Печать PDF

Пьер Паоло Пазолини


Провокационный, скандальный, откровенный, омерзительный, гениальный, неоднозначный - его награждали множеством эпитетов, и все они были отчасти справедливы, но никогда не давали исчерпывающего описания одного из самых заметных деятелей итальянского искусства XX века.


Пьер Паоло Пазолини родился 5 марта 1922 года в Болонье - городе на севере Италии, столице провинции Эмилия-Романия. Семья будущего писателя и режиссера отличалась высоким статусом: мать Пьера была зажиточной крестьянкой, отец, вышедший из достаточно известного дворянского рода, последовательно занимал ряд значимых армейских постов.
Детство и юность Пазолини проходила в разъездах по Северной Италии, пока в 1937 году он не поступил на факультет романской филологии Болонского университета. К этому времени Пьер активно пробовал свои силы в поэзии и публицистике. Будучи студентом, он опубликовал сборник стихов на фриуланском диалекте, активно писал статьи для студенческого ежемесячника.
В конце лета 1943 года молодой человек был призван в армию и попал на фронт, однако в боевых действиях участия так и не принял - через неделю после начала службы Пазолини его полк был взят в плен немецкими войсками. Сам режиссер рассказывал, что из чувства протеста он бросил свой карабин в канаву, где и просидел в ожидании, пока его полк уведут.
Шоком для семьи стала смерь брала Пьера Гвидо, состоявшего в антифашистской «Партии действия», но по трагическому стечению обстоятельств убитого югославскими партизанами. Позже Пазолини утверждал, что именно травма, пережитая на заре жизни, делает человека революционером; увиденное на войне и трагическая смерть брата перевернули его сознание, и домой Пьер Паоло, ставший школьным учителем литературы, вернулся уже другим человеком. В это же время Пазолини обрел одну из главных страстей своей жизни, о чем он сам писал следующим образом: «В первый раз я столкнулся лицом к лицу с классовой борьбой. И у меня не было никаких сомнений: я сразу же встал на сторону крестьян. Безземельные носили красный шарфы, повязанные вокруг шеи, и с этого момента и я принял коммунизм, основываясь на чистых эмоциях. Только затем я прочел Маркса».
Первое время политика была благосклонна к молодому человеку: его приняли в итальянскую коммунистическую партию, избрав секретарем партийной ячейки в городке Казарса, а о творчестве Пазолини благосклонно отзывались даже в Советском Союзе. В сентябре 1958 года по приглашению Союза советских писателей состоялся визит Пазолини в СССР, в Москву, где он принял участие в конференции, посвященной проблемам поэзии.
Однако вскоре его отношения с как с советскими, так и с итальянскими коммунистами оказались безнадежно испорченными. Основной причиной стала нетрадиционная сексуальная ориентация Пазолини, которую он не считал нужным скрывать. В послевоенной Италии подобное поведение считалось непозволительным, что привело к многочисленным обвинениям в непристойном поведении. Ряд судебных заседаний поставили крест на учительской карьере Пазолини и довели его до глубокой депрессии. «Мое будущее даже не черное, его просто не существует», - писал он в этот период одному из своих друзей.
В 1950 году Пьер вместе с матерью переехал в Рим, где прожил в нищете долгие десять лет, подрабатывая актерской игрой и литературной корректурой. Впрочем, Пазолини не забывал и о собственном творчестве - вышедшие в это время романы «Бурная жизнь» и «Парни из жизни», чьими героями стали обитатели городского дна итальянской столицы, принесли писателю определенную популярность, но не понравились официальным властям за излишнюю «непристойность».
В мире кинематографа Пазолини первое время был известен не как режиссер, а как сценарист, придумавший сюжеты примерно 15 кинолент, включая «Ночи Кабирии» Федерико Феллини и «Костлявую смерть» Бернандо Бертолуччи. С Бертолуччи, тогда еще совсем молодым человеком, Пьер познакомился через его отца - писателя Аттилио Бертолуччи. Дружба и сотрудничество с Феллини оказались не столь продолжительными - два режиссера разошлись во взглядах во время съемок первого режиссерского проекта Пазолини - «Аккатоне». Лента, увидевшая свет в 1961 году и основанная на романе Пьера Паоло, в духе неореализма рассказывала о жизни римских трущоб. jzl
Как пишет исследователь Пол Рассел, картина задала направленность и сюжетные темы всех последующих фильмов режиссера: религия (ее внутренняя сила, продажность и безумие), марксизм и классовая борьба, мифология, чувственность и сексуальность. В 1962 году Пазолини снял одну из четырех короткометражек для киноальманаха «РоГоПаГ», действие которого происходит на киносъемках сцен распятия Иисуса Христа. За участие в съемках фильма Пазолини был арестован и приговорен к условному заключению.
За этим последовала череда кинокартин, большинство из которых были основаны на классике мировой литературы: «Евангелие от Матфея», «Царь Эдип», «Декамерон», «Кентерберийские рассказы», «Медея» и др. Впрочем, каждый сюжет Пазолини тщательно прорабатывал, наполняя его новым символизмом и современными ему политическими реалиями.
Так, Иисус в исполнении 19-летнего студента из Испании Энрике Иразоки неожиданно приобрел налет марксизма, что усиливалось внешним сходством Иразоки с Эрнестом Че Геварой. Фильм вызвал настороженное отношение со стороны католической церкви, т.к. Пазолини придерживался скорее атеистических взглядов и утверждал, что «любая формальная, то есть являющаяся официальным учреждением религия не только не обязательна для улучшения мира, а, наоборот, мешает ему».
Тем не менее чаще всего объектом критики режиссера становился капитализм - система, которую Пазолини ненавидел всей душой. «Религии противоположен не коммунизм, который хотя и взял у буржуазной традиции светский и позитивистский дух, в глубине своей очень религиозен, а противоположен религии капитализм - жесткий, безжалостный, циничный, чисто материалистический, причина эксплуатации человека человеком, колыбель культа власти, ужасное логово расизма», - рассуждал режиссер.
Один из критиков утверждал, что фильмы Пазолини скорее визуальны, нежели повествовательны: они состоят из коротких, изолированных эпизодов, которые можно уподобить фотографиям, математическим аксиомам или ответам на вопросы из катехизиса. Для достижения такого эффекта, пишет Пол Рассел, Пазолини активно использовал общий план в сочетании с отсутствием действия или незначительным действием, статическую неподвижность камеры и непрофессиональных актеров.
Еще одной особенностью фильмов Пазолини стала их шокирующая многих откровенность, которую нередко расценивали как непристойность: девять его картин встретили серьезные препятствия со стороны цензуры. Сам он утверждал, что создает фильмы, «где вы можете найти естественное чувство тела, того физического начала, elan vital, которое было давно утеряно». Собирая материалы для своих лент, режиссер активно путешествовал по всему миру: он побывал в Иерусалиме, Иране, Йемене, Непале и других странах.
Бурную общественную реакцию вызвала лента «Теорема», вышедшая в 1968 году: историю таинственного незнакомца, по очереди соблазняющего членов порядочной буржуазной семьи, посчитали оскорбительной и аморальной. Тем не менее судья вынес фильму оправдательный приговор, обосновав это следующим образом: «Волнение, которое я испытал при просмотре, носило не сексуальный, а исключительно идеологический и мистический характер. Поскольку речь, бесспорно, идет о произведении искусства, оно не может быть непристойным».
Еще более бурную общественную реакцию вызвал последний фильм Пазолини - «Сало, или 120 дней Содома», до сих пор запрещенный в нескольких странах. Лента, основанная на произведении знаменитого Маркиза Де Сада, была наполнена литературными отсылками и, по признанию самого режиссера, являлась метафорой отношений человека и современной власти, которую он ненавидел. После более чувственной и оптимистичной «Трилогии жизни», куда входили ленты «Декамерон», «Кентерберийские рассказы» и «Цветок тысяча одной ночи», Пазолини хотел создать символическую «Трилогию смерти», сместив акценты на более мрачные мотивы. Осуществить ее ему так и не удалось: 21 ноября 1975 года он был найден мертвым.
В убийстве режиссера был обвинен 17-летний Джузеппе Пелози, однако обстоятельства до сих пор не выяснены до конца.

Хиты: 858
 
© «Тридевятый регион» 2004 — 2017
Рейтинг@Mail.ru