Печать PDF

Сельма Лагерлеф


Выдающаяся шведская писательница, поддерживавшая интерес к скандинавской народной культуре, она стала первой женщиной, получившей Нобелевскую премию по литературе


Сельма Оттилия Лувиса Лагерлеф родилась 20 ноября 1858 года в родовой усадьбе Морбакка в провинции лен Вермланд на западе Швеции. Дочь зажиточных фермеров, она с самого детства была окружена суровой, но прекрасной северной природой, любила и понимала ее. Считается, что именно детство, проведенное в Морбакке, оказало наибольшее влияние на поэтическое дарование Сельмы. Кроме того, родовое имение на всю жизнь оставалось для писательницы чем-то особенным: в уже зрелом возрасте она выкупила дом, некогда проданный отцом из-за долгов, и постоянно описывала его в своих произведениях, особенно автобиографического толка.

Тем не менее детство девочки нельзя назвать простым: в возрасте трех лет из-за тяжелой болезни Сельма была парализована и на несколько лет прикована к постели. В конечном итоге болезнь отступила, оставив о себе напоминание в виде легкой хромоты и болей в бедре. За время вынужденного безделья девочка сильно привязалась к бабушке и тете, которые знали множество сказок, местных преданий и родовых хроник. Смерть бабушки в 1863 году стала для будущей писательницы большим ударом.

nobel-selma-lagerlofВновь ходить Сельма начала лишь в 1867 году — после того как ее привезли в Стокгольм для прохождения лечения в клинике. В шведской столице девочка поселилась у дяди, большого знатока культуры, который и стал для Сельмы проводником в мир литературы, музыки и живописи. Вернувшись домой, она продолжила домашнее образование. Однако позже способная девочка успешно закончила гимназию.

В 1881 году Лагерлеф поступила в лицей в Стокгольме, в 1882 — в Высшую учительскую семинарию, которую и закончила в 1884 году. Ее семья к этому времени обеднела, так что Сельме предстояло самостоятельно зарабатывать на жизнь. Лагерлеф стала учительницей в школе для девочек в Ландскруне на юге Швеции — и к своей работе относилась с большим прилежанием и ответственностью. В свободное время молодая девушка писала сонеты, рассказы и сказки, хотя много лет не решалась сделать писательство своим основным занятием, продолжая преподавать.

Первым произведением Лагерлеф стал роман «Сага об Йесте Берлинге». Он был написан под влиянием модного в то время шведского неоромантизма, а использование в повествовании фольклорных образов и сверхъестественных элементов приближало книгу к сформировавшемуся уже в XX веке магическому реализму. Главным героем стал лишивший себя сана священник Йест Берлинг — любитель женщин, вина и празднеств, заключивший договор с нечистой силой и впоследствии раскаявшийся в этом.

В 1890 году женский журнал Idun объявил литературный конкурс. Сельма приняла в нем участие, представив первые пять глав своего эпоса — и победила. Это утвердило ее в намерении закончить книгу. Большинство эпизодов эпоса, построенного как цепь отдельных историй, были основаны на легендах Вермланда, известных писательнице с детства. Роман увидел свет в 1891 году и сначала не пользовался большой популярностью, но после перевода на датский неожиданно оказался в центре внимания. Общество, уставшее от крайностей критического реализма, увидело в этой книге возрождение романтических принципов. Успех романа, а также стипендия, пожалованная королем Оскаром II, позволила молодой писательнице отказаться от преподавательской деятельности и всерьез заняться литературой.

В 1894 году Сельма познакомилась с другой писательницей — Софи Элкан, которая была старше Лагерлеф на пять лет и уже овдовела: ее муж и дочь умерли от туберкулеза. Вместе Сельма и Софии объездили всю Европу, побывали в нескольких африканских и азиатских странах.

«Софи обычно шла впереди. Всегда безупречно одетая, она выглядела очень мило благодаря тонким, нежным чертам лица и пышным волнистым волосам. Она отличалась наблюдательностью и прямотой суждений, была интересным и уверенным в себе собеседником. Сельма, напротив, казалась неловкой, угловатой, и в то же время в ней было что-то юное, свежее и нетронутое» — так о двух неразлучных подругах вспоминала журналистка и эколог Элин Вагнер. Впрочем, двух писательниц связывали отношения гораздо сильнее, чем дружба, — это была любовь. Женщинам приходилось скрывать свои отношения, неприемлемые для общества того времени. «В Копенгагене я встретила так много женщин, имеющих связь с женщинами, что часто задумываюсь над вопросом: почему это считается противоестественным? Почему любовь к человеку то же пола является табу?» — как бы в подтверждение этого писала Сельма в одном из своих писем.
Кроме того, в 1898 году Сельма познакомилась с бывшей преподавательницей и активной участницей феминистского движения Вальборг Оландер, которая влюбилась в писательницу. Так сформировался сложный треугольник, просуществовавший вплоть до смерти Софии Элкан в 1921 году. Лагерлеф и Вальборг оставались вместе до последнего дня писательницы, которая много лет оплакивала свою спутницу жизни.

Начало XX века оказалось крайне удачным для карьеры Лагерлеф. Одна за другой выходили в свет ее новые книги. Зачастую они были основаны на фольклорном материале Скандинавии. Особенную популярность завоевал роман «Иерусалим», опубликованный в 1901 году и описывающий историю шведских фермеров, эмигрировавших в Палестину. В 1904 году творчество Сельмы Лагерлеф было отмечено золотой медалью Шведской академии, а еще через три года вышла в свет детская книга «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции». Она была задумана как учебник для начальных школ, но талант писательницы превратил ее в сказочный путеводитель по родной стране. Это произведение принесло автору мировую известность. В нем Лагерлеф рассказывает историю четырнадцатилетнего мальчика Нильса, который превращается в карлика из-за своей эгоистичности и избалованности. На спине гуся он отправляется в путешествие в сторону Лапландии. Во время полета с дикими гусями Нильс посещает все уголки Швеции и одновременно учится доброте. История носит открыто моралистический характер, и ее призыв к бережному отношению к природе еще более актуален в наши дни. Рассматривая шведскую жизнь с воздуха, автор обильно снабжает читателя информацией о своей родной стране, ее географии, истории и мифологическом прошлом. Министерство образования Швеции даже признало сказку средством для изучения географии Швеции. Сказка была переведена на многие языки мира, в том числе и на русский.

В 1907 году Лагерлеф была избрана почетным доктором Упсальского университета, в 1914 году стала членом Шведской академии. В 1909 году писательнице была вручена Нобелевская премия по литературе «как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все ее произведения». Она стала первой женщиной, получившей Нобелевскую премию по литературе. Премия позволила Лагерлеф выкупить ее родную Морбакку, где писательница жила еще три десятка лет, выпуская новые романы, повести, новеллы и сказки. Последним крупным произведением Лагерлеф стала трилогия о семье Левеншельд: «Перстень Левеншельдов», «Шарлотта Левеншельд» и «Анна Сверд», написанная в двадцатые годы Действие этого романа, посвященного истории одной семьи на протяжении пяти поколений, начиналось в 1730 и заканчивалось в 1860 году.

В тридцатые годы Лагерлеф помогала немецким деятелям культуры спасаться от нацистских преследований. В 1940 году писательница способствовала получению шведской визы немецкой поэтессой еврейского происхождения Нелли Закс, которая тоже стала лауреатом Нобелевской премии по литературе. Во время советско-финской войны Сельма пожертвовала свою золотую нобелевскую медаль шведскому национальному фонду помощи Финляндии, после чего на долгие годы попала в «черный список» СССР. В Советском Союзе «вспомнили» о Лагерлеф только в 1958 году в связи с ее столетним юбилеем, после чего издали несколько ее произведений. Выдающаяся шведская писательница умерла от инсульта 16 марта 1940 года в своем доме.

Хиты: 2244
 
© «Тридевятый регион» 2004 — 2019
Рейтинг@Mail.ru