Печать PDF

Джек Керуак


Писатель и поэт, он  не только сформировал новое литературное направление (вместе с Алленом Гинзбергом и Уильямом Берроузом), но и встал у истоков уникальной контркультуры американского бит-поколения

Это необычное литературно-общественное движение сформировалось в США после Второй мировой: писатели и поэты, художники и музыканты, чья молодость пришлась на годы войны, самопровозгласили себя «разбитым поколением» (англ. beat generation) по аналогии с «потерянным поколением» Ремарка и Хемингуэя. Их объединяла любовь к независимым, авангардным течениям искусства первой половины XX века, стремление к абсолютной творческой, гражданской и сексуальной свободе, неприятие любых социальных норм и запретов. В пятидесятые годы американское общество все еще оставалось крайне консервативным и замкнутым, повернутым на общественной морали и приличиях, и битники, некогда встряхнувшие половину североамериканского континента, крайне негативно воспринимали многие ограниченные и шовинистические традиционные ценности США. Признанным лидером и идеологом контркультуры бит-поколения стал Джек Керуак.

Будущий писатель родился 12 марта 1922 года в городе Лоуэлле, штат Массачусетс, на северо-востоке США. Он был третьим ребенком в франко-американской семье бретонского происхождения — его родители, Лео Алсид Керуак и Габриэль Анж Левек, в поисках работы перебрались из Канады в Новую Англию. В раннем возрасте мальчик был глубоко потрясен смертью старшего брата Жерара, что впоследствии подтолкнуло его к созданию книги «Видения Жерара». До шести лет Керуак не знал английского языка и говорил только на жуале — специфическом французском жаргоне, распространенном в Канаде. Неудивительно, что жители Лоуэлла воспринимали Джека и его семью как людей второго сорта, хотя его отец добился определенных успехов: он управлял типографией и выпускал местный бюллетень «Прожектор».

jack-kerouac2Большую часть свободного времени мальчик проводил в отцовской типографии, прекрасно знал, как макетируется и выпускается газета, и вскоре сам начал писать и выпускать спортивный бюллетень, который продавал друзьям и знакомым. Начальное образование Джек получал как в католической, так и в публичной школе. Прекрасный спортсмен и талантливый футболист, он завоевал спортивную стипендию для обучения сначала в частной средней школе Хорэса Манна в Нью-Йорке, а затем и в престижном Колумбийском университете.

В это время в жизни Керуака наступили кардинальные перемены. Он познакомился с Алленом Гинзбергом, Нилом Кэссиди и Уильямом Берроузом — молодыми людьми, которым еще только предстояло назвать себя «разбитым поколением» и вместе с которыми Керуак вел довольно-таки фривольный образ жизни. Во время неудачного футбольного матча Джек сломал ногу — на этом его спортивная карьера была завершена, а вместе с ней и выплаты стипендии. Разачарованный и уставший, Керуак стал моряком торгового флота, а еще через пару лет записался во флот военно-морской, который покинул спустя полгода с диагнозом «параноидальная шизофрения»: он отказывался подчиняться каждой букве устава, что консилиум медиков трактовал как сумасшествие.

Завершив карьеру моряка, Джек Керуак вернулся к изучению литературы в Колумбийском университете, хотя в многочисленных студенческих барах молодого писателя видели куда чаще, чем за университетской скамьей. Его друзья стали для него новой семьей, а с поэтом Алленом Гинзбергом его связывали и более личные отношения, хотя Керуак и предпочитал скрывать свою бисексуальность. После войны он начал писать свой первый роман — «Городок и город», опубликованный в 1950 году. Несмотря на то  что блистательный литературный стиль Керуака еще не проявился в полной мере, книга была встречена достаточно тепло.

Окрыленный успехом, он без промедлений приступил к написанию второго романа. Источником для вдохновения стали его путешествия по стране: вместе с приятелем своего сокурсника Нилом Кэссиди он исколесил множество дорог США и Мексики, перебиваясь случайными заработками. За три изматывающих недели Джек завершил работу. Для создания рукописи он склеил множество листов японской бумаги и использовал получившийся 147-метровый рулон для непрерывной печати — такой метод работы сам автор называл «спонтанной прозой». Отсутствие самоцензуры, нетипичный сюжет, оригинальная пунктуация (текст был написан без единого знака препинания) — все это привело к тому, что роман был выпущен в печать лишь в 1957 году после множества редакционных исправлений, и даже тогда многие не воспринимали его всерьез.

Однако книгу ожидал головокружительный успех, и продажи превзошли все мыслимые и немыслимые ожидания автора. «Это книга о смерти и поиске чего-то важного, за что можно держаться, — известный поиск ЭТОГО, правды большей, чем сама сущность, которая, конечно, так и не найдена»; «Если прочитать книгу внимательно, то увидишь чувство потери и скорбь, разрастающиеся на каждой странице»; «Это книга о разбитых мечтах и несбывшихся планах» — так критики отреагировали на успех романа. История духовных исканий двух свободных путешественников точно отразила настроения бит-поколения и подняла популярность этого контркультурного движения до неведомых высот. Несмотря на разноголосицу отзывов, книга быстро стала бестселлером, а сам Керуак — знаменитостью. Интересно, что к появлению термина «битник» писатель никакого отношения не имел и всячески открещивался от такого названия своих единомышленников, говоря: «Я король разбитых, а не битник». Первый русский перевод романа (за авторством Веры Ефановой) увидел свет в 1960 году — его фрагменты были изданы в журнале «Иностранная литература». Тем мне менее полноценное издание было осуществлен лишь в середине девяностых годов.

Мучимый собственным талантом, страдающий от алкоголизма, Джек не переставал писать на протяжении всех пятидесятых годов. Сдержанный и замкнутый по натуре, он не любил привлекать к себе внимание. Ему отчаянно нравилось наблюдать и досконально воспроизводить собственные чувства на бумаге. «Пиши то, что приходит в голову, и никогда ничего не меняй» — так он сформулировал свое творческое кредо.

В середине пятидесятых писатель открыл для себя буддизм. Его увлечение восточной философией, соединившись с ценностями бит-поколения, стало основой для романа «Бродяги Дхармы», опубликованном в 1958 году. «Невозможно ухватить мельчайшую частицу, нет ее, вещи — лишь пустые расположения чего-то, что кажется существующим в пространстве. Нет ни большого, ни малого, ни близкого, ни далекого, ни истинного, ни ложного — одни только призраки, просто призраки, и все» — так буддизм переплетался с экзистенциальными настроениями писателя.

Чуть позже мечта Керуака о поколении молодых американцев, с рюкзаками путешествующих по США в поисках духовного просветления, нашла отражение в движении хиппи. В 1961 году Джек в надежде навсегда покончить со спиртным принял предложение своего друга, поэта Лоуренса Ферлингетти, пожить вместе с ним в Биг-Суре — ныне знаменитом районе побережья центральной Калифорнии. В 1940 году в Биг-Суре поселился писатель Генри Миллер, посвятивший этому месту автобиографический роман «Биг-Сур и апельсины Иеронима Босха».

К сожалению, жизнь на природе лишь усугубила депрессивные настроения писателя: трехнедельное пребывание на калифорнийском побережье закончилось барами Сан-Франциско. Биг-Суру Керуак посвятил автобиографический роман с одноименным названием, главной темой которого стала борьба огромного таланта и такой же огромной тяги к саморазрушению.

На протяжении шестидесятых годов Джек Керуак продолжал безуспешно бороться с алкоголизмом, который пагубно отражался как на его здоровье, так и на творчестве. В 1965 году он посетил Париж, чтобы разузнать историю своих предков. В результате этой поездки был написан роман «Сатори в Париже».

Через год писатель в третий раз женился — первые два брака были скоротечными и не принесли ему счастья. Последние несколько лет жизни Керуак провел вместе с женой и матерью. К этому времени он потерял связь со своими друзьями-битниками, былая слава угасла, алкоголизм и депрессия приняли необратимый характер. Он стал сентиментальным, рисовал картины с библейскими сюжетами, писал стихотворения и поэмы, в которых доказывал, что «американский удел ужасен, и его нельзя облегчить». Писатель скончался 21 октября 1969 года от обширного желудочного кровотечения, вызванного циррозом печени. «Я люблю сумасшедших, тех, кто неистово хочет жить, говорить, спастись, кто хочет иметь все сразу, кто никогда не зевает и не говорит пошлостей, а всегда горит, горит, горит», — говорил один из героев Керуака. Сгорел и его создатель, оставив после себя великое литературное наследие и жизненные принципы, остающиеся актуальными и по сей день.

Хиты: 2192
 
© «Тридевятый регион» 2004 — 2018
Рейтинг@Mail.ru