Печать PDF

Недогосударство


Что, как и зачем мы праздновали 4 ноября?

«— Завтра, значит, будет праздница? / — Праздник, Жанна, — говорят. / — Все равно, какая разница, / Лишь бы дали шоколад» — есть такие трогательные стихи у Веры Инбер. Но сейчас не о детях, сейчас о праздниках. Хотя самое главное уже сказано: будет шоколад — будет и праздник. Но это, скорее, о личных и семейных торжествах, иное дело — праздники государственные. Здесь одного шоколада мало.

Приступаю к таинству обряда...

А кстати, что такое «государство»? Государство — это не территория, территория — это страна. Государство — это не население, население  — это народ, а государство населяют граждане. Оно — не экономика, не политический строй, не система институтов, не армия и флот. Точнее, все это вместе, но скрепленное, объединенное, связанное воедино...
Думаю, что многие со мной не согласятся, но то, что превращает страну в государство, называется символикой и обрядами. Флаг, герб, гимн, церемония инаугурации президента в Георгиевском зале Кремля, военные парады, государственные награды... И в первую очередь — государственные праздники, которые по сути своей своей — и символ, и обряд, направленные на укрепление государства. Во всяком случае — теоретически, в идеале.

Именно так строилась система праздников в СССР — и можете сколько угодно спорить, но тогда, когда Красное знамя в сознании большинства людей было не просто куском ткани, у страны имелись шансы догнать и перегнать США, в которых американцев никто не заставляет поднимать у своего дома государственный флаг — они это делают сами. А теперь...
И надобно отдать нынешним руководителям должное — они это прекрасно понимают. Именно потому чуть ли не с первых дней новой капиталистической власти она стала изживать старые советские праздники и мучительно изобретать новые. Только вот беда: на постсоветском пространстве так боятся слов «идеология» и «пропаганда», что от людей, знающих, что это такое, и умеющих ими заниматься, шарахаются как от огня.

den-edinstva-1А с государственными праздниками, очень похоже, упражнялись инженеры, финансисты, военные или вообще люди без определенной профессии, то есть политики. Они, может,  хорошие менеджеры и кризисные управляющие, но не слишком понимают, что такое «праздники», откуда они возникают, как закрепляются в народном сознании и почему одни праздники празднуют и без госдавления, а другие — нет.

Короче, получается, как у короля из «Обыкновенного чуда»: «Как почетный святой, почетный великомученик, почетный Папа Римский нашего королевства приступаю к таинству обряда». Вроде и звания солидные, и должный порядок слов соблюден, а все равно смешно.

Привязка ко времени и месту

Как это ни странно, но праздник может возникнуть сам по себе — как День Победы, например, который стал официальным праздничным днем только в 1965 году. Но до этого 9 мая все равно отмечала вся страна, и власти оставалось только закрепить это дело, не особо заморачиваясь атрибутикой и идеологией празднования.

Иное дело — 7 ноября, здесь пришлось попотеть. Но тоже удалось, ибо день этот был привязан к событию, к которому можно относиться по-разному, но отрицать, что Октябрьская революция стала одной из вех (светлой или черной — сейчас не об этом речь) в истории всего человечества — глупо. К тому же начало ноября — это переход от осени к зиме, а смена сезонов требует какой-то встряски для организма. Если посмотреть, то огромное количество праздников в мире привязано именно к смене сезонов.

И в советское время это, несомненно, учитывали: 8 марта — переход от зимы к весне, самое время для любви, Женский день.  1 мая — переход от зимы к лету, начало летней страды, День солидарности трудящихся.  1 сентября — конец летнего отдыха, начало осени, День знаний. А на эту глубинную, если хотите, физиологическую готовность к празднику прекрасно ложилось идейное содержание — и тогда он, праздник, становился и народным, и государственным.

А вот те, кто занимался созданием торжественных дней в новой России, похоже, необходимости этого двуединства не понимали и не понимают. Например, то, что мы праздновали в начале этой идеи, — День народного единства. Нет, кто бы спорил: повод сам по себе достойный, но идейное обоснование — это умереть, не встать! Какой двоечник придумал привязать государственный праздник России к окончанию Смутного времени, о котором люди если и имеют представление, то только из «Бориса Годунова» А. С. Пушкина? И то далеко не все.

Впрочем, те, кто по-настоящему в курсе, вообще в шоке: во-первых, почему именно четвертого, если войска Минина и Пожарского подошли к Москве первого ноября, а Кремль взяли пятого? А во-вторых и в главных — над кем победу-то празднуем? Над небольшим польским отрядом, в котором было немало русской (то есть украинской) шляхты? Над русским же боярством со чады, домочадцы и дворней? Или над казаками  — главной силой смуты и раскола страны? Так они те же самые русские люди... Ничего себе День единства — празднование кровавой победы в гражданской войне!

Или, скажем, 12 июня, День России. Ну, что это за время для праздника: разгар страды, летних отпусков и каникул, садово-огородных работ? А добавьте к этому еще и то, что принятие Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации, положившей начало распаду великого (как к нему ни относись!) государства для многих  — вовсе не праздник...
Ну и так далее: 22 августа — День государственного флага. А где день герба и гимна? Хочу и их отпраздновать! Или 2 апреля — День единения народов России и Белоруссии. Это для тех, кто 1 апреля, в День смеха, не отсмеялся... И что все эти новые праздники объединяет — полное отсутствие какой-либо присущей именно этим праздникам атрибутики и обрядности.
Только не спешите воротить нос! Вы можете представить себе Новый год без  елки, Пасху — без писанок, 8 Марта — без цветов, майские праздники — без выездов на весеннюю природу, 7 ноября — без красных флагов? Праздник — это комплексное воздействие на человека, а если это праздник государственный — то тем более. А просто повелеть: сегодня праздник, бросай все и веселись неизвестно как и неизвестно по какому поводу — не получится.

Но без госпраздников и государство неполноценно — недогосударство какое-то...

Но лебедь рвется в облака, а щука тянет в воду

И очень похоже, что в столице чувствуют, что с новыми праздниками у них как-то не получается. Однако ввиду отсутствия специально обученных людей и вообще понимания самой природы праздника (это я чтобы не произносить слов «идеология» и «пропаганда»), власть, похоже, допустила очень серьезную ошибку: стала привязывать государственные праздники к церковным. А что: празднует человек День иконы Казанской божьей матери — а заодно как бы и День единства.  Или наоборот. И церкви хорошо, и государству: видите, как много народа собралось!

den-edinstva-2Только если вдуматься, то все с точностью до наоборот. Ну, какое единение, совмещенное с иконой, если в стране 20 млн мусульман и вдвое больше атеистов и представителей других конфессий? Чем теснее православный праздник связывается с государственным, тем меньше граждан, готовых к единению. Под эгидой государства — да, можно объединяться очень разным по своим взглядам и убеждениям людям, под эгидой одной из религиозных конфессий — нет.

Опять-таки — рискуя многих раздразнить: государственный праздник — это не просто пьянка, это мощнейший способ идеологического воздействия с целью воспитания патриотизма, объединения людей вокруг общих ценностей, коллективное средство коллективного же воздействия. А церковный праздник направлен на прямо противоположные цели. Дабы меня не обвинили в антирелигиозной пропаганде или еще в чем похуже, цитирую пособие под названием «Вопросы, встречающиеся в практике приходского консультирования, и ответы на них»:  «Праздники установлены для воспоминания о благодеяниях Божиих и для воздаяния благодарения за них Богу. Отрывая от суеты житейских дел и обращая внимание на духовное, праздники оживляют и углубляют веру, воспитывают дух благочестия, укрепляют в жизни по вере. В дни церковных праздников нужно свести до минимума все внешние дела, чтобы посвятить себя молитве и духовному переживанию празднуемого священного события»

Или еще: «Эти дни надо посвящать Богу: по возможности присутствовать в храме на богослужении (желательно исповедоваться и причаститься), после храма дома молиться, читать Священное Писание и творения святых отцов». Нет, ну как это увязать с патриотизмом, единением, коллективным празднованием, светской историей?

Поймите меня правильно: те, кто наивно полагает, что, соединяя православные праздники с государственными, они повысят внимание народа именно к последним, видимо, никогда не читали такого, например, тезиса из пособия, озаглавленного  (орфография сохранена) «Главные различия светских и Церковных праздников»: «И все встает на свои места при ясном понимании того, что светский праздник — лишь искаженная копия религиозного, церковного; итог многолетних заблуждений и отсутствия соответствующей культуры. Главным содержанием христианского праздника является не бездействие, а торжество благодарения Бога. Чтобы человек мог с чистой совестью и без обыденной суеты с радостью поблагодарить Творца по поводу одного из событий в истории нашего спасения». Какой там Минин и Пожарский, или советские солдаты, победившие фашизм, или наши милые женщины? Это все — итог многолетних заблуждений и отсутствия соответствующей культуры!
Сказал бы я, что церковное понимание праздника является принципиально противоположным тому, что вкладывает в это понятие государство, но по нынешним временам  — боязно. Даже в недогосударстве...

Хиты: 2827
 
© «Тридевятый регион» 2004 — 2024
Рейтинг@Mail.ru