Печать PDF

Высшее неэффективное

Министерство образования и науки РФ выявило признаки неэффективности в работе 18 процентов российских вузов. В их числе — четыре калининградских. Об этом говорится на сайте министерства.

Вузы оценивались по шести основным и двум дополнительным критериям. Среди основных — образовательная, научно-исследовательская, международная и финансово-экономическая деятельность, показатели трудоустройства выпускников и инфраструктура. Для филиалов вузов дополнительным критерием стало число студентов и наличие кандидатов и докторов наук среди преподавателей. Для специализированных учебных заведений в зависимости от специализации были, кроме того, разработаны дополнительные критерии.

В список региональных вузов, в работе которых были усмотрены признаки неэффективности, попали Калининградский институт управления, а также три филиала, в том числе один государственный — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. Кроме того, «черную метку» получили калининградский филиал автономной некоммерческой образовательной организации «Международный славянский институт» и Калининградский институт туризма — филиал негосударственного образовательного учреждения «Российская международная академия туризма».

Калининградские филиалы академии госслужбы и госуниверситета туризма и сервиса уже признавались неэффективными в 2012 году. Тогда в этот список в регионе сначала попали семь филиалов столичных учебных заведений. Позже неэффективным посчитали и региональный филиал Университета кооперации (по материалам «Нового Калининграда. Ru»).

Cправедливая колонка

masyanovaНаталья МАСЯНОВА, секретарь бюро РО партии «Справедливая Россия»

Требования министерства образования, подчас бывают столь затейливы, а критерии отношения к проблеме столь вычурны, что сами представители министерства не могут разобраться в том, что они придумали. Критерии эффективности вузов откровенно надуманны. Это понятно — потому что каждый вуз имеет свою специализацию и свою специфику, в том числе и в вопросах подготовки специалистов. Судить все образовательные учреждения по общим правилам было бы опрометчиво.
С другой стороны, если высшее учебное заведение, в особенности коммерческое, является неэффективным, то оно рано или поздно прекратит свое существование по экономическим причинам в результате отсутствия студентов. Это нормальный процесс рыночной конкуренции. Почему в этот процесс вмешивается министерство — непонятно. Первое, что приходит в голову, так это ангажированность министерства в принятии подобных решений.
В числе разного рода частных образовательных учреждений существует большое количество таких, которые просто торгуют своими дипломами, не давая ни навыков, ни образования. Но дипломы они выдают действительные, государственного образца. В этом деле без чиновников того же министерства обойтись нельзя. Можно догадаться, что такие «вузы» неэффективными признаны не будут. Так какие же вузы признаются неэффективными? Видимо, те, которые, в отличие от карманных, занимаются реальной работой, без блата в органах власти.

Независимая колонка

obrazcov.jpegБорис ОБРАЗЦОВ, учредитель газеты «Тридевятый регион»

Уважаемые родители! Матери, отцы, дедушки и бабушки сегодняшних школьников!
Призываю вас спасти себя и своих детей и внуков! Ни в коем случае не отдавайте ваших детей в лапы российского коррупционного спрута — в систему высшего образования России.
Сегодня любой калининградский вуз, не говоря уже о понародившихся филиалах незнамо чего из Москвы и Санкт-Петербурга — это прежде всего полностью коррумпированная система заморачивания вам головы с попыткой выманивания честно заработанных вами средств. Нет больше высшего образования в России в том понимании, какое существовало 10–15–30 лет назад. Сегодня юноши и девушки, опрометчиво отправленные родителями в так называемые вузы — всякие псевдоуниверситеты и псевдоакадемии — получают в них единственное знание: кому из преподавателей и сколько надо заплатить за курсовую, зачет или экзамен. Почем стоит написать дипломную работу и сколько и в какой кабинет надо «занести». С 1 сентября, с самого начала учебного года именно эти вопросы активно обсуждаются вашими детьми и их сверстниками, соучениками.
Высшее образование в России превратилось в высшее коррупционное образование.
А по итогам, по окончании любого вуза, у вас в семье появится не специалист по выбранной вами для него специальности, а высокообразованный, прошедший многолетнюю практику коррупционер — готовый вор и жулик. Берегите детей — отправляйте их учиться за границу. Куда угодно, хоть в ту же Польшу!

Гражданская колонка

elaevАлексей ЕЛАЕВ, председатель ревизионной комиссии РО ПП «Гражданская платформа»

Меня удивляет статистическая выборка Минобрнауки в проверке эффективности вузов: из десятков разномастных «образовательных учреждений», действующих в регионе, были выбраны четыре, которые и прогнали через прокрустово ложе разномастных экселевских табличек. Надо было проверить все. Причем не вузы целиком, а конкретно — по каждой из аккредитованных специальностей. Тогда бы все узнали, что в Калининградской области по многим юридическим специальностям нет ни одного профессора, а «юристы» производятся сотнями. Боюсь себе представить, что было бы, приди проверка на медицинский факультет БФУ имени Канта, на котором лет пять назад готовили лишь фельдшеров и медсестер, а теперь, оказалось, можно готовить профессиональных врачей. Про всяческие «всепланетные университеты», «панславянские академии» и «сверхсовременные институты», дипломы которых с трудом годятся даже в качестве подставки под кофе, я вообще умолчу, там поможет разве что запрет на профессию для всего профессорско-преподавательского состава. При этом соседняя Беларусь чудом сохранила фантастический уровень не только высшего, но и среднего профессионального образования. Точнее — не чудом, а беспощадными отчислениями бездельников и лодырей. Потому белорусский диплом говорит о наличии у его обладателя знаний, российский же не говорит ни о чем, так как пять лет безделья до хорошего не доведут.

Политологическая колонка

abramovВладимир АБРАМОВ, доцент кафедры политологии и социологии БФУ им. Канта

Честно говоря, приведенная цифра меня удивляет. Своей скромностью. Вопросы о качестве работы можно задать по поводу деятельности значительно большего числа местных вузов. Реально востребованностью — даже на мировом рынке — могут похвастаться разве что выпускники БГА. По поводу филиалов, особенно филиалов негосударственных учебных заведений, вопрос стоило поднять уже давно. Сплошь и рядом это просто конторы по обмену денежных знаков на отсрочку от армии для мальчиков и дипломы для всех. Подобная схема (в ее финансовой части) бойко перенята и многими государственными вузами. Особенно в отношении лиц, получающих очередное высшее образование. Зачастую это явная профанация. Ведь количество преподавателей высшей школы в регионе ограничено и имеет тенденцию к уменьшению под влиянием естественной убыли и слабого желания молодежи замещать вакансии за смешные жалования. Маятниковая миграция профессуры из столиц в янтарном крае затруднена географией пополам с геополитикой. Да и не востребована. Пипл жаждет корочек, а не знаний.
Вот и крутятся преподаватели тех же госвузов как белки в колесе, окучивая две-три халтуры помимо основного места работы. И это при том, что горловая нагрузка наших лекторов (лекции и семинары) только на этом самом «основном месте» впятеро выше аналогичного показателя у их американских коллег. Которые при этом получают в 12 раз больше. Откуда тут взяться качеству преподавания? Его нет как нет.

Хиты: 1897
 
© «Тридевятый регион» 2004 — 2018
Рейтинг@Mail.ru