Знать и не бояться
Некоторое время назад. Ситуация житейская и, увы, привычная. Супермаркет одной из крупных торговых сетей, очередь, покупатель спорит с кассиром
Нет, вначале не спорит, а спрашивает:
— Почему я должен вернуться и поменять вот этот товар на другой?
Девушка за кассовым терминалом невозмутимо поясняет:
— Потому что этот у меня не бьется (не считывает информацию со штрих-кода).
Покупатель, задерживая очередь (замечу: поздно вечером работает лишь одна касса), возвращается в глубь торгового зала, берет другой товар… И он не бьется! И еще раз меняют — не бьется!
— Почему товар выставлен на полки, если его нельзя купить? — спрашивает клиент.
— Я ни при чем! Я кассир. Не мое дело! Приходите завтра.
Покупатель требует администратора.
Ситуация проясняется. В магазине — реорганизация: было ООО, а теперь — ОАО. Ну, а ценники там, поправки в программном обеспечении терминалов — все это еще до конца не выправлено. Вопросов не убавилось.К примеру: почему магазин не закрылся на учет? Повесьте табличку с извинениями и переклеивайте свои ценники! Глупый покупатель. А как же оборот денежных знаков?
Покупатель требует книгу жалоб и предложений. Вместе с книгой к кассе подтягиваются четверо мужчин. Трое с бейджиками охраны магазина, и один без — в штатском, важный.
Очередь, с любопытством наблюдавшая за спорщиками, оживляется.
Еще двое громко объявляют о своем недовольстве работой магазина.
Оказывается, пачку сигарет, представленную муляжом, ищут минут по 15. Охрана позволяет себе буквально по пятам следовать за посетителями, демонстрируя всем видом, что они — потенциальные воры. В местном кафетерии частенько тусуются подозрительные и пьяные компании, с ребенком не зайти. Одним словом — много чего вспомнили в очереди. Охрана обступила недовольных кольцом. Прозвучали первые фамильярные «ты»…
Покупатель, инициировавший глас народа, дописал жалобу и решил с помощью телефона сфотографировать текст. Для надежности. Товарищ в штатском взвился соколом:
— Съемка запрещена! Здесь вам не дома, это частная собственность!
Вместо регламентирующего запрет документа была предъявлена наклейка на дверях заведения — перечеркнутый фотоаппарат.
Короче, в результате получасовой перепалки четко обозначились два враждебных лагеря — работники супермаркета и покупатели.
Расставались, впрочем, мирно, хотя и недовольные друг другом.
Забегая вперед, скажу, что утром следующего дня руководство магазина, признав неправомерность действий своих работников, извинилось перед покупателем.
И, казалось бы, история не стоит выеденного яйца.
Стоит. Иначе она повторится. Не здесь — так в другом магазине, другого района.
А что до руководства с его извинениями, так у него выбора другого не было. Оно само изначально нарушило все существующие положения о правах потребителей.
Да и персонал, как показал конкретный случай, не знает даже азов законодательства, которым обязан ежечасно руководствоваться в своей работе.
А теперь — выводы.
Первое. Товар выставлен на прилавок — произошла публичная оферта, то есть приглашение к продаже. Кстати, неважно, муляж это или оригинал. Покупатель вправе требовать продажи именно этого продукта. А не другого, аналогичного.
Уверена, что чаще всего с нарушением данного канона сталкиваются курильщики. В витрине представлены сигареты определенной марки. А в наличии их нет. Покупатель молча уходит, перед ним даже не извиняются. Напрасно! Продавец обязан убрать с обозрения муляж. Конечно, лениво! Завтра, глядишь, завезут. Чего это ради туда-сюда выставку дергать. Но — обязан. Потому уже первое предложение вернуться в зал и заменить товар на аналог, который бы присутствовал в базе цен терминала, было грубейшим нарушением прав потребителя.
Второе. Кассир, ответивший покупателю, что ее не касается данная ситуация, еще раз грубо нарушила его права. Без лишних препирательств она обязана вызвать администратора зала. Сама. Не дожидаясь настойчивой просьбы.
Третье. Служба безопасности (или охрана, если угодно) не имела ни морального, ни юридического права вмешиваться в общение администратора и посетителей. Угрозы имущественного вреда для охраняемого ими объекта (магазина) не было.
Своим поведением старший и его подчиненные продемонстрировали не просто отсутствие элементарного воспитания, но и превышение служебных обязанностей. Рвение угодить хозяину может привести к банальной уголовщине.
Четвертое. Можно ли фотографировать в магазине… Интернет трещит от суждений и комментариев на эту тему. Но, уточню, покупатель в нашей истории не собирался производить фотосъемку объектов или товаров магазина. Он собирался сделать фотокопию (даже не фотоаппаратом, а вмонтированным устройством) своего заявления. И после достаточно невежливого окрика охраны попросил предоставить письменное основание для запрета. Не наклейку на стекле, а документ.
Читаем закон.
Для начала обратимся к главному документу — Конституции РФ.
29-я статья нам, гражданам России, гарантирует право собирать и распространять информацию. А еще есть закон РФ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Двумя его статьями регламентируется право гражданина на сбор информации. Так вот, никакими иными инстанциями (кроме федерального законодательства) нельзя ограничить доступ к ее получению.
Обычно охрана магазина заявляет, что это частная собственность, посему действуют внутренние правила. Но покупатели не являются работниками магазина, соответственно правила, установленные приказами руководителя, на них не распространяются. Они, покупатели, — граждане России, обязаны свято чтить лишь законодательство своей страны. Их права защищены Конституцией.
Между прочим, значок с перечеркнутой фотокамерой на дверях торгового центра как минимум должен быть подтвержден пунктом в уставе юридического лица… Мало ли чего мы у себя на кухне клеим на холодильнике. Соответственно охрана, запретившая использовать фотоаппарат, должна иметь выписку из устава, ограничивающую действия, подпадающие под определение «сбор информации».
Конечно же, основа взаимоотношений продавца и покупателя прописана в законе «О защите прав потребителя». Так вот, этот закон говорит: покупатель имеет право на получение информации о товарах и продавце, а также об услугах и тех, кто эти услуги оказывает. Потому, декларируя запрет на использование фотокамеры, хозяин магазина попирает сразу два федеральных закона и одну статью Конституции.
…Можно сколько угодно рассуждать о низком качестве жизни в стране, о несовершенстве закона и бесправии граждан. Но существует только один способ изменить ситуацию.
Знать и не бояться. Для этого не требуются особые юридические статусы и правозащитное мужество. Для этого необходимо только желание.