Печать PDF

Дэвид Боуи


Музыкант, продюсер, звукорежиссер, художник и актер — вот уже без малого пятьдесят лет он продолжает удивлять, радовать и влюблять в себя миллионы людей по всему свету


За частые смены музыкальных стилей и сценических образов Дэвида Боуи называли «хамелеоном рок-музыки», однако каким-то образом он всегда умудрялся сохранять собственный узнаваемый стиль, который невозможно спутать с чем-то другим. Неудивительно, что тираж его альбомов составляет десятки миллионов копий. Неплохо для парня с рабочих окраин Лондона!

Дэвид Роберт Джонс родился 8 января 1947 года в Брикстоне — южной части британской столицы, бывшей в то время настоящим рабочим гетто. «Худшее место и время для детства, чем Лондон сороковых, представить себе невозможно», — вспоминал один из соседей Боуи. Родители мальчика зарабатывали немного, так что путь к славе для певца вышел не из легких.

В 1953 году семья Боуи переехала в соседний пригород — Бромли, где в возрасте девяти лет мальчик начал посещать классы музыки и хореографии. Учителя отмечали удивительные творческие способности ребенка, его харизматичный голос и художественную пластику. Благодаря отцу, приносившему домой пластинки Фэтса Домино, Литла Ричарда и Элвиса Пресли, Дэвид влюбился в этот лишь недавно появившейся, но успевший набрать огромную популярность жанр. «Сила этой музыки произвела на меня действительно незабываемое впечатление», — говорил Боуи позднее. Он легко освоил укулеле и самодельный бас, а затем и фортепиано, участвуя в любительских джемах со школьными друзьями (впоследствии Дэвид освоит еще множество инструментов). Однако увлечение музыкой отразилось на учебе: провалив общенациональный выпускной экзамен, молодой человек отправился учиться в технический колледж, где изучал искусство, музыку и дизайн.

bowie_aladin_sane_1000pxВ возрасте 15 лет Боуи организовал свою первую группу The Kon-rads, игравшую рок-н-ролл с гитарной основой на местных вечеринках и свадьбах. Вскоре он заключил первый контракт с менеджером и начал выступать самостоятельно. Псевдоним «Боуи» Дэвид придумал в 1966 году, одолжив фамилию у героя Техасской революции Джима Боуи. Впрочем, дебютный сингл певца «Liza Jane» был выпущен под заголовком Davie Jones and the King Bees и не имел коммерческого успеха. На протяжении нескольких лет Боуи сменил множество групп и нескольких менеджеров, однако слава упорно не хотела идти к нему в руки.

Свой первый альбом он выпустил в 1967 году, назвав его просто David Bowie. Это была смесь поп-музыки, психоделии и мюзик-холла. Альбом также не имел успеха, так что музыкант ушел в своеобразный творческий отпуск, увлекшись изучением драматического искусства. Боуи погрузился в создание характеров, образов и персонажей, которые позже принесут ему мировую известность. Как признавался сам Боуи впоследствии, он «хотел прославиться, но не знал, как это сделать, и на протяжении 1960-х перепробовал все что мог в театре, изобразительном искусстве и музыке».

Прорывом для молодого певца стал выпуск сингла Space Oddity, записанного и выпущенного одновременно с первой высадкой астронавтов на Луну. Юмористическая история майора Тома — астронавта, «потерявшегося в космосе» — пришлась по вкусу британской публике, и песня попала в чарты. В честь успешной баллады был назван второй альбом певца.

В том же году Боуи познакомился со своей первой женой, моделью Анджелой Барнетт. Впрочем, личная жизнь певца никогда не отличалась постоянством: открыто выражая свою андрогинность и бисексуальность, музыкант умудрялся крутить романы с самыми выдающимися женщинами и мужчинами своего поколения.

В 1970 году Боуи выпустил свой третий альбом —The Man Who Sold the World, неожиданно сменив акустическое звучание на тяжелый рок. Негодование критиков вызывала обложка музыкального диска, на которой Боуи был изображен переодетым в женское платье. Боуи продолжил дальнейшее исследование своего андрогинного имиджа в концептуальном альбоме The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars, который вышел в июне 1972 года. Для этой записи Дэвид создал свое самое знаменитое альтер-это — инопланетянина Зигги Стардаста. Многие песни из альбома, совмещающего различные музыкальные жанры, впоследствии стали классикой рока.

На волне успеха Дэвид совершил масштабное турне по Великобритании. В то же самое время Боуи начал продвигать и продюсировать своих кумиров рок-н-ролла, с двумя из которых познакомился в популярном нью-йоркском ночном клубе Max’s Kansas City — Лу Рида и Игги Попа. Шестой студийный альбом Дэвида Боуи, Aladdin Sane, вышел в 1973 году, став номером один в Великобритании. Интересно, что в 1973-м Боуи побывал в СССР: боявшийся полетов музыкант добирался из Японии в Европу по Транссибирской магистрали. Во время трехдневного пребывания в Москве Дэвид посетил первомайский парад, Оружейную палату и ГУМ. В середине 70-х стартовала карьера Дэвида Боуи в кино. Первой главной ролью музыканта стал пришелец с другой планеты, погибающей от недостатка воды, в фильме «Человек, который упал на Землю». Странный, завораживающий образ пришелся по вкусу критикам, и впоследствии Боуи еще не раз появлялся в кино, в основном исполняя роли фантастических или просто крайне необычных персонажей.

Следующая пластинка певца стала концептуальной: Diamond Dogs соединял в себе черты романа «1984» Джорджа Оруэлла и собственное видение Боуи постапокалиптического мира. В США Боуи добился своего первого крупного коммерческого успеха, поскольку альбом достиг пятой позиции в чарте. Затем последовала длительная череда смены музыкальных имиджей и стилей, каждая из которых дополняла и без того богатое творчество певца.
Особо стоит отметить альбом Heroes, посвященный проблематике холодной войны. Одноименная песня, повествующая о двух влюбленных, которые тайно встречаются около Берлинской стены, сегодня является одной из наиболее перепеваемых песен Боуи: Heroes стали частью знаменитой «Берлинской трилогии» — серии альбомов, записанных певцом в немецкой столице в сотрудничестве с знаменитым Брайаном Ино.

В 1980-х музыкант стал меньше экспериментировать, предпочитая комбинировать собственные ноу-хау и в то же время расширяя музыкальный стиль пластинок, записанных ранее. В 1981 году группа Queen выпустила песню Under Pressure, сочиненную и исполненную с Дэвидом Боуи. Она имела огромный успех, это был третий сингл Боуи, который стал номером один в британских чартах. В следующем году Боуи принял участие в театральной постановке, сыграв главную роль в новой английской адаптации пьесы Бертольда Брехта Baal на BBC. В 1983-м Боуи произвел настоящий фурор, закончив эксперименты с тяжелым роком и выпустив свой первый действительно коммерческий релиз Let’s Dance — гладкий танцевальный альбом с элементами соула, попа и диско.

Последним сольным альбомом Боуи в восьмидесятых стал Never Let Me Down (1987), на котором он поменял легкий звук из двух его предыдущих альбомов на хард-рок с танцевальной основой в духе только появившегося техно. В 1989 году, впервые с начала 70-х, Боуи сформировал регулярную группу, хард-рок-квартет Tin Machine, успевший выпустить два студийных альбома и одну концертную запись. После нескольких публичных скандалов Дэвид распустил группу — и с тех пор предпочитает заниматься сольным творчеством.

В 90-е годы Дэвид Боуи продолжил эксперименты со звучанием своих альбомов, однако на этот раз критика и зрители оказались к нему значительно строже, чем раньше. 17 января 1996 года Боуи был введен в Зал славы рок-н-ролла на одиннадцатой ежегодной церемонии. Свой пятидесятилетний юбилей в 1997 году он отметил грандиозным концертом в Мэдисон-сквер-гарден, участие в котором приняли многие его друзья, среди них — Лу Рид, Foo Fighters, Sonic Youth, Placebo, Роберт Смит и другие. В честь 50-летия Боуи был также награжден именной звездой на Голливудской аллее славы за вклад в индустрию звукозаписи. Свой последний концертный тур музыкант провел в 2003 году.

25 июня 2004 года, выступая на сцене, Дэвид испытал боль в груди и был срочно госпитализирован. После небольшой операции певец вернулся восстанавливать силы в Нью-Йорк. С этого времени Дэвид Боуи стал постепенно отходить от публичной жизни, все реже выступая с концертами. 8 февраля 2006 года он был удостоен премии Грэмми за жизненные достижения. Многим казалось, что мы уже не услышим новых записей легендарного певца, однако 1 марта 2013 года артист выложил новый альбом The Next Day для бесплатного прослушивания через онлайн-магазин iTunes. За первую неделю с момента выхода диск, тепло встреченный фанатами и критиками, разошелся в количестве более 94 тысяч копий, став самой быстро продаваемой пластинкой 2013 года.

Хиты: 1363
 
© «Тридевятый регион» 2004 — 2018
Рейтинг@Mail.ru