Печать PDF

Видимость перспектив


Пока губернатор Алиханов в ходе официального визита в Беларусь договаривался с президентом Лукашенко о покупке новых автобусов, мэр Ярощук заглядывался на новые троллейбусы и трамваи. Впрочем, ждать тотального обновления транспортной системы Калининграда пока не приходится


Первый заграничный выезд Антона Алиханова в качестве утвержденного главы Калининградской области, как и ожидалось, прошел в довольно благостных тонах: Александр Лукашенко с видом умудренного годами старшего товарища лестно отозвался о новоиспеченном губернаторе, в очередной раз назвал российский регион «родной областью» и от лица всей Республики Беларусь пообещал в случае чего «подставить плечо». Кстати, Антон Андреевич также не остался в стороне  - в своем инстаграме он уважительно назвал Александра Григорьевича «особым партнером» и даже использовал специальный хэштег #одинвектор.
Одним из итогов поездки стало заключение нового договора о приобретении Калининградской областью партии автобусов Минского автомобильного завода к чемпионату мира по футболу - предполагается, что во время спортивных состязаний на них будут перевозить сотрудников правоохранительных органов, а потом передадут на баланс города.
Не терял время зря и мэр областного центра Александр Ярощук, наведавшийся на предприятие «Белкоммунмаш». По словам городского головы, завод предложил городу несколько «очень интересных образцов» электробусов и трамваев без контактной сети. Предварительная цена более чем привлекательная - около 23 млн рублей за штуку. Кроме того, как утверждает господин Ярощук, такого уровня технологий и внешнего вида подвижного состава он не видел даже в Нью-Йорке.

Интересно, что совсем недавно завод уже предлагал Калининграду приобрести выпускаемые им электробусы, не требующие наличия контактной сети. По словам главы «Белкоммунмаша» Олега Быцко, они абсолютно экологичны, удобны в эксплуатации и довольно быстро окупаются. Александру Ярощуку они уж точно понравились - мэр надеется, что сделка состоится.
При этом глава Калининграда не теряет надежды вернуть на городские улицы трамвай и даже допустил расширение маршрутной сети - правда, признав, что у местных властей недостаточно средств на такие покупки. Приходится рассчитывать на федеральные власти, которые вроде как рассматривают вопрос о субсидировании приобретения электротранспорта для регионов.
Таким образом, уже в следующем году Калининград гарантированно получит новую партию автобусов, а в перспективе - совершенно обновит подвижный состав общественного транспорта за счет трамваев и рельсобусов. Звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой? То-то и оно.
Постепенно уходящий 2017-й стал первым годом, прошедшим при полном доминировании в системе общественного транспорта областного центра подвижного состава муниципального предприятия «КалининградГорТранс». Это стало возможно благодаря двум взаимосвязанным факторам: приобретению порядка 130 белорусских автобусов МАЗ в 2015-2016 годах и резкому обострению отношений между городской администрацией и частными перевозчиками.
История получилась довольно скандальная: накануне 2016 года ряд крупных транспортных предпринимателей города написали письмо президенту Путину, в котором рассказывали о своем бедственном положении, в которое их поставили Александр Ярошук и семейная чета Мухомор. Городской глава был прямо обвинен в лоббировании интересов «Калининград-ГорТранса», попытке прижать ногтю частных перевозчиков и даже в коррупционной деятельности при приобретении в лизинг новых автобусов. В очередной раз возникла тема необходимости подъема цен на проезд, т.к., по мнению подписавших письмо, городской тариф не дотируется из бюджета и является одним из самых низких в России. Именно из-за него перевозчики, по их же мнению, и не могут обновить свой автобусный парк, чего от них требуют городские власти. vidimost-perspektiv-1
Городские и региональные власти на эпистолярное творчество бизнесменов отреагировали довольно быстро и остро: глава«КалининградГорТранса» Анатолий Мухомор все обвинения отверг, на его сторону встал Александр Ярощук, назвавший стратегию перевозчиков, пытающихся (по мнению мэра) противодействовать реорганизации городского транспорта, непозволительным поведением. Состояние подвижного состава частников калининградский глава назвал крайне неудовлетворительным и даже прибегнул к скрытым угрозам, пообещав уделять особое внимание обновлению подвижного состава при заключении новых контрактов на перевозку граждан.
Последовавший за ним конкурс подтвердил изменившийся статус «КалининградГорТранса», который и получил большинство маршрутов. При этом один из инициаторов письма, Сергей Донских, к этому времени был вынужден покинуть свою должность в городской администрации, а его компания «БалтАвтоЛайн» закономерно пролетела мимо конкурса.
Жесткую позицию относительно частных перевозчиков Александр Ярощук занимает и поныне: пару недель назад он пообещал уже в следующем году добиться обновления их подвижного состава. Сделать это они должны к новому конкурсу на распределение городских маршрутов. При этом в словах мэра сквозит неприкрытая угроза: мол, если не обновите, то не получите и пассажиров, а «КалининградГорТранс» может справиться и без вас.
Такая непримиримая позиция городской администрации не может не вызывать определенных вопросов. Конечно, значительная часть нареканий к частным перевозчикам вполне справедлива: большинство автобусов фирм-перевозчиков действительно морально и физически устарели, редко содержатся в чистоте и порядке, водители не всегда соответствуют квалификационным требованиям, а уж о точном графике работы на маршруте можно только мечтать. Тем не менее улучшить положение коммерческих компаний, отобрав у них большинство маршрутов, явно не получится.
При этом важно понимать, что тариф на перевозки в Калининграде искусственно занижен - это признает даже «КалининградГорТранс». Таким образом, путей для увеличения дохода, на которые можно было бы обновить подвижный состав, у частников фактически не осталось, а ни городские, ни региональные власти поддерживать их, судя по всему, не намерены, предпочитая наращивать мускулатуру муниципального предприятия.
Само по себе преобладание на дорогах областного центра муниципального транспорта нельзя назвать негативным явлением - все зависит от того, на каких принципах организуется вся система общественных перевозок. И вот тут мы приходим к главной проблеме Калининграда, которая в этом году обозначилась особенно остро - безальтернативности автобуса.
На протяжении нескольких лет после объявления Калининграда городом - участником чемпионата мира по футболу 2018 года активно обсуждались многочисленные варианты обновления системы общественных перевозок, благо новая транспортная схема тогда только разрабатывалась. И приглашенные из Европы специалисты, и российские эксперты тогда в один голос говорили о необходимости восстановления трамвайной сети Калининграда и перспективах развития электрического транспорта в целом. Руководство города и области с этими доводами охотно соглашалось. С большой помпой для областного центра в Польше был приобретен новый трамвай, постепенно из города убрали маршрутки, по внутренним железнодорожным путям был запущен регулярно действующий рельсобус.vidimost-perspektiv-2
Увы, резкое обострение международных отношений в 2014-2016 годах, сопровождающееся серьезным внутренним экономическим кризисом, привело к тому, что дотации Калининградской области со стороны федерального центра начали безжалостно сокращать, после чего все грандиозные планы по перестройке системы общественного транспорта областного центра отправились пылиться на полку. Теперь власть действует по принципу «дешевле и проще», предпочитая нагружать транспортную систему автобусами. То, что при этом вне основных маршрутов остается значительная часть новых районов, а автобусов порой не дождаться даже в центре Калининграда, списывается на вынужденные неудобства. При этом жители города оказались далеко не в восторге от приобретенных в братской республике автобусов, жалуясь на малоеколичество свободного места, неудобное расположение кресел и прочие проблемы.
А что же трамвай? Еще этим летом Александр Ярощук говорил о желании сохранить хотя бы два трамвайных маршрута, так как денег на развитие новых направлений нет. О необходимости разобрать часть трамвайных путей заявлял Антон Алиханов, намекая на возможность провести референдум по вопросу судьбы калининградского трамвая (который, естественно, не провели). Таким образом, о возвращении на городские улицы полноценной трамвайной сети речи уже не идет: региональный бюджет этого просто не вытянет, а помощи со стороны федерального центра еще нужно дождаться, да и то никто ее пока не гарантировал.
Что же касается разрекламированных «Белкоммунмашем» электробусов, то пока что практика их использования в российских реалиях приживается с трудом - например, в Петербурге запустить их полноценное движение у городской администрации так и не получилось из-за технических сложностей. Вполне вероятным представляется сценарий, что несколько приобретенных для пробы составов покрасуются в период проведения игр ЧМ-2018, а потом будут отправлены в депо на «вечную стоянку», а заменят их такие привычные и надежные в своих недостатках автобусы.
Скептически настроен против электробусов и Анатолий Мухомор, утверждающий, что производители скрывают реальную информацию о затратах и вреде экологии. При этом глава «Калининград-ГорТранса» считает электробусы будущим городских перевозок. Видимо, просто это будущее не для нас.

 

Хиты: 745
 
© «Тридевятый регион» 2004 — 2017
Рейтинг@Mail.ru