Печать PDF

Угробить город ремонтом

ugrobit-gorod-pervaya


Пока городские и региональные власти начинают поиск подрядчиков для ремонта сразу пяти городских магистралей и реконструкции набережной Карбышева, еще не начавшийся ремонт Деревянного моста уже отстает от графика. Тем временем областной центр медленно погружается в пучину ремонтно-строительного хаоса


За годы, прошедшие со времени включения Калининграда в список городов - участников чемпионата мира по футболу, десятки идей относительнотого, что нужно сделать для подготовки к столь важному событию, прошли суровую школу жизни. От одних проектов пришлось отказаться вовсе (например, возрождения трамвайной сети), другие претерпели существенные изменения - так, идея восстановления исторического центра исхудала до капитального ремонта хрущевок в псевдоганзейском стиле.
Тем не менее за год с небольшим до того, как в самый западный регион России нагрянут гости со всего света, список насущных дел, пусть и значительно сокращенный, остается тревожно длинным. Это приводит к тому, что сразу несколько дел начинают делать одновременно - например, в конце марта стало известно о планах городской администрации закрыть на реконструкцию сразу два основных пути, ведущих на остров Октябрьский. Ремонт Высокого моста сильно затянулся из-за поспешной переделки проекта и долгой возни с теплоцентралью, а переносить сроки ремонта Деревянного моста некуда - иначе никак не успеть.
Задача эта действительно первостепенная, так как именно расположенный на острове стадион примет многотысячную толпу футбольных фанатов, которым надо как-то попадать на остров, а потом выбираться с него. На прошлой неделе глава комитета городского хозяйства Юрий Кондратьев признал, что реконструкция Деревянного моста должна начаться уже в этом месяце с тем, чтобы завершиться до конца года - вот только итоги конкурса, который должен определить подрядчика, пока не подведены. Тот факт, что закрытие обоих мостов если не парализует, то значительно осложнит движение транспорта по острову и, следовательно, жизнь его обитателей, в администрации понимают, но сделать с этим ничего не могут. Предлагают потерпеть.
Терпеть придется много и терпеть придется всем: в конце марта агломерация, куда входит областной центр и ближайшие к нему населенные пункты, неожиданно попала в федеральную программу «Безопасные и качественные дороги». Московский проспект, улица Емельянова, улица Дзержинского, проспект Калинина, участок улицы Невского - все эти улицы планируется отремонтировать в ближайшие два года (и это не считая Северного и Южного обходов, которые также фактически относятся к городу). Добавим сюда строительство Восточной эстакады, ремонт мостов на остров Октябрьский, ремонт путепровода на Озерова - и в глазах начинает немного темнеть. Представители администрации и регионального правительства лишь разводят руками и робко обещают стараться не ремонтировать магистрали одновременно и по возможности делать это по ночам. Замглавы регионального управления дорожного хозяйства Дмитрий Анисимов вообще честно ответил журналистам, что будет коллапс. Что делать в этой ситуации попавшим во внутреннюю осаду калининградцам? Естественно, терпеть. По словам врио министра развития инфраструктуры Елены Дятловой, все необходимые согласования для программы «Безопасные и качественные дороги» региональному правительству удалось пройти за рекордные три недели, так что теперь начнется резвый поиск подрядчиков с тем, чтобы уже к концу мая рабочие смогли выйти на Московский проспект и улицу Александра Невского. Надо сказать, что чиновница на минувшей неделе проявила немалую дозу оптимизма, отметив, что дорожные работы в 2016 году проводились как никогда хорошо. Будут ли они проводиться так же хорошо, когда весь город превратится в огромную ремонтно-строительную площадку, а время начнет беспощадно поджимать? Хороший вопрос. При этом можно вспомнить, насколько ухудшалось транспортное сообщение в городе при ремонте достаточно локальных участков - например, моста на Аллее Смелых или участков улицы 9 Апреля. Одновременное ограничение движения сразу на нескольких базовых городских дорогах при условии закрытия важных мостов - перспектива действительно пугающая.
Дабы избежать обвинений в беспочвенной критике всего и вся, отметим: сам факт того, что улицы и мосты, которые действительно давно требовали ремонта, будут наконец-то отремонтированы, негативным, конечно, считать нельзя. Проблема в том, что хорошее в теории начинание на практике оборачивается не самыми радужными последствиями. В данном случае нельзя не обратить внимание на спешку, в которой власти вынуждены проводить все работы. Быстрое согласование документов, быстрое проведение конкурсных процедур, быстрое выполнение условий подряда - даже самый наивный человек понимает, что быстрота рано или поздно скажется на качестве

Тут нелишним будет вспомнить строительство второй эстакады, которую спешили закончить как раз к думским выборам 2011 года. Мост, который начали использовать по прямому назначению до того, как закончили все работы, не могли сдать в эксплуатацию еще много лет, к тому же началось разрушение дорожного полотна и несущих конструкций. Спешка в ремонте основных городских магистралей может привести к похожим печальным результатам.
Кроме того, программа «Безопасные и качественные дороги» предусматривает именно ремонт, а не полноценную реконструкцию. Конечно, ремонт -  это тоже хорошо, однако он явно не решит проблемы загруженности калининградских дорог. Возьмем ту же улицу Дзержинского - одну из основных магистралей, соединяющих центр с южными районами Калининграда. Еще в 2013 году администрация проводила конкурс на разработку проекта ее реконструкции, который предусматривал бы увеличение дорожного полотна до четырех полос, расширение тротуаров, обустройство велосипедных дорожек и прочие радости жизни. Это позволило бы основательно разгрузить транспортную систему значительной части города - однако теперь Дзержинского вместо этого максимум получит новый асфальт. При этом шанс на то, что в ближайшие годы власти вернутся к идее ее реконструкции, значительно снижается - зачем, если улицу уже отремонтировали? Эта же логика вполне применима и к остальным магистралям, попавшим в список федеральной программы, - фактически Калининград на ближайшие годы теряет возможность действительно качественного улучшения состояния дел на дорогах.
Стоит отметить, что упомянутые проблемы начинают действовать не только там, где нужно что-то отремонтировать, но и там, где будут строить что-то новое: на прошлой неделе региональное управление заказчика капитального строительства объявило тендер по выбору подрядчика капитального ремонта набережной Карбышева в Калининграде. Впрочем, само слово «набережная» на данный момент является скорее комплиментом, чем данностью, это фактически поросший осокой берег Преголи на отшибе острова Октябрьского. На отрезке длиной 2,5 км от Деревянного моста до пересечения с Литовским валом планируется провести берегоукрепление, организовать пешеходные дорожки, детскую и спортивные площадки. Предполагается, что стоимость работ составит чуть больше 300 млн - то есть в шесть раз меньше, чем потребовалось на расположенную на другом берегу набережную Трибуца. ugrobit-gorod-2
При этом новый проект, судя по всему, ждут все те же проблемы - набережная так же фактически оторвана от городской инфраструктуры, при этомникак не использует свою «водную» функцию. В результате набережная Трибуца, на которую были потрачены внушительные деньги, так и не стала новой «точкой силы» и пользуется популярностью в первую очередь у молодых матерей с детьми, беспечных школьников и еще более беспечных алашей - но эти категории населения, кажется, способны оккупировать даже ядерные руины и в счет не идут.
Теперь столь же безликий проект, но еще более дешевый, украсит и соседний берег Преголи - при этом будет вырублена прибрежная зеленая полоса, которая сейчас придает хоть какое-то очарование дикой местности. Обещанные детские и спортивные площадки вполне могли бы размещаться в любом другом месте (с чем-чем, а со свободным пространством у острова проблем явно нет) - в данном случае они служат скорее «затычкой» для пустого пространства набережной, которому в силу отсутствия бюджета и фантазии не нашлось иного применения. При этом не очень понятно, что стало с идеями продлить «Рыбную деревню» на набережную Карбышева, о чем еще довольно активно говорили пару лет назад. Оригинальный проект хотя и имеет ряд недостатков, смог создать живую городскую среду у воды, достаточно гармонично сочетающую торговые, ресторанные и рекреационные участки. Видимо, в нынешних условиях повторить успех «Рыбной деревни» уже не получится.
На этом фоне настоящей отдушиной смотрится проект небольшого разводного моста с острова Канта к улице Виктора Гюго. По словам вице-премьера правительства области Гарри Гольдмана, он позволит соединить туристические точки притяжения, так что потенциальный гость города сможет пройти от Музея толерантности в строящейся синагоге мимо Кафедрального собора к Музею Мирового океана. Предполагается, что мост построят уже к ЧМ-2018, и он станет частью комплексного проекта ООО «Ластадие».
В целом же подготовка города к чемпионату мира по футболу напоминает попытку молодой неопытной хозяйки приготовит праздничный обед, когда время поджидает, а сделать нужно тысячу вещей. Неудивительно, что в суп вместо соли попадает сахар, сдувшееся суфле отправляется в мусорное ведро, а предательски подгоревшие артишоки заменяются на банальную картошку. Остается надеяться, что гости хотя бы из вежливости сделают вид, что им все нравится.

 

Хиты: 486
 
© «Тридевятый регион» 2004 — 2017
Рейтинг@Mail.ru