Печать PDF

Константин Сомов


Этой весной в Санкт-Петербурге состоялась первая за долгое время крупная выставка работ Константина Сомова - выдающегося русского художника Серебряного века, добившегося известности и на родине, и в эмиграции.


В галерее искусств KGallery было выставлено более 80 живописных и графических работ художника, его книжная графика, а также фарфоровые композиции, выполненные по его эскизам. Предметы для экспозиции были предоставлены как российскими музеями, так и частными собраниями Европы, Санкт-Петербурга и Москвы.
Несмотря на высокую культурную значимость, выставка не произвела такого фурора, как ретроспективы других русских художников, огромные очереди на которые уже стали поводом для многочисленных шуток. Дело тут не только в достаточно скромном объеме представленных работ или же отсутствия громкой репутации у KGallery - просто имя Константина Сомова в России сегодня остается неизвестным подавляющему числу ее жителей.
В советский период творчество состоявшегося эмигранта, четко ассоциирующееся с буржуазией, декадентством, мотовством и прочими дореволюционными образами, не было под прямым запретом - скорее, его подвергли тихому забвению. Уже в постсоветское время из обширной кладовки талантов Серебряного века было извлечено немало подзабытых имен, однако художниками в данном случае зачастую пренебрегали в пользу поэтической братии. Тем не менее сегодня имя художника все чаще упоминается на его исторической родине, и персональная выставка его работ - прекрасное тому подтверждение. Константин Андреевич Сомов родился 30 ноября 1869 года в Санкт-Петербурге. Его отец, более двух десятков лет служивший старшим хранителем Императорского Эрмитажа, был одним из самых известных искусствоведов и музейных деятелей своего времени. Альберт Бенуа вспоминал, что стены квартиры Сомовых «были густо завешены картинами» - неудивительно, что сын хранителя Эрмитажа решил стать художником.
Андрей Сомов погиб в результате несчастного случая в 1909 году. Мать художника, Надежда Константиновна Лобанова, была прекрасно образована и занималась музыкой. Константин рос в благополучной и интеллигентной среде вместе со старшим братом Александром и младшей сестрой Анной (впоследствии она получит известность благодаря сумкам, которые станет самостоятельно расшивать).
В 1888 году Константин Сомов окончил престижную частную гимназию Карла Мая, где его одноклассником на протяжении трех лет был Альбер Бенуа - его будущий соратник по «Миру искусства». «С Костей Сомовым меня сблизило его увлечение театром. Он даже был влюблен (точнее, он воображал, что влюблен) в красивую актрису французского театра Жанн Брендо, и попытками передать ее тонкий профиль были испещрены все бруйоны и все обложки учебников Кости. Но по этим грифонажам никак нельзя было заключить, что мальчик станет когда-либо художником, что он вздумает посвятить себя живописи», - вспоминал впоследствии Бенуа. jzl
Учеба в Академии заняла у Сомова почти десять лет: окончив основной курс в 1892 году, он продолжил обучение в мастерской Ильи Репина. В1897-м художник добровольно покинул Академию и провел две зимы в Париже. По воспоминаниям того же Бенуа, в то время в учебном заведении царила консервативная, затхлая атмосфера, не стихали разговоры о необходимости реформировать Академию.
«Это определило его дальнейшую судьбу и дало возможность его таланту достигнуть полной зрелости и самобытности. Он с горячим рвением отдался любимой работе, черпая свое вдохновение в самых тонких, изысканных, иногда самых причудливых проявлениях творящего духа: томная музыка XVIII века, пышная архитектура Версаля, фантастический мир "Тысячи и одной ночи", волшебные сказки Гофмана, туманные картины Дальнего Запада, болезненно утонченные рисунки Бердслея - все это служило художнику. Благодаря этим влияниям талант Сомова быстро и полно расцветал», - писал о жизни Сомова в столице Франции один из его современников.
Именно в Париже Сомов сблизился с Бенуа, который написал о нем первую статью, появившуюся в журнале «Мир искусства» в 1898 году. К этому времени Бенуа и Сергей Дягилев уже фактически сформировали новое художественное объединение, провозглашавшее приоритетным эстетическое начало в искусстве. Сторонники «Мира искусства» стремились к модерну и символизму - искусство, по их мнению, должно было в первую очередь выражать личность художника.
Константин Сомов стал одним из самых активных участников нового художественного объединения. Художник, вернувшийся в Россию в 1899 году, оформлял журнал «Мир искусства» и периодическое издание «Художественные сокровища России», создал иллюстрации к «Графу Нулину» Александра Пушкина, повестям Николая Гоголя «Нос» и «Невский проспект», нарисовал обложки поэтических сборников Константина Бальмонта («Жар-птица. Свирель славянина»), Вячеслава Иванова (Cor Ardens), титульный лист книги Александра Блока «Театр». Кстати, о Блоке - широкую известность получил портрет поэта, написанный рукой художника, создавшего целую галерею представителей Серебряного века. Сюжетами его наполненных цветом картин часто становились балы, маскарады, зарисовки из жизни высших слоев общества. Наряду с пейзажной и портретной живописью и графикой Сомов работал в области мелкой пластики - в частности, он создавал изысканные фарфоровые композиции.
Постепенно Сомов набирал популярность как один из самых заметных художников начала XX века. Его известность была несколько скандальной, и не только из-за разгульного образа жизни, присущего Серебряному веку - живописец фактически не скрывал своей гомосексуальной ориентации, что воспринималось обществом неоднозначно.
Первая персональная выставка картин, эскизов и рисунков Константина Сомова состоялась в Петербурге в 1903 году. За ней последовали выставки в Гамбурге и Берлине. В 1907 году в Германии вышла антология эротических сочинений авторов XVIII века «Книга Маркизы. Сборник поэзии и прозы», иллюстрированная эротическими рисунками Сомова. В дальнейшем художник неоднократно возвращался к чувственным образам, сделав их одной из своих визитных карточек. В январе 1914 года Сомов получил статус действительного члена Академии художеств.
После Октябрьской революции Константин Сомов не сразу решился покинуть Россию - в 1918 году он стал профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских, в 1919-м состоялась его юбилейная персональная выставка в Третьяковской галерее. «Мне трудно было продолжать мою красивую и роскошную жизнь. Пришлось отпустить прислугу и сжаться со всеми моими вещами в две комнаты. Они вышли похожи на склад мебели», - писал он одному из своих друзей. Заказов, как и творческой свободны, с каждым годом становилось все меньше, и в 1923 году, выехав из России в Америку в качестве уполномоченного «Русской выставки», на которой советское правительство решило представить творчество русских художников, Сомов решил не возвращаться обратно. С 1925 года он жил во Франции, продолжая активно работать. В 1932 от туберкулеза умер его спутник жизни Мефодий Лукьянов, что стало для Сомова большим ударом.
В последние годы жизни выставки художника с успехом прошли в Праге и Париже, где Константин Сомов скоропостижно скончался от болезни сердца 6 мая 1939 года в возрасте 70 лет. Художник был похоронен на кладбище Льер в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

 

 

Хиты: 1178
 
© «Тридевятый регион» 2004 — 2017
Рейтинг@Mail.ru