Печать PDF

Нормальные герои всегда идут в обход...


Когда всюду повторяют мантру о России, которая в изоляции, то на географическую карту не смотрят, а под миром понимают Европу... Но если всю Россию изолировать невозможно, то отдельные ее части (во всяком случае, одну - Калининградскую область) можно вполне, ибо у нас кругом Европа.


По линии наименьшего сопротивления
И надобно отдать Москве должное: похоже, в столице это учитывают и исподволь, но давно готовятся к тому, что Калининград может сесть в осаду. И бессмысленная, на первый взгляд, программа строительства у нас пяти электростанций, явно избыточных для калининградского региона, - явное тому доказательство.
И строительство терминала приема сжиженного газа с регазификацией - тоже на ту же тему: мало ли что может случиться с трубой, которая идет по территории не слишком-то дружественной Литвы. Оно, конечно, дороже, но зато ни от чьих капризов снабжение региона газом зависеть не будет.
Впрочем, то, что большинство строящихся станций грязноватые угольные, а не газовые, тоже понятно - мало ли как будет с проходом танкеров-газовозов, опять-таки - если что... Это, конечно, совсем уж конспиративное предположение, но других причин такого выбора и не придумаешь: уголь у нас хоть и бурый, но - на крайний случай - свой есть.
Ну и, видимо, в эту же строку и такая новость: на днях премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил план строительства паромов для обеспечения транспортной доступности Калининградской области. То есть к 2020 году планируют построить три новых судна.
Два первых начнут строить в 2018 году, а третий - в 2019-м, причем ответственными за заключение соглашения о финансировании строительства паромов назначены специальная проектная компания и «Газпромбанк». Кураторы солидные - правда, кто будет паромы строить, пока неясно, однако уже известно, что точно не «Янтарь». А жалко, хотя это объясняется тем, что он загружен военными и рыбопромысловыми заказами до 2018 года и вообще без модернизации не может построить судно длиной 200 метров. Поэтому после придется искать незагруженную верфь на Северо-Западе. Короче, и здесь ясности нет, так что весь проект - пока только желание...
При этом следует понимать, что ходящие сейчас два парома не то чтобы перегружены и люди на них в очередь не стоят. Но если уж в не самые простые времена государство готово выделить аж 5 млрд рублей, то, видимо, вероятность того, что востребованность их возрастет, весьма высока... Иными словами, калининградский транзит по автотрассе и железной дороге в весьма вероятной опасности. Конечно, еще далеко не исчерпаны возможности дипломатического давления на Литву, но работа это долгая, требующая компромиссов и хотя бы минимальной взаимной доброжелательности. С паромом все проще: воды-то международные, хотим - плывем, хотим - нет.

Полумеры - лучше, чем ничего
Впрочем, не будем особо нагнетать: если сейчас по железной дороге мы перевозим примерно 11 млн тонн грузов в год, а двумя паромами (говорят, достаточно загруженными) - примерно 2 млн тонн, то три, пусть даже и современных, парома вместо двух кардинально сухопутный транзит не заменят.
Например, и. о. заместителя главы правительства Калининградской области Александр Шендерюк-Жидков считает: проект запуска новых паромов обеспечит транспортную безопасность области и позволит снять зависимость региона от железнодорожных тарифов Литвы и Белоруссии. Сейчас они делают каждый вагон груза, следующего из России в область и обратно по железной дороге, в среднем на 30 тысяч рублей дороже, чем при транспортировке внутри страны. В итоге это сказывается на цене товаров, поставляемых в регион и за его пределы. Но чтобы полностью закрыть потребности области в перевозках грузов, на линии нужны не три, а шесть паромов. А может, и все десять! normalnye-geroi-1
Однако на такое нам и рассчитывать не приходится, тем более, что существующая портовая инфраструктура такой нагрузки не выдержит. Да и трассу Балтийск - Калининград придется прокладывать новую - существующая и сейчас еле-еле живая.
Тем не менее определенные препоны и козни, которые нам могут строить соседи, равно как и их нежелание увеличивать калининградский грузопоток, морской путь даже в предполагаемом виде в определенной степени смягчит.
Тем более что есть отдельная, весьма актуальная для Калининграда тема - перевозки военные, которые особо раздражают соседей. Особенно если предполагается, что они будут возрастать по объему и номенклатуре - а коли напряженность между РФ и НАТО будет увеличиваться, то так оно и произойдет. Железнодорожная платформа вся на виду, а что там в трюме парома - кто знает? Может, «Искандеры», может, «Арматы», может, псковские десантники...

А что на реверсе?
Но увы, наряду с этими плюсами (если они, конечно, плюсы) у идеи перехода на паромный транзит есть и очевидные минусы, ибо у каждой монеты есть аверс, а есть и реверс. Тем более что паромы предполагаются не бесплатные, а по 4,7 млрд за штучку. Москва же выделяет нам только 5 млрд.
А еще 9 млрд Калининграду предлагается привлечь самостоятельно. И есть глубокое подозрение, что даже найди мы такого инвестора, он в первую очередь захочет гарантий того, что паромы окажутся востребованными, полностью загруженными и в разумные сроки окупятся.
А тут (если мы действительно не окажемся в осаде) никаких гарантий нет. И в первую очередь потому, что перевозка от Калининграда до Усть-Луги паромом занимает 36-40 часов и погрузка-разгрузка - до 20. Но это если погода приемлемая. А в осенние и весенние шторма можно и на пару недель зависнуть...normalnye-geroi-2
А железной дорогой, как ни крути, чуть больше суток, причем в любое время года. Но это полбеды - гораздо хуже, что вся логистика большинства наших грузоперевозок в обоих направлениях заточена на Москву и на ее транспортный узел, который, как ни крути, но сравнительно в центре Европейской части РФ.
А перевозка через Питер, который в углу страны, за исключением грузов, идущих в Северную столицу, будет всяко дольше, а следовательно - дороже. И ничего хорошего калининградцам, и без того небогатым, не сулит. Хотя администрация успокаивает: мол, таможни на железной дороге увеличивают расходы на 30 рублей за тонну, а здесь будет поменьше...
Иными словами, может, все-таки дипломатически поработать? Ведь пароходы провожают совсем не так, как поезда... Помните:
Как ни шути, волнений больше -
Ведь ты уже не на земле.
Как ни ряди, разлука дольше,
Когда плывешь на корабле.

Хиты: 39
 
© «Тридевятый регион» 2004 — 2017
Рейтинг@Mail.ru