.

Впрочем, оказалось, что тезхадание еще не готово, и разработчики программы попросили выделить им дополнительное время для завершения работы. В конечном итоге было принято решение провести семинар с привлечением зарубежных и российских специалистов, которые дали бы свои рекомендации по поводу того, каким должен быть Калининград уже через несколько лет. Это обещание региональные власти для разнообразия выполнили, и целых три дня эксперты в области архитектуры и градостроительства как из России, так и из-за рубежа имели возможность воочию понаблюдать за жизнью областного центра самого западного региона РФ, ознакомиться с разработанным проектом «Сердца города» и высказать свое экспертное мнение.

Среди гостей отметились немецкие архитекторы Юлиус Элерс и Ханс Штимман (последний, кстати, на протяжении десяти лет работал в качестве главного архитектора Берлина), член Шведского национального совета по ЖКХ, строительству и планированию Улоф Шульц. Из «большой России» в маленький Калининград приехали представительницы прекрасной половины человечества: заслуженный архитектор России Зоя Харитонова, профессор кафедры градостроительства Московского архитектурного института Елена Боровик и директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС при президенте РФ Ирина Ирбицкая. Интересы областного центра представляли калининградские архитекторы Олег Васютин и Ольга Мезей, в составе градостроительного бюро «Сердце города» разрабатывавшие техническое задание восстановления исторического центра города, а также главный архитектор Калининграда Вячеслав Генне. Непосредственно работу конференции возглавил вице-премьер областного правительства Александр Рольбинов.

Впрочем, конкретные детали проекта «Сердце города» прибывшие в Калининград гости практически не обсуждали. Оно и понятно: разобраться со всеми нюансами и специфическими подробностями сложно даже местным старожилам, не то что постороннему человеку, да еще и буквально за день. Об этом говорил и Ханс Штимман, с самого начала отметивший, что нельзя давать советы по поводу реконструкции города, не зная его досконально. В итоге, несмотря на то что беседа вышла продолжительной и даже временами острой, подробностей разработанного технического задания журналисты так и не узнали. Случайно ли это? Как тут не вспомнить события двухнедельной давности, когда в ходе рабочих консультаций по градостроительному формированию исторического ядра Калининграда журналистов неожиданно попросили покинуть слушания? На этот раз покидать зал никому не пришлось, но и столь долгожданных подробностей техзадания, а еще лучше — графиков, иллюстраций или даже макетов заинтересованная общественность так и не получила. Вместо этого российские и иностранные специалисты решили остановиться на более-менее общих вопросах  городской жизни областного центра — и вот тут оказалось, что даже одного дня достаточно для того, чтобы на собственной шкуре оценить особенности калининградского житья-бытья.

В частности, гости из Германии с первого раза смогли безошибочно определить одну из двух главных российских бед: Юлиус Эллерс поделился опытом перехода через Московский проспект, который, по словам архитектора, едва не стоил ему жизни. При этом герр Эккерс отметил, что другой путь на остров Кнайпхоф к Кафедральному собору ненамного выигрышнее: эстакадный мост — не самое приятное место для прогулок, особенно в дождь и ветер.

Московский проспект не пришелся по вкусу и Зое Харитоновой, отметившей, что машины несутся по этой важной городской артерии с безумной скоростью, и предложившей радикальный выход из ситуации: поставить светофоры через каждые 200 метров, чтобы водители психологически отвыкали от нынешнего беспредела. Учитывая количество аварий в районе того же универсама и спорткомплекса «Юность», которые что ни год уносят человеческие жизни, предложение вполне разумное, однако в условиях и без того напряженного трафика фактически нереализуемое. Судя по всему, специалист из Москвы не видела восьми шумовых полос в районе «Юности», установленных еще в 2011 году и давших старт крайне спорной кампании борьбы за безопасность на дорогах: калининградцы так до сих пор и не решили, как относиться, положительно или отрицательно, к пластиковым минипрепятствиям, появившимся на двух десятках улиц города.

Были предложены и другие варианты решения проблемы калининградских дорог — например, создание так называемой капиллярной сети. В данном случае речь идет о том, чтобы развести мощные транспортные потоки, проходящие через Московский и Ленинский проспект, при помощи близлежащих улиц и улочек. Еще более радикально мыслил рисковавший своей жизнью Юлиус Эллерс, поднявший вопрос о возможности ввести новые уровни дорог, проложив новые надземные или подземные пути. Напомним, что и разработчики проекта «Сердце города» уже как-то предлагали спрятать часть  Московского проспекта под землю — чтобы у них было пространство для маневра.

Александр Рольбинов вспомнил о плане построить надземный переход через Московский проспект — в свое время общественности был представлен амбициозный проект общей стоимостью около 100 млн рублей. Реализовать задуманное власти обещали к началу 2012 года, но вот только в последний момент денег на это в казне не нашлось, так что пришлось обходиться тем, что есть.

В том, что городские и региональные власти к подобным смелым проектам относятся, мягко говоря, скептически, нет ничего удивительного: в ближайшие время большая часть и без того дефицитного бюджета будет уходить на подготовку к чемпионату мира по футболу, и столь значительные средства (а то, что они будут значительными, никто не сомневается) казна просто не потянет. В результате Александру Рольбинову приходилось время от времени напоминать раздухарившимся архитекторам, одним махом мысленно сносившим одну часть города и застраивавшим другую, что бюджет не резиновый и укладываться в него надо.

Впрочем, тратить бюджетные деньги на сомнительные проекты власти не привыкать: совсем недавно конкурсное агентство Калининградской области объявило тендер на разработку проекта строительства эстакады «Восточная», которая протянется чуть ли не через весь город от улицы Молодой гвардии через Московский проспект до улицы Муромской. Основная задача новой магистрали — соединить остров, где будет проходить чемпионат мира по футболу, с остальной частью города, а заодно и несколько разгрузить напряженный трафик. Впрочем, в целесообразности строительства столь сложного инженерного объекта уже успели усомниться многие. За проектирование эстакады правительство готово выложить 105 млн рублей, а непосредственно на строительство уйдет более 12 млрд, да и то — если все пойдет так, как задумано.

Куда перспективнее выглядит проект реконструкции улицы Дзержинского, которую планируют отремонтировать к ЧМ-2018, если финансы позволят. Проблемную магистраль, каждый день собирающую сотни автомобилей, предполагается расширить до четырех полос (по две в каждую сторону), а также увеличить ширину тротуаров. При этом еще год назад замглавы городской администрации Сергей Мельников говорил о том, что в ближайшие три-пять лет улицу Дзержинского ремонтировать не будут — поэтому как в данной ситуации будут складываться дела, пока непонятно.

От темы калининградских дорог участники конференции перебросили логичный мостик на калининградскую транспортную систему, которую эксперты вполне откровенно оценили как никудышную, особенно учитывая предстоящие события ЧМ-2018. Впрочем, об этом в Калининграде говорили уже не раз и даже приглашали специалистов из-за рубежа, которые в общих чертах набросали план действий: упор на развитие трамвайной сети; освобождение центра города от автомобилей; ввод специальной полосы для общественного транспорта; обновление и модернизация остановочных пунктов.

Тем не менее каждый раз благие начинания натыкаются на одну и ту же стену — нехватку финансирования, так  что новая транспортная схема  разрабатывается столь же давно, сколь и проект исторической застройки города. О том, что в бюджете на ближайшие три года денег на развитие транспорта выделяется крайне мало, так что ни о каком развитии речь идти не может (дай бог то, что есть, сохранить), мы уже писали, но вот совсем недавно выяснилось, что 95 остановок, не оборудованных навесами или торговыми павильонами, долгое время находились в ведении «Дортранссигнала» — предприятия, на самом деле несуществующего. На ремонт и восстановление остановочных комплексов, коих  в городе насчитывается более 550, будет потрачено 2,5 млн рублей, то есть меньше, чем 5 тыс. рублей на одну точку, — мягко говоря, негусто, учитывая нынешнее ужасающее состояние многих общественных остановок.

Приехавшие в Калининград обо всех этих проблемах наверняка не знают — и слава богу. Зато все они как один выступали за развитие в городе велосипедных дорожек, которые в современной Европе считаются чуть ли не первым признаком цивилизованности. По мнению Карла Штиммана, Калининград отлично подходит для велосипедистов, так что городу необходимо развивать велосипедную инфраструктуру и строить велодорожки. Тем самым областной центр сможет избавиться хотя бы от малой части автомобилей, которые немецкий архитектор назвал «главной проблемой нашей культуры». Пока что с велодорожками у нас так же, как и с дорогами: очень хотелось бы побольше, да вот все никак не получается, и Калининград может похвастать разве что замкнутым кольцом вокруг Верхнего озера. Тем не менее надежда на развитие велосипедной культуры все-таки есть  — в частности, проекты реконструкции улицы Дзержинского и Литовского вала предусматривают соответствующие изменения в дорожном полотне.

Среди других предложений собравшихся стоит отметить идею создания в Калининграде экономического хаба — центра для образованных специалистов, международных совещаний и встреч. Улоф Шульц предположил, что в случае успеха наша область может стать лидером в развитии отношений с Евросоюзом. Впрочем, для организации подобной структуры требуется немало усилий и, конечно, денежных влияний.

Ну, а из всех калининградских строений отдельного внимания заслужил разве что Дом советов. Тут мнения специалистов разделились. Московский архитектор Зоя Харитонова выступила за снос советского гиганта, а вот Карл Штимман — в его защиту, осторожно предположив, что в здании можно разместить гостиницу или офисный центр. Впрочем, немецкий архитектор не стал юлить и усомнился в том, что недостроенное здание заинтересует инвесторов. За сохранение Дома советов на прошлой неделе высказался и Александр Ярошук: мэр города предложил снять с здания «уродские панели». Впрочем, сделать хоть что-нибудь с громадой Дома советов власти пока не могут: еще десять лет назад здание было продано в частные руки, так что для начала придется пройти через ряд судебных разбирательств.

В целом же визит в Калининград специалистов-архитекторов и градостроителей оставил после себя пусть и приятное, но все же несколько печальное впечатление. Конечно, и нам бы хотелось, чтобы в городе были велодорожки и зеленые парки, хорошо работающий транспорт и свободные дороги — вот только живем мы не в богатой Москве или прогрессивном Евросоюзе, а в маленьком российском регионе, где проблемы копятся из года в год, а финансирования ни на что не хватает. Возможно, что какие-то из предложенных специалистами идей в конце концов будут так или иначе реализованы, в рамках «Сердца города» или как-то иначе. Уже скоро техническое задание, новых подробностей о котором мы так и не узнали, будет передано победителю открытого конкурса на застройку исторического центра Калининграда, и многое будет зависеть уже от него. Скрестим пальцы.

Хиты: 2457
 
© «Тридевятый регион» 2004 — 2024
Рейтинг@Mail.ru