Печать PDF
Марк Гэтисс
Актер, сценарист, продюсер, писатель — кажется, сложно найти дело, которое будет не по плечу одной из самых обаятельных медиаперсон современной Великобритании

Марк Гэтисс родился 17 октября 1966 года в небольшом городке Седжфилде, что в английском графстве Дарем. Его родители  работали в Эдвардианской психиатрической больнице, напротив которой и прошло детство Марка. Отец происходил из шахтерской семьи и был первым в череде поколений, кто стал работать на поверхности земли, будучи горным инженером.

С юных лет Гэтисс увлекался научной фантастикой и детективами. Зачитываясь рассказами Конан Дойля и не пропуская ни одного выпуска научно-фантастического сериала «Доктор Кто», юноша и представить не мог, что в будущем его работа будет тесно связана с этим миром. Это помогало бороться со скукой и тоской, так как делать в Седжфилде было практически нечего. «Ньютон-Эйклифф, где была школа, куда я ходил, был послевоенным городком, и я его ненавидел. Я в детстве хотел расти в Оксфорде или каком-нибудь другом симпатичном месте. Я удалился в мир Шерлока Холмса — мечтал жить как детектив конца XIX века, а не в мрачном постиндустриальном городке», —вспоминал актер. Большими успехами в школе Гэтисс похвастаться не мог, да и особой популярностью не пользовался: замкнутый юноша, увлеченный готической литературой, ходил во всем черном, пользовался подводкой для глаз и больше думал о прошлом, чем о будущем: «Я всегда любил прошлое. Я представлял себе встречи выпускников школы еще до того, как ее окончил. С самого детства я мечтал о цилиндре, и папа сшил мне жилет, который до сих пор у меня сохранился, — на одной пуговице».

После окончания школы Марк поступил в йоркширский колледж драмы Бреттон-холл, где и обучался театральному искусству. Вместе с товарищами по учебе он создал комическую группу «Лига джентльменов», получившую известность сначала благодаря сценическим выступлениям, а затем и шоу на телевидении. Юмор «Лиги джентльменов» — черный, жесткий, хлесткий, немного абсурдный — продолжал традиции, заложенные легендарной комедийной труппой «Монти Пайтон». После того, как «Лига» получила престижную награду «Золотая роза Монтре» на фестивале в Эдинбурге, был заключен контракт с ВВС на создание сериала. Это был грандиозный успех. В трех сезонах скетч-шоу, выходившего с 1999-го по 2002 год, рассказывалось о необычных жителях городка Ройстон Вейзи, каждый их которых мог похвастаться своим уникальным гротескным образом. На основе сериала был также снят полнометражный фильм «Лига джентельменов: Апокалипсис», выпущенный в 2005 году.

Mark_Gatiss_9362665401В девяностые годы Гэтисс — на тот момент практически безработный актер, вынужденный ночевать у своих друзей и знакомых, — начал карьеру писателя. Естественно, не обошлось без «Доктора Кто»: романы по мотивам сериала, радиопостановки и сценарные тексты Марка фанаты оценили довольно высоко. Свою первую книгу он написал в 25.
Успешной карьере Марка Гэтисса не помешал и тот факт, что актер никогда особо не скрывал свою нетрадиционную сексуальную ориентацию: «Я никогда не сидел “внутри чулана”, если говорить об окружающем мире. Все мои друзья знали (даже до того, как я рассказал об этом родителям) — и я никогда не был “в чулане”  ни как писатель, ни как актер, что на самом деле очень меня радует. У меня никогда не было намерения набрать на этом политические очки, но я никогда не скрывал этого факта, как сейчас поступают знаменитости, поскольку так им советуют их агенты», — вспоминал Гэтисс.
К середине двухтысячных годов Гэтисс был лично знаком почти со всеми игравшими Доктора актерами и многими сценаристами. День, когда известный английский продюсер Рассел Ти Дэвис, в 2005 году решивший вновь выпустить на экраны Великобритании сериал «Доктор Кто», позвонил Марку и попросил написать сценарий для готовящегося первого сезона, сам Гэтисс считает одним из самых счастливых в своей жизни.

По состоянию на 2013 год Марк написал шесть сценариев для «Доктора Кто», четыре раза выступал в нем в роли актера — это не считая нескольких романов по вселенной сериала, а также многочисленных аудиопьес и пародий. Гэтисс также написал документальную драму «Приключение в пространстве и времени». Фильм повествовал о создании «Доктора Кто», был снят в честь 50-летия сериала. О своей работе в качестве сценариста и актера «Доктора» сам Марк отзывается исключительно восторженно: «Сбылась мечта об участии в “Докторе Кто”. Я никогда не думал, что это случится, даже сейчас, когда новому сериалу исполнилось 10 лет. Я не могу поверить, как быстро прошло время. Мое сердце наполняется гордостью от того, что мое любимое старое шоу полностью переделано и имеет успех по всему миру, которое смотрят семьями, которое смотрит новое поколение детей».

Кроме того, Марк Гэтисс — один из создателей сериала «Шерлок», перевернувшего с ног на голову представления о знаменитом детективе и ставшего международным феноменом. Телесериал является плодом сотрудничества Стивена Моффата и Марка Гэтисса, каждый из которых уже занимался адаптацией викторианской литературы для телевидения. Идея сериала возникла, когда Моффат и Гэтисс, работавшие в Кардиффе над «Доктором Кто», в поезде на Лондон обнаружили, что оба увлекаются детективами Дойля. Их идея заключалась в освобождении Холмса из «тюрьмы» Викторианской эпохи. Гэтисс не одобрил последние телевизионные адаптации Шерлока Холмса, назвав их «слишком благоговейными и слишком скучными». «Мы хотели вытащить его из искусственного викторианского тумана и увидеть его таким, какой он есть. Шерлок Холмс на самом деле шикарный чудак из богатой семьи, этот жуткий ученый — раскрыватель преступлений, который живет в вашем городе. А Ватсон — солдат, из-за ранения демобилизованный с войны в Афганистане, и дома ему немного скучно, потому что он предпочел бы вернуться на фронт. Потому разгадки преступлений вместе с психопатом его стимулируют», — вспоминал Моффат.

Старшего брата Шерлока сыграл сам Гэтисс, значительно переработав образ Майкрофта и добавив ему дополнительного шарма и индивидуальности. Актер и сценарист уверен, что причина успеха «Шерлока» и «Доктора Кто» заключается в их «британскости»: «Каждый раз, когда я встречаю человека, который пытается затушевать британскую составляющую, я думаю: “Взгляни на факты”. Если ты попытаешься сделать Джеймса Бонда типичным американцем, от его шарма ничего не останется, так что это глупо — пробовать упрощать что-то до примитивного, делая это самое что-то более приемлемым, когда на самом деле это наибольшая особенность, но которую реагируют люди. Это как с индийской едой!».

Марк Гэтисс не привык выставлять свою личную жизнь напоказ, но и не делает из нее тайны.  В 2008 году он заключил гражданское партнерство с артистом Йеном Халлардом. О знакомстве с будущим мужем Марк вспоминал так: «Йена я встретил в сети. Он оказался таким грамотным — и я сказал себе: “Вот человек, который мне нужен”. Первый наш разговор был почти полностью посвящен грамматике. Я знал, что хочу снова с ним встретиться. Он сказал невозмутимо: “Я предпочитаю не разглашать свои планы”, но на следующий день мне позвонил». Пара сочеталась браком в присутствии родных и близких в Миддл-Темпле в центре Лондона, под портретом королевского советника Эдварда Карсона, который выступал обвинителем в процессе против Оскара Уайлда. Первое, что сделал Марк, когда пришло его время выступить с небольшой речью, —  обращаясь к портрету, щелкнул пальцами: «Это тебе за Оскара». «Йену, любви моей жизни» посвящена и первая книга Марка из серии авантюрных детективов про шпиона и по совместительству художника-портретиста Люцифера Бокса — «Клуб Везувий», вышедшая в 2004 году.

Марк Гэтисс активно выступает в поддержку ЛГБТ-движения: «Думаю, очень опасно утверждать, что все битвы выиграны, хотя мы живем в совершенно другом мире. Я вспоминаю, как выходили на митинги за равенство прав перед зданием парламента 20 лет назад, и ощущение, будто это происходило в другой жизни. Так что мир очень изменился, но следует иметь в виду, что одно дело — жить в полной опасностей оживленной столице, и совсем иное творится за пределами Лондона и больших городов или даже в некоторых больших городах. Опасно утверждать, что все хорошо, только потому, что кажется, будто геи легко могут выйти на контакт друг с другом. Что на самом деле означает, что множество уязвимых людей могут еще легче подвергнуться эксплуатации. Так что я думаю, что все по-прежнему, только в ином виде».

Хиты: 1270
 
© «Тридевятый регион» 2004 — 2018
Рейтинг@Mail.ru