Печать PDF

Артюр Рембо


Друг и соратник Поля Верлена, он прожил короткую, яркую и удивительную жизнь, заслужив звание одного из первых «проклятых поэтов» Франции

Жан-Никола-Артюр Рембо родился 20 октября 1854 года в провинциальном городке Шарлевиль, в Арденнах, на северо-востоке Франции. Его семью можно назвать буржуазной: мать мальчика происходила из зажиточных крестьян, а отец служил капитаном. После появления на свет второго сына, Артюра, он покинул родину, чтобы принять участие в Крымской войне, а вернувшись из похода, вместе с семьей кочевал из гарнизона в гарнизон. В конечном итоге он порвал с женой, так что та была вынуждена растить многочисленных детей самостоятельно. От отца Рембо унаследовал чувственную привлекательную внешность и капризный, непостоянный характер.

Детство мальчика сложно назвать счастливым, так как Артюр получил строгое воспитание: за малейшее нарушение порядка детям грозили домашнее заточение и «диета» из хлеба и воды. Биографы поэта сходятся в том, что именно мать пробудила в сыне дух мятежа. «Еще прежде, чем восстать против религии, общества, литературы, он сделал попытку сбросить иго семьи — и только по вине этой женщины». В детстве Рембо был чрезвычайно набожным, тихим, застенчивым ребенком, так как его мать отличалась ханжеским благочестием и воспитывала детей в соответствующем духе.

На Артюра мать всегда возлагала особенные надежды: мальчик прилежно учился, был лучшим по всем предметам. Начальное образование Рембо получил в Шарлевильском лицее. Страдая от деспотизма матери, Рембо читал приключенческие книжки и мечтал о далеких теплых странах, где царит свобода. С не меньшей увлеченностью Артюр изучал французскую поэзию, с которой познакомился благодаря своему учителю и другу Жоржу Изамбару.

Сам он писать стихи начал в 8 лет, а уже к 15 годам эти стихи оформились в произведения, отмеченные не только несомненным талантом, но и строгой романтической манерой написания. Рембо аккуратно соблюдал традиции и образность, создавая нежные и тонкие произведения о греческих богах, лилиях, голубках и тому подобном. Но уже вскоре мировоззрение, а вместе с ним и стихотворения Рембо кардинально изменились. Молодой человек ненавидел жизнь в провинции — это заметно по строкам из его письма другу: «Какое счастье для вас, что вы не живете больше в Шарлевиле! Мой родной город намного превосходит по идиотизму все прочие маленькие провинциальные города». И в конечном итоге Рембо не выдержал — началась длинная череда побегов из-под власти матери.

9kavm9Он продал книги, полученные за успешную учебу, потом часы. Добравшись до Парижа, а затем и до Бельгии, молодой человек пытался заниматься журналистикой, но в итоге каждый раз был вынужден возвращаться в ненавистный дом. Две недели поэт провел в революционной столице, где была объявлена коммунистическая Коммуна. Невероятным образом он жил две недели без всяких средств к существованию, но после разгрома Коммуны, потеряв веру в социальную борьбу, Рембо пешком вернулся к матери. В поэзии этого периода чувствуется злость юношества, разочарование в детских ценностях, особенно в христианстве. Подросток считал христианскую религию не заблуждением ума, а истощением всех жизненных сил, сознательным отказом от свободы. Свои скитания по стране юный поэт опишет следующим образом:

В карманах продранных я руки грел свои;
Наряд мой был убог, пальто — одно названье;
Твоим попутчиком я, Муза, был в скитанье
И — о-ля-ля! — мечтал о сказочной любви.
Зияли дырами протертые штаны.
Я — мальчик с пальчик — брел, за рифмой поспешая.
Сулила мне ночлег Медведица Большая,
Чьи звезды ласково шептали с вышины;
Сентябрьским вечером, присев у придорожья,
Я слушал лепет звезд; чела касалась дрожью
Роса, пьянящая, как старых вин букет;
Витал я в облаках, рифмуя в исступленье,
Как лиру, обнимал озябшие колени,
Как струны, дергая резинки от штиблет.

В августе 1871 года Рембо, к этому времени окончательно сошедший с «праведного пути», послал Полю Верлену, уже получившему признание французской публики, несколько своих последних стихотворений. Изумленный поэт немедленно выслал молодому человеку деньги на дорогу в Париж. Перед отъездом из Шарлевиля в приливе творческих сил Рембо создал «Пьяный корабль» — один из шедевров французской литературы. В 1871 году, когда было написано стихотворение, в литературной среде еще не существовало термина «символизм». Он был введен в обращение немного позже —французским поэтом Жаном Мореасом. Однако манера письма Рембо, его художественные средства и эстетические принципы полностью соответствовали духу символизма с его стремлением к неясным образам, мистицизмом и загадочностью. Корабль без руля и парусов стал своеобразным символом поэта, который смело бросается в водоворот жизни.

Знакомство Поля Верлена и Артюра Рембо стало знаковым событием для обоих поэтов. Их творческая, дружеская и любовная страсть на протяжении трех лет знала ссоры и скандалы, встречи и расставания, периоды спокойствия и периоды бури. Итог этой бурной жизни нам уже известен: Верлен в жарком споре под действием абсента прострелил Рембо запястье, после чего провел два года в заключении. В это время Артюр написал небольшую книжку «Одно лето в аду», где новаторской и надрывной поэтической прозой объяснил, почему он больше не желает быть поэтом. Книга была издана в 1973 году и вобрала в себя многое из пережитого Рембо в Париже: «Я могу умереть от земной любви, умереть от преданности. Я покинул сердца, чья боль возрастет из-за моего ухода! Вы избрали меня среди потерпевших кораблекрушение; но те, кто остался, разве они не мои друзья? Спасите их!».

После расставания с Верленом Рембо возвратился домой, на ферму, но обстановка семейного очага явно была не для него. Уставший, ослабевший, запутавшийся, поэт фактически перестал писать — вместо этого он путешествовал по миру. «Я пробовал изобрести новые цветы, новые звезды, новые виды плоти, новые языки. Я поверил, что обладаю сверхъестественным могуществом. И что же!.. Я! Я, который счел себя магом или ангелом, освобожденным от всякой морали, я снова брошен на землю с обязанностью искать работу, обнять грубую действительность!» — с грустью сказал  он впоследствии.

Нищий Рембо несколько лет скитался по Европе в поисках средств, для того чтобы уехать. В конце концов он записался в голландскую армию, в составе которой отправился на Яву для участия в военных действиях. Через три недели дезертировал и вновь вернулся в Шарлевиль. В 1877 году Рембо предпринял попытку через Австрию добраться до России, но по пути его ограбили, а австрийская полиция выслала его назад во Францию. Какое-то время Рембо странствовал в качестве переводчика при бродячем цирке по Германии, Дании, Швеции, после чего перешел Альпы и с трудом добрался до Египта, где началась его карьера в качестве торговца кофе, пряностями и шкурами. Затем Артюр перебрался в Эфиопию. В этой стране Рембо стал первым белым человеком, осмелившимся обитать в бедном районе Огаден. Он торговал, а в 1885 году стал заниматься незаконными поставками оружия для армии короля Шоа Менелика II. Жил в нищете и безвестности, с трудом добывая деньги на воду, еду и одежду.

В это время на родине Рембо к нему пришла известность: не сумев отыскать своего бывшего любовника, Верлен решил самостоятельно взяться за публикацию произведений Артюра, что встретило единодушное одобрение у критики. В 1884 году Верлен написал о Рембо книгу «Проклятые поэты», получившую всемирную известность. Несмотря на то что слухи об успехе во Франции некоторым образом дошли до поэта, он не проявил к этому ни малейшего интереса, предпочитая новую жизнь старым переживаниям.

Весной 1891 года, через 10 лет жизни в Африке, на правом колене Рембо появилась опухоль. Поэт вынужденно вернулся на Родину, где ему ампутировали ногу в надежде спасти больного от рака. Последние месяцы жизни за ним ухаживала сестра.

Артюр Рембо скончался в госпитале Марселя 10 ноября 1891 года. За день до смерти он продиктовал записку с просьбой заказать билет на пароход — его мятежная душа до последнего надеялась вернуться в Африку. Его творческое наследие, созданное всего лишь за несколько лет юношеских скитаний, до сих пор является предметом самого пристального изучения и самых жарких споров: в любви к поэту признаются писатели и музыканты, художники и актеры. Потерявший вдохновение и мучительно переживавший эту потерю Рембо и его поэзия стали вдохновением для многих других.

Хиты: 2403
 
© «Тридевятый регион» 2004 — 2018
Рейтинг@Mail.ru