Печать PDF

Не время отдыхать


В минувший вторник на заседании правительства выяснилась шокирующая новость: новоизбранный губернатор Калининградской области - не супермен. А мы ведь надеялись!


Сначала ничего не предвещало беды: на первом после выборов Антона Алиханова... ой, простите, выборов главы региона заседании кабмина врио вице-премьера Гарри Гольдман буднично отчитывался о ходе реализации региональной госпрограммы «Туризм» по итогам 2016 года и первого полугодия 2017-го. Программа эта считается одной из приоритетных для региона, деньги на нее выделяются более-менее приличные, вот только прорыва в туристической сфере Калининградской области все как-то не происходит.
Любопытствующие смогли узнать из доклада министра, что за шесть месяцев этого года Янтарный край посетили порядка 525 тысяч туристов. С одной стороны, это неплохо - на 5 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. С другой - предыдущие два года темпы роста турпотока были куда активнее (видимо, экономический кризис, значительно ограничивший возможности для заграничного отдыха, был не настолько силен, чтобы отказываться от путешествий вообще). Теперь же, судя по всему, денег стало не хватать даже на Калининград (да и патриотический подъем после присоединения Крыма в плане отдыха на родных берегах, похоже, поутих). Впрочем, плановый показатель в 1,32 млн человек за весь 2017 год в правительстве все равно намерены достичь.
Также, по словам господина Гольдмана, в этом году около 18 млн пойдет на стимулирование развития приоритетных видов туризма и решение актуальных задач отрасли. Работа, как утверждает вице-премьер, ведется аж в четырех направлениях: событийный туризм, развитие детского и молодежного туризма, обеспечение 100-процентной классификации гостиниц, субсидирование расходов бизнеса на рекламу региона и налаживание новых контактов с партнерами. Звучит, конечно, внушительно - вот только 18 млн для таких грандиозных задач будет, честно говоря, маловато.

Кроме того, субсидии получили несколько проектов в рамках программы «Создание условий для рекреации и устройства мест массового отдыха», позволяющих реализовывать небольшие задумки - как довольно симпатичные (например, воссоздание Читального павильона в зоопарке), так и слегка сомнительные (как скульптуры из травы в Светлогорске). По словам вице-премьера, соответствующий конкурс на выбор проектов был проведен в феврале, а соглашения с муниципалитетами о расходовании средств субсидий правительство подписало в мае.
В этот момент свежеиспеченный губернатор встрепенулся и уточнил, откуда взялась такая разница во времени между конкурсами и соглашениями. Робкая попытка Гарри Гольдмана сослаться на работу муниципалитетов, кажется, задела Антона Андреевича за живое, так что глава региона выступил с настоящей воспитательной речью о недопустимости подобной волокиты и безразличия со стороны муниципалитетов, которые потратили два с половиной месяца непонятно на что. Далее вошедший в раж губернатор припомнил бесконечную историю с реализацией контракта на дорогу в Гвардейске, а также пассивность муниципалитетов в ответ на инициативу правительства о выделении районных дотаций со сборами долгов по транспортному налогу. И жители Калининградской области узнали правду о том, что даже Антон Алиханов - не супермен, чтобы (цитата) «летать туда-сюда и во всем разбираться».
Привычно отыграв роль строго, но справедливого начальника, губернатор отправился в Москву, где отчитываться предстояло уже ему: Владимир Путин собирал для беседы новых глав регионов. Месяц назад президент провел в регионе совещание по вопросам развития транспортной инфраструктуры Северо-Запада России - и аккурат перед встречей с губернаторами на сайте Кремля появился список поручений по итогам встречи. alihanov-1
Большая часть из них так или иначе тоже касается туристических перспектив региона -нововведения должны как минимум облегчить попадание в Калининградскую область как для россиян, так и для иностранцев.
Еще в августе Антон Алиханов традиционно пожаловался на трудности, возникающие у жителей Калининграда из-за отсутствия конкуренции среди авиаперевозчиков: мол, билеты на самолеты дорогие, субсидированных мало, а достать их трудно. Владимир Владимирович ситуацией проникся и цены на авиабилеты потребовал снизить, поддержав предложение министра транспорта господина Соколова об отмене налога на добавленную стоимость на авиабилеты, который сегодня составляет 10 процентов. Говорят, что это также позволит как минимум на 13-15 процентов увеличить в последующие годы объем региональных перевозок и даст энергию для развития региональных аэропортов.
При этом было непонятно, останутся ли у региона традиционные субсидии на перевозки, позволяющие несколько месяцев в году покупать билеты по фиксированной цене. Как выяснилось - останутся: по словам Антона Алиханова, объем средств на следующий составит около 370 млн рублей. Более того - губернатор выступил за идею распространить субсидии не только на высокий сезон, но и на весь год, а также выразил надежду на то, что в аэропорту Храброво будет развиваться конкуренция среди перевозчиков, что пойдет на пользу пассажирам. Появятся ли в Калининградской области полноценные лоукостеры, о чем многие мечтают уже не первый год, - одному богу известно, но субсидированные билеты для региона сохранят точно, и это уже хорошо.
Не забыл президент и про иностранных туристов, для которых предложено рассмотреть вопрос о возможности введения безвизового въезда (на срок пребывания не более 72 часов) или въезда на основании электронных виз. Трехдневный безвизовый режим в регионе уже действовал - в рамках эксперимента, прекращенного в этом году. Естественно, что на турпоток это нововведение особо не повлияло - доля иностранных туристов в области не превышает 13 процентов, и большинство из них услугой не воспользовалось. Тем не менее даже такая небольшая уступка в виде приглашающего жеста для иностранцев в условиях обострившихся международных отношений региону, некогда гордившемуся своим европейским расположением, точно не повредит.
А вот еще одна инициатива Владимира Путина - о достройке многострадального Приморского кольца - уже успела вызвать немало гневных реакций со стороны простых россиян. Антон Алиханов еще в августе честно заявил, что эта стройка будет передана на федеральный уровень, так как при существующих условиях софинансирования регион просто не может позволить себе участвовать в реализации проекта. Видимо, денег особо нет и в федеральной кубышке, так как финансировать продолжение строительства трассы в правительстве думают при помощи повышения акцизов на бензин и дизельное топливо на один рубль с 2018 года. Это позволит наскрести средств на несколько проектов, в том числе и на Приморское кольцо, новые очереди которого могут обойтись в 40 млрд рублей. alihanov-2
Проект, очевидно, находится в приоритете - по крайней мере, Владимир Путин попросил Антона Алиханова с ним не тянуть.
В ответ губернатор дал честное пионерское ускориться: мол, в следующем году часть проектно-сметной документации, которая уже была разработана, обновят и отдадут в Министерство транспорта, а там уже можно и подрядчика искать. Оптимистичный вариант старта начала работ - 2019-й, более реальный - 2020 год.  
Зато уже в следующем году должно начаться строительство морского терминала в Пионерском, который сможет принимать круизные и грузопассажирские суда. По мнению президента, это создаст дополнительные возможности для развития туристического кластера. Проект терминала обсуждается в регионе не первый год, однако всегда оставался на уровне теоретических разглагольствований, так как денег на его реализацию никогда не было. Теперь же указание о строительстве пришло напрямую от главы государства. Впрочем, финансовую нагрузку обещает взять на себя федеральный бюджет - Калининградская область должна только обеспечить строительство подъездной дороги к месту строительства. Насколько подобный терминал действительно необходим региону и не лучше ли пустить деньги, требующиеся для его реализации, на что-нибудь более перспективное - другой разговор. Впрочем, с региона в данном случае спрос небольшой - и ладно.
В выделенное ему время глава Калининградской области еще успел обсудить с президентом поправки, касающиеся Особой экономической зоны, но там ничего нового или интересного сказано не было. По гамбургскому счету были еще раз обозначены три своеобразных подарка президента на избрание угодного власти губернатора: сохранение субсидий на авиаперевозки (спасибо, как говорится, что не отняли), строительство нового терминала в Пионерском (калининградцам, впрочем, особо не нужного) и продолжение Приморского кольца (поверим, когда доживем).
Смогут ли эти проекты кардинально изменить обстановку в регионе и вывести тот же туризм на радикально новый уровень? Что-то мы сомневаемся. Принесут ли они жителям региона реальную, хоть и не особо большую пользу? Ну, что же, а вот это вполне возможно.

 

Хиты: 1138
 
© «Тридевятый регион» 2004 — 2017
Рейтинг@Mail.ru