Печать PDF

Рут Бенедикт


Выдающаяся американская исследовательница, она одной из первых применила культурную антропологию для изучения продвинутых сообществ.


Рут Бенедикт родилась 5 июня 1887 года. Многие источники утверждают, что местом ее рождения был Нью-Йорк, однако ее близкие друзья отмечали, что первым домом Рут стала ферма в Шенанго Вэли на севере штата.
Детство будущей профессорши Колумбийского университета нельзя назвать простым: ее отец, успешный хирург, умер через два года после появления девочки на свет, а мать, тяжело переживавшая потерю мужа, больше внимания уделяла своей младшей дочери. В результате Рут воспитывали бабушка с дедушкой. Кроме того, в школе Бенедикт была диагностирована частичная глухота. Впрочем, это не помешало ей в 1905 году поступить в престижный колледж Вассара, где когда-то училась и ее мать. В 1909 году Бенедикт стала бакалавром гуманитарных наук.
В 1913 году Бенедикт встретила Стэнли, студента-медика, и в 1914 году они поженились. По данным биографов, Рут не была влюблена в Стэнли, но вышла за него из-за давления общества и страха остаться в одиночестве. Молодая семья поселилась в пригороде Лонг-Айленда, однако Бенедикт, ставшая домохозяйкой, скучала по активной деятельности, вялый темп загородной жизни наводил на нее тоску. Изучавшая в колледже английскую литературу, она писала стихи, некоторые из которых были опубликованы под псевдонимом, а также взялась за биографию британской писательницы и феминистки Мэри Уоллстоункрафт. Бенедикт планировала целую серию биографий, по ее собственному определению,«несмирившихся и полностью раскрепощенных женщин предыдущего поколения».
В 1917 году во время эксперимента Стэнли отравился газом, и семья для восстановления его здоровья переехала в Нью-Гэмпшир. В это же время Бенедикт узнала, что она бесплодна, и приняла решение посвятить свою жизнь науке. В 1919 году она начала посещать лекции по культурной

антропологии - науке о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах их проявления и на всех этапах развития, которая сформировалась как отдельная дисциплина только в конце XIX века.
Она продолжила свое образование в качестве ученицы известного антрополога Франца Боаса в Колумбийском университете, получив в 1923 году степень доктора философии за исследование духов-оберегов Северной Америки. Завершив учебу, она стала помощницей, а потом и преемницей Боаса. В 1934 году она возглавила отделение антропологии к Колумбийского университета, а в 1946 году была удостоена звания профессорши.
В 1922 году Рут Бенедикт познакомилась с Маргарет Мид, также занятой в научной сфере. Завязавшаяся дружба постепенно переросла в роман, со временем потерявший свою остроту и приобревший форму интеллектуального союза. «Для Рут Бенедикт ее взаимоотношения с Маргарет Мид были откровением. Очевидно, они затронули столь глубинные струны ее души, что с того момента эта женщина стала любить женщин», - отмечала биограф ученой Маргарет Каффри. В 1931 году брак Бенедикт, чей муж был против научной карьеры жены, окончательно распался.
В ходе совместной исследовательской деятельности Бенедикт и Мид ввели понятие положительного и отрицательного отклонения, предположив, что женщины, которым нравятся женщины, подпадают под понятие положительного, если они принимают свою любовь как нормальную альтернативу общественным условностям. Отрицательным отклонение считается лишь тогда, когда такие женщины замыкаются в гомофобии своего общества и вследствие этого ненавидят себя. Человек с отклонениями, утверждала Бенедикт, это «не какой-то вид, требующий определения и описания на основе общепринятой психологии аномалии». Напротив, человек с отклонениями - это всего лишь «вид, к которому общество, где он рожден, не испытывает интереса».
Пытаясь изменить отношение к гомосексуальности как к болезни, Бенедикт в тридцатые годы опубликовала статью «Антропология и аномалия», в которой поставила под сомнение категории «нормального» и «аномального» и показала, что «всякий раз, когда в каком бы то ни было обществе гомосексуальности было отведено достойное место, люди, которые не могут любить иначе, играли соответственно те достойные роли, которое общество отводило им». Бенедикт утверждала, что равным образом определенные ценности, считающиеся в американском обществе аномальными, не выходят за рамки привычного в других обществах.
В своем главном общетеоретическом труде «Модели культуры», вышедшем в 1935 году, Бенедикт вновь отстаивала культурно-релятивистский принцип, согласно которому каждое явление культуры может быть адекватно понято только в общем контексте данной культуры. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, Бенедикт в то же время признавала, что между обществом и индивидом существует тесная взаимосвязь и личность следует изучать в системе этой взаимосвязи. Бенедикт показала решающую роль культуры в создании трех различных образов жизни на примере народов зуни, добу и куакиутл. Это стало серьезным доказательством того, что биология подменяет культуру в качестве основного фактора, обусловливающего жизнь человекаJZL
Во время Второй мировой войны по заданию Службы военной информации США Бенедикт занялась изучением японской национальнойпсихологии, чтобы создать своеобразное руководство для американских военных и гражданских чиновников после оккупации Японии. Бенедикт широко использовала разработанную ею технику «дистанционного изучения культуры» (анализ научной и художественной литературы, дневников военнопленных, просмотр японских кинофильмов, интервьюирование проживающих в США японцев). Сама исследовательница Бенедикт никогда не была в Японии и не знала японского языка. Книга «Хризантема и меч», созданная на основе собранных материалов, получила широкое распространение и признание.
Японская культура рассматривается в ней как иерархическая по своей сути, что предполагает точное знание каждым членом общества своего места в нем и своей роли. Бенедикт типологизирует японскую культуру стыда, противопоставляя ее западной, прежде всего американской культуре вины с этическим акцентом на божественных заповедях. Исследование получило довольно неоднозначную оценку: Бенедикт неоднократно обвиняли в неправильном понимании японского менталитета и использовании недостоверных фактов. Тем не менее «Хризантема и меч» стала классической работой зарубежного японоведения и культурной антропологии в целом, работой, к которой до сих пор обращаются исследователи.
Довольно своеобразнам произведением Бенедикт можно считать брошюру «Расы человечества», выпущенную в 1943 году в соавторстве с Джейн Велтфиш и карикатурами Эда Рейнхардта. Книга, направленная против расовых стереотипов, предназначалась для армии США, однако была запрещена для использования, так как некоторые члены Конгресса США выступили против идеи о равенстве рас и даже умудрились увидеть «коммунистическую пропаганду» в наличии пупка на изображениях Адама и Евы.
В 1946 году Рут Бенедикт получила грант в 100 000 долларов на сравнительное исследование семи различных культур. После предварительной подготовки она собиралась поехать в восточную Европу для проверки достоверности своих заключений, но не смогла из-за ухудшения здоровья. Рут Бенедикт умерла 17 сентября 1948 года.

 

Хиты: 713
 
© «Тридевятый регион» 2004 — 2017
Рейтинг@Mail.ru