Печать PDF

С мэрий снимут мрамор

 


В областном правительстве положили еще один кирпичик в вертикаль власти

 

 


Министры определили норматив расходов на содержание органов местной власти — так сказать, вывели для муниципалов формулу любви к самим себе. По замыслу вышестоящих чиновников, с одной стороны, это антикризисная мера, с другой — исполнение закона, и с третьей — контроль над расходами. Кнуты (в виде сокращения трансфертов) обещаны нескромным главам, отделывающим свои мэрии мрамором, а пряники (в виде форы) — для умеющих экономить и богатеть.

 

Шаг в сторону не рекомендуется

Можно считать, что в области закончена реформа местного самоуправления. После долгих мучений и переделок худо-бедно сформирована двухуровневая система. Полномочия переданы, органы власти на местах уже пишут антикризисные планы и пересматривают пухлые стратегии, защищенные в прошлом году: кризис вносит коррективы. Грантовый поток в виде федеральных и областных софинансирований и прочих даров заметно сократился, если не сказать — усох. Самое время затянуть пояса.

И затянули. Не сами, правда, а методом сверху. С верхних этажей вертикали власти все видно (высоко сижу, далеко гляжу — как в сказке про Машу и медведя).

 

В среду в областном правительстве без вопросов одобрили проект постановления «О нормативах формирования расходов на содержание органов местного самоуправления Калининградской области на 2009 год». Министр по развитию территорий и взаимодействию с органами местного самоуправления Михаил Плюхин на этот раз на лидерстве области не настаивал: подобные ограничения действуют уже в двенадцати регионах. Например, в Кировской области и Забайкалье. С одной стороны, эта мера во исполнение закона, убеждал министр, — в соответствии со статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации: если доля трансфертов извне (за исключением финансирования госполномочий, переданных на места) превышает 10 процентов собственных доходов местного бюджета, муниципалитет не имеет права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации ( у нас  — областным правительством) нормативы на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих. Короче — нечего шиковать, если живешь не на свои доходы, а на деньги, спущенные сверху.

 

pluhМинистр посчитал это справедливым: «Норматив должен обеспечить, во-первых, справедливое соотношение доходов муниципального бюджета и расходов на содержание муниципальных чиновников и, во- вторых, ответственное и взвешенное отношению к прогнозированию бюджета». Формула не ограничивает, а наоборот — стимулирует поиски налоговых и неналоговых доходов, доказывал чиновник: наполнишь свою казну — тогда и повышай свои расходы, включая денежное содержание. Это не рекомендация, а приказ к исполнению. Шаг в сторону — не расстрел, конечно, но штраф в виде уменьшения или даже приостановления перечислений из областного бюджета.
Расчет норматива производится по группам муниципальных образований в зависимости от численности населения: менее 20 тыс. человек; от 20 до 100 тыс. человек; свыше 100 тыс. человек (к этой группе относится только областной центр).

Скромность как украшение власти

По замыслу областных чиновников, муниципалам с доходами ниже установленной планки надлежит быть скромнее. Светлогорску придется ощутимо ужаться, откровенничал Плюхин, Гусеву немножко сократить расходы. А, например, у Калининграда и Гурьевска есть фора: в бюджете на содержание заложено меньше, чем по нормативам. Так что одним придется сокращать штат, а другим можно и расширить.

Другие — это лидеры в экономическом развитии. У их глав и денежное содержание может быть максимальным. Министр не отрицал, что некоторые главы муниципалитетов получают за свою службу и за 100 тыс. рублей. Теперь, исходя из нормативов, глава будет решать, оставить себе зарплату с шестью нулями и работать одному  — или поделиться с подчиненными. Вот она, ответственность местной власти: все решает выборный глава, разумеется, вместе с представительным органом власти. Сокращать штат и устанавливать разумные рамки — или оставить все как есть; премировать или нет сотрудников; сократить автопарк и ходить пешком — или ездить на велосипеде; покупать туалетную бумагу — или использовать газеты, экономить ли на чернилах, скрепках, телефонных разговорах, командировках и пиаре.
«Вдруг глава, — втолковывал министр, — решит обложить здание мэрии мрамором… Может обложить хоть золотом, но если норматив превысит, денег из областной казны лишится». То есть должен наступить конец непозволительной роскоши. Постановление обязательно для исполнения, и месяцев через четыре-пять главам надлежит привести все в соответствие с принятыми нормативами. «Как исполнят бюджет, таким и будет результат», — припечатал министр. Чтобы вписаться в норматив, главам муниципалитетов придется экономить, как домохозяйкам, — либо на желудке, либо на одежде и развлечениях. По Сеньке, как говорится, и шапка. Пришла пора скалывать мрамор, сокращать секретарш и пересаживаться с иномарок на велосипеды. Или искать резервы внутри (а также прочие финансовые источники) и пополнять бюджет местными налогами. Выбор невелик, но есть.

Делай как мы!

Для муниципалов устроят целую конференцию о том, как правильно расходовать бюджетные деньги. С таким предложением на заседании правительства выступила министр финансов Ольга Малыгина. Правительство с мрамором не торопится, вписываясь в свои нормативы содержания.
Выслушав доклад министра финансов об исполнении бюджета за прошлый год, губернатор поручил донести до населения весть об успехах. Один из плюсов — своевременный секвестр: «В условиях прогнозируемого снижения собственных доходов в конце 2008 года, связанного с мировым финансовым кризисом, проведено сокращение расходов областного бюджета в объеме 948 млн рублей», — с гордостью напомнила министр. Областной бюджет недополучил 388 млн рублей — и все из-за кризиса, но налоговые и неналоговые доходы возросли в 2,1 раза (правда  — к уровню 2005 года).

Губернатор согласился со своим министром: основными приоритетами бюджетных расходов стали обеспечение социальной защищенности населения и стабильности социально-экономических показателей, а также предоставление качественных бюджетных услуг. «В течение года не допускалась задолженность областного бюджета по заработной плате и публичным обязательствам: социальным выплатам и пособиям, единовременным денежным выплатам ветеранам труда, труженикам тыла, многодетным семьям и другим льготным категориям граждан», — обрадовала всех Ольга Сергеевна. Если внимательно вчитаться в отчет, приоритеты ясно проступают: в прошлом году по расходам лидирует дорожное хозяйство  — 27 процентов в структуре расходов бюджетной сферы, на здравоохранение пришлось 19 процентов, на социальную политику — 14, образование — 9, сельское хозяйство и рыболовство — 1, а на общегосударственные вопросы 58.

Министр экономики Александра Смирнова заволновалась как раз по поводу последнего пункта (как бы налогоплательщики не подумали, что правительство тратит много денег на собственное содержание!) и предложила отделить
расходы на содержание органов госвласти от прочих. Из отчета министра финансов следует, что расходы на власть сократились по сравнению с предыдущим годом на 0,3 процента. То ли от мрамора отказались, то ли на лампочках сэкономили.

Губернатор наказал пресс-службе при распространении информации о расходах бюджета показать заботу правительства об экономии бюджетных денег и явить населению динамику сокращения расходов на себя, любимых. Из отчета, однако, не совсем ясно, куда постатейно ушли деньги. Но с фондом непредвиденных расходов все в порядке: истрачены все полмиллиарда, и каждый второй рубль  — «на решение неотложных нужд муниципальных образований».

Зато с чрезвычайкой, судя по всему, у нас все было спокойно: из резервного фонда по предупреждению и ликвидаций последствий ЧС не использован каждый четвертый рубль.

В целом по итогам исполнения бюджета на общероссийском фоне регион выглядит вполне пристойно: в расходах на национальную экономику и ЖКХ отстаем, по расходам на образование, социальную политику и спорт так же немного, но лидируем. Есть чему поучить муниципалов не только с помощью нормативов, но и на собственном примере.{jcomments off}

Хиты: 19299
 
© «Тридевятый регион» 2004 — 2018
Рейтинг@Mail.ru