Печать PDF

Православный гендерный шовинизм


Завершая серию публикаций об истории русской православной церкви, нельзя не упомянуть об отношении святых отцов к прекрасной половине человечества, которую они воспринимали исключительно как «сосуд греха

Как и многие другие традиционные элементы общественных отношений древних славян, вопросы равенства полов претерпели значительную трансформацию после насильственного крещения Руси в конце X столетия нашей эры. Дело в том, что многие племена русичей, преимущественно оседлые земледельцы, склонялись не к патриархату, при котором во главе большой семьи вставал мужчина, а матриархату, когда главной в доме была женщина. Во многом это было связано с культом плодородия, в сознании людей неразрывно связанного со священной тайной деторождения. Так, более прогрессивные и развитые земледельцы-поляне с презрением относились к древлянам, считая, что те недостаточно почтительны к женщинам.

Религиозные культы также не предусматривали никаких искусственных границ между представителями разных полов — в славянском язычестве женщина понималась не как человек второго сорта, но как совершенно иной человек, как самостоятельная сила. Более того — у женщин были свои обряды и праздники, недоступные мужчинам, что повышало их авторитет. Кроме того, именно на якобы «слабый пол» ложилась полная ответственность за ведение домашнего хозяйства, что никак нельзя было назвать простой задачей.

В итоге русские женщины дохристианского периода пользовались значительной свободой как в правовом, так и в социальном плане, проявляя самостоятельность и независимость суждений и поступков. Подобное положение вещей было вполне нормальным и даже нашло свое отражение в фольклоре: женщина-воительница была популярной героиней древнерусских эпических поэм наравне с более привычными нам богатырями-мужчинами. Даже в политике прекрасная половина человечества имела свой определенный вес — так, после смерти князя Игоря в середине X века киевский престол унаследовала его жена княгиня Ольга, правившая строго, но мудро (среди ее достижений — создание первой в истории России налоговой системы и дипломатические успехи в отношениях с Византией). Даже после того, как православие стало официальной религией славян, женщины еще некоторое время сохраняли некоторую политическую активность: например, сестра Ярослава Мудрого Предслава активно помогала брату взойти на киевский престол, а его дочь Анна, вышедшая замуж за французского короля, была правительницей Франции в период малолетства своего сына Филиппа.

cerkovОпределенную независимость положения женщин в первые века после крещения Руси гарантировала «Русская правда» — древнейший сборник законов, формировавшийся на протяжении XI—XII веков. Женщина, даже замужняя, имела право обладать собственностью (не удивляйтесь: по сравнению со средневековой Европой это уже было достижением). Обычным источником женского дохода (в том числе и замужем) было рукоделие. По «Русской правде» после смерти своего мужа, если он умирал первым, жена имела права на оставленную ей собственность и на иную собственность, которой он мог обладать. Более того: вдова признавалась главой семьи, если были дети, и ей доверялось управление имением ее покойного мужа.
Но насаждаемая сверху по приказу князя Владимира православная вера в конечном итоге раз и навсегда изменила семейно-брачные отношения, выстроив их по образу и подобию классической патриархальной семьи, в которой женщина полностью лишена всех прав и свобод, но при этом вдоволь наделена тяжелыми обязанностями. Христианская доктрина, основанная на шовинистических идеях древнего восточного общества, полагала женщину ответственной (через Еву) за первородный грех. В кратком обзоре библейской истории, которая, согласно «Повести временных лет», преподавалась Владимиру греческими миссионерами, объяснялось, что «человечество впервые согрешило через женщину... ибо из-за женщины Адам был изгнан из рая».

Возводя в абсолют идеалы аскетизма, священники видели в женщинах лишь дьявольское искушение, подавляя естественные для любого живого существа инстинкты и желания. «От жены начало греху и тою все умираем» — вот главная идея, ставшая основой для всяких обвинений, обличений и даже поношений женской личности в русском обществе. Аскетическое монашество видело в женщине главный источник искушения мужчины. Для монахов и тех, кто находился под их влиянием, она была «дьявольским сосудом», а не чем-либо иным. При этом женская личность полностью отдавалась под покровительство церковного суда, который являлся исключительным, привилегированным ее защитником, охранителем и оберегателем ее чести и личного достоинства. Неудивительно, что вскоре женщины окончательно лишились своих и без того ограниченных прав и свобод, попав под полный контроль патриархально-церковной системы насилия и принуждения.

Постепенно отдаляясь от общества, женщина, пусть даже и самого благородного происхождения, становилась объектом политических интриг и династических союзов. У знатных и зажиточных людей Московского государства жены и дочери находились взаперти, как в мусульманских гаремах. Девушек содержали в уединении, укрывая от человеческих взоров, так как до замужества мужчина должен был быть им совершенно неизвестен. Самые благочестивые люди были того мнения, что родителям следует бить дочерей, чтобы они учились слушаться мужа. Чем знатнее был род, к которому принадлежала юная дама, тем более строгости ее ожидало. В крестьянском быту, даже взваливая на женщин все, что было потруднее, их, по крайней мере, не держали взаперти.

Новая система семейных отношений по православному ГОСТу была закреплена знаменитым сборником житейских советов и рекомендаций  — «Домостроем», первая редакция которого была составлена в Новгороде Великом в конце XV  — начале XVI века, а вторая вышла из-под пера попа Сильвестра, влиятельного советника и воспитателя царя Ивана IV. Сильвестр писал «Домострой», опираясь на Закон Божий и христианские традиции, создавая идеал семейной жизни для русского населения.

Какие же советы давал отцу семейства этот именитый священнослужитель? Итак, всеми делами в доме занимается жена, но последнее слово всегда остается за мужем. Женщина по «Домострою» должна быть послушна и чиста, добра к мужу, трудолюбива и молчалива. Она не должна сплетничать, обязана общаться, с «кем велит муж», никогда не должна быть без дела — разве что только из-за болезни. За любое непослушание ее ждало наказание от главы семейства — например, порка плетью. Развод по желанию женщины полностью исключался, при этом измена мужа жене тяжким грехом не считалась.
Несмотря на то что во всей полноте своей реакционности и убожества «Домострой» никогда не был осуществлен, бесправное и унизительное положение женщин сохранялось на протяжении многих веков, усугубляемое и одобряемое церковными властями. Изменить сложившийся порядок вещей удалось лишь после отделения церкви от государства и включения России в процесс женской эмансипации — но негативные последствия былого бесправия и несправедливости ощутимы до сих пор.
Интересно, что современная православная церковь, судя по всему, согласна с Сильвестром и ему подобными: в конце 2010 года председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Всеволод Чаплин заявил, что женщины своим вызывающим видом и манерами провоцируют мужчин на изнасилование, — так что идеалы «Домостроя» продолжают жить в умах и сердцах православной братии.

Хиты: 3388
 
© «Тридевятый регион» 2004 — 2024
Рейтинг@Mail.ru