Печать PDF

С грехом пополам

s-grehom-popolam-1

На прошлой неделе в Калининградскую область с очередным визитом нагрянул министр спорта Виталий Мутко, осмотревший чуть не ушедший под воду стадион, а заодно (чего два раза мотаться) и новый терминал Храброво.


Территория вокруг стадиона, в июле превратившаяся в одну большую лужу, к визиту высокого начальства привести в порядок и не удалось, хотя рабочий процесс значительно ускорился накануне знаменательной даты.
Впрочем, Виталий Леонтьевич был в достаточно благодушном настроении - гулял по стадиону, много улыбался, общался с рабочими, а потом вместе с врио губернатора Антоном Алихановым вышел к журналистам. «Строительство идет хорошими темпами. Мы видим, что все общестроительные работы основные закончены, идет укладка газона, настройка инженерного обеспечения. Работа не такая заметная, но очень трудоемкая, и ее остается много. В целом все в графике», - бодро отчитался министр о проделанной работе, отметив, что во всей программе подготовки Калининградской области к ЧМ наблюдается большой прогресс.
Проблемы подтопления территории возле стадиона глава министрерства спорта объяснил тем, что раньше на объекте было три заказчика на трех различных участках, из-за чего работы были не скоординированы. Теперь же проекты объединены, и началась работа по осушению территории. Также Мутко пообещал, что обустройства всего острова и создание инфраструктуры (дорог, тротуаров, системы берегоукрепления) будет закончено уже до конца этого года: «На данном объекте у нас большой процент выполнения работ по прокладке всех инженерных сетей: дренаж, канализация, водоснабжение и так далее. Поэтому опасений у нас нет. Это достаточно смелый проект, который мы реализуем на такой огромной территории в самом сердце Калининграда. Надеюсь, он откроет для города новые горизонты и перспективы развития», - в практически пасторальных тонах подвел итоги министр.
Вообще же история отношений между Виталием Мутко и Калининградом в рамках подготовки к ЧМ-2018 длится уже не первый год и, как положено любой хорошей истории, полна драматических поворотов, напряженных моментов и сильных эмоций (чаще всего негативных). Еще в далеком 2012 году министр спорта называл город в числе «проблемных» претендентов на право принимать игры чемпионата. Впрочем, из окончательного списка Калининград все-таки не вылетел, и уже в апреле 2013 года прибывший в областной центр министр бодро рапортовал о том, что остров Октябрьский является оптимальным местом для строительства стадиона - тогда как раз затихали споры о том, где именно нужно разместить спортивную арену. Виталий Леонтьевич, побывавший на площадке будущей «стройки века», назвал открывшиеся ему пейзажи очень красивыми (уж не знаем, что его впечатлило больше: заболоченная плоскость, чудеса советской типовой архитектуры или разномастные гаражи).
Год спустя министр спорта был настроен по отношению к Октябрьскому уже не столь радушно, отмечая, что остров заболоченный, а будущий стадион - «немножко дороговастый». Вопрос о финансировании встал ребром: господин Мутко настаивал, что все спортивные арены к ЧМ-2018 должны стоить одинаково и предоставлять Калининграду дополнительные финансы федеральный бюджет не намерен (бесконечные денежные вливания в питерскую «Зенит-Арену» тогда еще не успели стать притчей во языцех).

Затем министр немного оттаял, да так, что немного искривил пространственно-временной континуум: «Это самый центр Калининграда, это 10 метров от могилы Канта, и мы его обязательно построим, несмотря на все сложности», - встал он грудью на защиту спортивной арены на заседании комитета Совета Федерации по социальной политике.
Затем настроение Виталия Мутко вновь кардинально поменялось: в августе 2014 года в эфире телеканала «Россия-2» министр безапелляционно заявил, что место для будущей арены выбрано неудачно, а инвестиции, которые нужно вложить в обустройство острова и строительство стадиона «на болоте», - «запредельные». Вместо этого он предложил реконструировать стадион «Балтика» (который до этого, что характерно, предлагал снести).
Успокаивать общественность пришлось губернатору Николаю Цуканову, который вскоре заявил о том, что Виталий Мутко достиг договоренности с главой ФИФА Йозефом Блаттером о сокращении числа мест на стадионе до 35 тысяч. Тем не менее господин Мутко продолжал настаивать на отказе от проекта и более-менее успокоился только к концу 2014 года, подтвердив, что стадион все-таки построят на острове. При этом проект спортивной арены в срочном порядке перелапачивался - с тем чтобы сократить количество мест и выбросить из планов все, что потребует дополнительного финансирования. Как известно, в результате Калининград получил скучную коробку из стекла и бетона, ныне одиноко торчащую на берегу Преголи.
Впрочем, на изменении проекта стадиона головная боль Виталия Леонтьевича, естественно, не закончилась - после этого началась свистопляска с прохождением государственной экспертизы, да и темпы все-таки начавшихся строительных работ долгое время отставали от заявленных сроков. Кажется, отлегло от сердца у федерального чиновника только в этом марте, когда во время очередного визита он, рассуждая о подготовке области к ЧМ-2018, отметил «серьезные изменения в положительную сторону». Позитивный настрой министру удалось сохранить и во время летнего визита. s-grehom-popolam-2
Свежеобретенный оптимизм Виталия Мутко не смог испортить даже визит в аэропорт, где ему показали новый, только что открытый терминал. Реконструкция Храброво тянется столь долго и столь безнадежно, что от нее, кажется, успели устать уже все: и строители, и работники аэропорта, и правительственные чиновники, но в первую очередь - пассажиры, вынужденные взлетать и приземляться посреди строительной площадки.
В свое время Николай Цуканов был настроен довольно оптимистично и даже уверял, что вскоре Храброво вполне сможет составить конкуренцию аэропортам Риги и Гданьска. Глава региона охотно делился планами создать новую региональную авиакомпанию и превратить калининградский аэропорт в современный международный хаб - масштабный пересадочный узел, который будет обсуживать гостей из российских регионов. Однако строительные работы, по старой русской традиции, чрезвычайно затянулись, требуя все новых и новых инвестиций со стороны бюджета. А вот частный бизнес Храброво так и не смогло заинтересовать. Изрядно раздраженный Николай Николаевич не раз критиковал забуксовавшую реконструкцию воздушных ворот и даже грозил сменить владельца аэропорта, если инвестор не будет соблюдать новые сроки реконструкции и не закончит работу вовремя.

 

Врио губернатора Антон Алиханов подхватил славную традицию инспекции Храброво - в частности, он осмотрел ход работ накануне нового года, еще не зная, что в новогодние праздники пропахавший брюхом взлетное полосу самолет фактически парализует работу аэропорта. В мае Храброво вновь оказалось замешано в неприятной истории, после того как СМИ узнали, что чемоданы и сумки там выдавались на улице без проверки багажных талонов. В пресс-службе воздушной гавани тогда лишь вздохнули и философски ответили, что это - только временная и вынужденная мера из-за строительных работ.
Новый терминал должны были открыть еще 1 июня, но за день до назначенной даты оказалось, что он все еще не готов к выполнению служебных обязанностей. В результате торжественное событие состоялось только 22 июля, а зона прилета международных воздушных линий заработала буквально накануне визита высокопоставленной делегации - 1 августа.
Виталий Леонтьевич по долгу службы также неоднократно был вынужден подгонять ход реконструкции - нормально действующий аэропорт в период проведения чемпионата мира по футболу имеет критическое значение. Еще в прошлом году он предлагал «не танцевать вокруг подрядчика» реконструкции, намекая на то, что если тот не справляется со своими задачами, то его можно и сменить.
Впрочем, во время инспекции работ в марте 2017 года министр спорта был уже не столь категоричен. Обошлось и без необходимости отчитывать подрядчика и на этот раз: осмотрев новый терминал, Мутко отметил, что должны быть выдержаны все сроки и с соответствующим качеством. Антон Алиханов, также прогулявшийся по аэропорту, пообещал, что полностью все работы завершатся 30 марта следующего года. Завершение реконструкции врио губернатора назвал одним из ключевых и знаковых событий предстоящего региона.
В целом визит высокопоставленного гостя в Калининградскую область прошел достаточно спокойно и даже протокольно: традиционные прогулки по намеченным объектам традиционно подкреплялись заверениями в завершении всех работ в срок. Кажется, что и стадион, и аэропорт министру спорта уже порядочно осточертели - впрочем, на фоне той же «Зенит-Арены» калининградские проблемы уже не кажутся столь вопиющими. Видимо, и реконструкция Храброво, и строительство стадиона действительно закончатся более-менее вовремя. Но станут ли они двигателями для стремительного развития Калининградской области, как неоднократно обещали нам чиновники самых разных рангов? Пока что поверить в это довольно трудно.

Хиты: 766
 
© «Тридевятый регион» 2004 — 2017
Рейтинг@Mail.ru